Август Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже. Как скульптор, он оказал большое влияние на современное искусство. В отличие от многих известных художников, Роден завоевал свою выдающуюся репутацию лишь в среднем возрасте, но его имя и сейчас влияет на художников во всем мире.

Постоянная популярность Родена проявляется во множестве отливок его скульптур, которые продолжали производиться и после его смерти, и которые сейчас можно найти во многих важнейших художественных музеях мира.

Ключевые идеи: Август Роден

Биография Августа Родена

Музей Родена в Париже Фото: JR P / Flickr

Огюст Роден известен своим инновационным подходом к скульптуре позднего 19 и начала 20 века. В его начальный период творчества ему было тяжело, но в конечном итоге он получил признание за свой выразительный и реалистичный стиль, который отличался от традиционных норм скульптуры.

В этой биографии Огюста Родена вы найдете самые важные события его жизни, разделенные на его раннее, среднее и позднее творчество.

Детство

Огюст Роден родился 12 ноября 1840 года в бедном районе пятого парижского аррондисмана в семье Жан-Баптиста Родена, служащего в местном полицейском участке, и Мари Шеффер.

Несмотря на скромный доход Жан-Батиста, родители старались обеспечить буржуазное воспитание, отправив Огюста в интернат в городе Бове. Он был неуспешным учеником, что, возможно, частично связано с его близорукостью.

В возрасте 13 лет он решил выбрать художественную карьеру и поступил в Специальную школу рисунка и математики, которая готовила мальчиков в декоративных искусствах.

Ранние работы

После трех лет обучения живописи и скульптуре Роден поступил в Национальную высшую школу изящных искусств в Париже. Он сдал вступительный экзамен по рисованию, но трижды провалился в области скульптуры.

Его желание достичь большего реализма, вероятно, не соответствовало академическому стилю университета. После третьего отказа Роден оставил заявление в возрасте 19 лет и начал работать в гипсовых мастерских, где создавал архитектурные орнаменты.

Хотя ему не нравилось работать на кого-то другого, эти мастерские обеспечивали ему скромный доход в течение следующих 20 лет. В свободное время он продолжал создавать скульптуры, в том числе портретную бюстовую скульптуру под названием Мужчина с разбитым носом (1863-64). Он считал ее выдающеся красивой и подал ее на конкурс Салона в Париже в 1864 году, но она была отклонена и не была выставлена.

В 1866 году Роден познакомился с Розой Бюре, которая несмотря на его многочисленные романы стала его сожительницей на всю жизнь. В том же году у них родился сын, Огюст-Жан Бюре, но Роден никогда официально не признал его.

Профессионально в это время Роден нашел стабильную работу в мастерской Альбера-Эрнеста Каррие-Беллеза. Его работу прервала война между Францией и Германией в 1870 году. Роден служил офицером, пока французы не капитулировали в 1871 году, а потом последовал за Каррие-Беллезом в Брюссель.

Средний период творчества

В 1875 году Роден отправился во Флоренцию, чтобы познакомиться с творчеством Микеланджело. После возвращения в Брюссель он создал жизненно важную скульптуру молодого офицера, которую назвал "Эpа здвњль" (1876).

В Парижском салоне произведение было принято в 1877 году, однако возникли сомнения в его подлинности. Его обвинили в том, что он изготовил отлив прямо от тела модели.

Парижский салон взял в свою коллекцию работу в 1877 году, однако возникли сомнения в ее подлинности. Ее обвинили в том, что она создана непосредственно от тела модели.

Произведение было допущено к участию в Парижском салоне в 1877 году, однако появились сомнения в его подлинности. Оно было обвинено в том, что был сделан отлив непосредственно от тела модели.

Парижский салон принял работу в 1877 году, однако возникли сомнения в его подлинности. Было предъявлено обвинение, что скульптор сделал отлив прямо с тела модели.

Работа была принята в Парижском салоне в 1877 году, однако появились сомнения в ее аутентичности. Ее обвинили в том, что скульптор сделал отлив непосредственно от тела модели.

Фото: Даниэль Ульрих / Википедия

Несмотря на то, что протесты Родена не были признаны большинством критиков, произведение было приобретено по заказу директора министерства красивых искусств во Франции, Эдмона Тюрке. В результате этого заказа Роден был попросен создать монументальные бронзовые ворота для планируемого музея прикладного искусства. Этот проект, вероятно, стал одним из наиболее значимых произведений Родена, несмотря на то, что планируемый музей так и не был построен, а ворота ада были отлиты только после смерти Родена.

Родэн работал над "Врата ада" во время своей встречи с Камиллой Клодель. Молодая скульпторша пришла в его студию в качестве ассистента в 1884 году, их страстные отношения продолжались до 1892 года, хотя они все еще виделись до 1898 года. Во время их совместного пребывания Родэн создал несколько эротических скульптур влюбленных. Клодель рассталась с Родэном, когда стало ясно, что он не оставит Розу, чтобы жениться на ней.

