Между 1594 и 1596 годами итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо создал живопись молодого мужчины, уставшего смотреть водоем. Пытается ли он попить воды? Нет, он влюблен в свое отражение в зеркале.

Картина Караваджо «Нарцисс» показывает трагическую историю из древнегреческой мифологии, рассказанную на пике итальянского Возрождения.

Мифологическая история о Нарциссе

Молодой Нарцисс происходит из древнегреческой мифологии. Самая популярная версия представлена в "Метаморфозах" Овидия, которую использовал Караваджо. Легенда гласит, что Нарцисс - прекрасный сын нимфы Лейриопы и речного бога Кефисоса.

Когда Нарцис был еще маленьким мальчиком, его мать привела его к слепому пророку Тиресию, чтобы он рассказал ему его судьбу. Слепой пророк предсказал ему долгую жизнь, если он не узнает сам себя.

К сожалению, Нарцис вскоре познал самого себя. Как тщеславный и высокомерный подросток, он отвергал страстные доказательства любви множества молодых дам. Когда он приблизился к источнику воды, юный Нарцис безвозвратно влюбился в свое собственное отражение.

Нарцис пребывал у воды и тщетно смотрел на свое отражение. Когда лист упал в воду и Нарцис, наблюдая за возникающими волнами, пришел к мнимому осознанию своей некрасивости, он умер. После его смерти его тело превратилось в нарцисс, который по сей день носит его имя.

У недавно обнаруженной картины Караваджо "Нарцис" нет определенного происхождения. Это вызывает неопределенность в истории искусства. Возможно, эта работа была создана во время творческого периода художника, когда мало документировалось о его работах. Будучи произведением мастера барокко, картина "Нарцис" исследует классическую мифологию и тему эгоцентризма. Караваджо использовал свой характерный стиль, осветляя Карпатский склон и создавая концентрические круги вокруг Нарциса, чтобы передать его втягивание в собственное отражение. Изучение этой работы может расширить понимание искусства Караваджо и его роли в развитии барокко.

Источники вдохновения и темы картины

Караваджо, Нарцисс, 1594-96

Все обстоятельства, связанные с созданием, заказом и выполнением этой работы искусства, полностью неизвестны.

Фактически, только недавно эту картину приписали Караваджо. Анализ стилистических основ этой работы, сравнение с другими произведениями Караваджо и символическая новизна картины указывают на то, что она признается как произведение Караваджо, но некоторые ученые все же остаются сомневающимися.

Единственным конкретным доказательством является экспортное разрешение 1645 года, которое удостоверяет наличие у Караваджо работы "Нарцисс" с подобными размерами.

Эта работа была создана в середине его художественной карьеры. В это время невозможно полностью изучить, так как нет достаточно данных о его жизни.

Однако в течение этого периода Караваджо предпочитал уникальное ощущение атмосферы, напряжения и самонаблюдения.

Как и его Лютнист, Нарцис Караваджо, возможно, тоже является символом ванитас. Предупреждение о темноте, которая может возникнуть из безнадежных радостей любви и молодости.

Караваджо, "Жонглёр на лютне", 1596

Основания стиля указывают на то, что это картина Караваджо

В свете отсутствия доказательств, искусствоведы обращаются к стилевым доказательствам, чтобы определить, является ли "Нарцисс" оригиналом Караваджо. Картина обладает притягательностью и необычайной красотой, которые мог только нарисовать Караваджо в то время.

Следующие факты говорят в пользу приписки картины Караваджо.

Техническое мастерство

"Нарцисс" свидетельствует о интересе к драматическому контрасту между темнотой и ярким золотым светом.

Впечатляющее использование хиароскуро на этой картине соответствует другим произведениям художника, таким как "Призыв св. Матфея" или "Обезглавливание Иоанна Крестителя".

На этой картине Караваджо изображает пророка Матфея, призванного Иисусом. Известно, что Караваджо уделял особое внимание композиции своих работ.

Композиция

Начинания Караваджо были выполнены в нейтральном и неопределенном пространстве. Кроме того, художник известен тем, что использовал одни и те же модели в своих картинах.

Мальчик, изображенный здесь, имеет заметное сходство с ангелом из его картины "Отдых в побеге в Египет".

Караваджио, Покой в пути в Египет, 1594-96

Нарцисс носит жилетку из той же ткани, что и платье Марии Магдалины в "Покаянии Магдалины" Караваджио. В качестве бедного молодого художника Караваджио был известен тем, что повторно использовал одних и тех же моделей и костюмы, чтобы сэкономить деньги

Караваджо, Раскаявшаяся Магдалина, 1594 - 1596

Настроение

Караваджо передает темную меланхолию. Глаза Нарцисса тенью закрыты, его губы пышны, и его смотр завораживающе устремлен на черные воды.

Эту воду часто связывали древние писатели с водами Стикса. Нарцисс, в которого превратился юноша, ассоциировался с смертью, с Деметрой и Персефоной.

Вывод о Нарциссе Караваджо

Нарцисс Карараззо имеет размеры 110 х 92 см и представляет собой картину барочного искусства. Это произведение выставлено в Галерее Национального искусства д'Антика в Риме. Это изображение обладает вечной мистикой и вдохновляет к размышлениям - не только о происхождении художника.