В течение тех лет, когда Родэн работал над "Вратами ада", у него возникла возможность познакомиться с Камиллой Клодель. Молодая скульпторка присоединилась к его студии в качестве ассистента в 1884 году, что стало началом их бурного романа, который продолжался до 1892 года, хотя они продолжали видеться до 1898 года. Во время их совместного сотрудничества Родэн создал несколько эротических скульптур, изображающих влюбленные пары. Однако отношения между Родэном и Клодель закончились, когда стало ясно, что он не намерен оставить свою возлюбленную Розу ради брака с Камиллой.

В 1889 году в Париже состоялось столетие Французской революции, Всемирная выставка. По этому случаю Роден вместе с Клодом Моне представили в Галерее Жоржа Пети 36 работ. Почти все они были отдельными фигурами и композициями из "Адских врат". После этой большой выставки в творчестве Родена было заметно стилистическое размежевание. Он стал более спонтанным и свободным. Его рисунки женской формы упростились и стали абстрактными, в то время как скульптуры часто оставались незавершенными.

Поздние работы и смерть

К концу 1899 года Роден создал большую мастерскую с несколькими помощниками. Однако его работа по-прежнему вызывала много споров. Горожане Кале (1889 год) Родена чуть не были отклонены его заказчиками, потому что они изобразили героев города как побежденных жертв.

Множество выставок в период перехода веков принесли ему всемирное признание. Так, в 1899 году он выставил свои работы в Бельгии и Голландии, а в 1900 году получил свою первую ретроспективу в Париже. Дальнейшие выставки проходили в Праге, Нью-Йорке и в Германии.

В 1908 году Роден переехал в отель Бирон, где в хорошем художественном обществе находились другие известные арендаторы, такие как Исадора Дункан, Райнер Мария Рильке и Анри Матисс. Отель стал его новой мастерской и исходной точкой его романа с маркизой Клэр де Шуазюль. Она оказывала большое влияние на его жизнь и продажу его работ в течение семи лет, пока ее не обвинили в краже ящика с рисунками.

Роден был поддержан друзьями в своих интригах, чтобы жениться на Розе Бере в январе 1917 года. Через две недели после свадьбы Роза умерла, а в том же году 17 ноября умер и сам Роден.

Наследие Анри Родена

Перед смертью Роден завещал все свои рисунки, скульптуры и записи французскому государству с целью создания музея в отеле Бирон в Мёдоне. Однако даже без национального музея его скульптуры и рисунки оказали большое влияние на молодых художников.

Генри Матиссе был вдохновлен спонтанностью своих рисунков, в то время как кубисты и футуристы были очарованы его чувством движения и фрагментированием его человеческих форм. В то время как репутация Родена в десятилетиях сразу после его смерти упала, его бунт против академических стандартов и экспрессивное выражение человеческой формы заложили зародыш для нового французского скульптурного искусства.

Теперь почти в каждом большом художественном музее есть отливка одной из его скульптур. Регулярно проводятся выставки его работ, что сделало Родена одним из самых известных художников прошлого века.

Значительные произведения искусства Августа Родена

Эпоха бронзы, 1876

Фото: Даниэль Улрих / Википедия

Для этой скульптуры моделью служил молодой офицер, которая представляла собой первый большой скандальный успех в карьере Родена. Композиция и грубая поверхность фигуры были чрезвычайно нестандартными для академических стандартов. Также сама тема остается зашифрованной. Заголовок только в общих чертах указывает на классическое искусство и вызывает смущение среди критиков.

Однако основной контрверсией были утверждения о том, что произведение представляет собой прямой отлив тела, а не моделированный скульптурный образ. Эти утверждения свидетельствовали о технических способностях Родена, хотя обвинение в мошенничестве глубоко оскорбило скульптора, который смог опровергнуть утверждение фотографиями своей модели.

Врата ада, 1880 - 1925

Скульптура "Мыслитель"

Фото: Roland zh / Wikipedia / CC BY-SA 4.0

Роден работал над этим гигантским проектом более двадцати лет. Она была заказана в 1880 году для запланированного музея художественных промыслов в Париже, но музей так и не был построен. Предполагается, что Роден вдохновлялся тематикой "Божественной комедии" Данте.

Это была осознанная попытка конкурировать с знаменитыми бронзовыми дверями Лоренцо Гиберти для крещенской капеллы собора Флоренции, от которых часто говорят, что они стали началом Ренессанса.

После отмены планов на музей, у Родена пропало желание завершить скульптуру, и работа затянулась.

В 1900 году он выставил гипсовую модель скульптуры в Париже, но только в 1925 году, спустя восемь лет после его смерти, было создано две окончательные бронзовые копии.

"Мыслитель", 1880

Изображение: Юлия Миронюк / Шаттерсток

Несмотря на то, что Врата ада никогда не были завершены при жизни Родена, его работа над этим проектом вдохновила на создание множества других завершенных произведений, и Мыслитель является самым известным примером.

Это вырезка из фигуры на вершине скульптуры, которая с меланхолией смотрит на адские сцены под ней. Хотя сидящая фигура глубоко погружена в размышления, динамичная поза придает ему ощущение движения.

С первого взгляда поза кажется естественной, но на самом деле правая рука мужчины перекручена в преувеличенной степени на левое колено. Было создано более пятидесятилить абразов этой скульптуры, которые сегодня разбросаны по всему миру.