В середине XVIII века несколько стилей доминировали в европейском искусстве. Во Франции возникл рококо, тогда как барочное искусство утвердилось во всей Европе. Хотя обе эти популярные эпохи искусства были характеризованы склонностью к экстравагантности, не все художники XVIII века разделяли это настроение. Классицистические художники, такие как Жак-Луи Давид, именно противопоставили себя этим формам оформления, как доказывает его нежное шедевр "Смерть Сократа".

Смерть Сократа: картина

"Смерть Сократа" является одной из самых известных работ классицизма. В 1780-х годах французский художник Жак-Луи Давид начал создавать произведения, проявляющие интерес к классическим мотивам и строгой эстетике.

Самой значимой работой данного периода его творчества стал полотно "Смерть Сократа", завершенное в 1787 году, и сданное тотчас же в Парижский салон.

Жак-Луи Давид, "Смерть Сократа", 1787 год, масло, холст, 130 х 196 см

Парижский салон был ежегодной выставкой, организованной престижной Академией изящных искусств. Академия придерживалась традиционного подхода к живописи, предпочитая реалистичные картины с историческими, мифологическими и аллегорическими мотивами. Именно поэтому "Смерть Сократа" стала мгновенным успехом.

Одним из главных причин, по которым произведение было высоко оценено многими критиками и отнесено к таким шедеврам, как фрески Микеланджело в Сикстинской капелле и фрески Рафаэля в Станце ди Сегнатура (см. также "Школа Афин"), являются его классическая тематика, гармоничная композиция и мастерски исполненная техника живописи.

Без сомнения, "Смерть Сократа" является ярким примером классицистической живописи, так как оно воплощает три основных характеристики, присущие этому стилю, как никакое другое произведение того времени.

Давайте внимательно рассмотрим эти особенности в следующих разделах.

Классическое содержание

Смерть Сократа - это показ казни Сократа, греческого философа, который существенно внес вклад в западную философию. В своей работе "Феидон" Платон зафиксировал момент, когда Сократ, приговоренный афинскими судами к смертной казни за разврат молодежи и безбожие, принимает ядовитую настойку. /n С готовностью беря ядовитый кубок, он продолжает говорить со своими друзьями и последователями, проявляя уважение к демократически принятому решению и своему признанию философии. По словам Платона, Сократ смиренно благодарил греческого бога здоровья за мирную смерть, затем поднес чашу с ядом к губам и очень спокойно и тихо выпил ее.

Хотя смерть Сократа и присутствующих друзей в момент его смерти исторически подтверждены, в своей живописи Давид воспользовался своей художественной свободой.

Не все изображенные на произведении искусства фигуры действительно присутствовали при казни в присутствии Сократа. Платон (обозначенный буквой P сверху), который по здоровью не мог быть присутствующим, был включен Жаком-Луи Давидом в картину.

Гармоничная композиция

Классицистические художники подходили к композиционному оформлению своих произведений с такой же намеренностью, как и к выбору содержания. Еще более точно они стремились достичь равновесия в своих работах, которое достигало своего выражения в изображениях, кажущихся стоящими на сцене.

Это особенно ярко проявляется в картинах Давида, особенно в смерти Сократа, а также в Клятве Горациев.

Жак-Луи Давид, "Клятва Горатиев", 1784 год, Лувр, Париж

В обеих сценах он решил поставить фигуры в сценической композиции. Несмотря на то, что они взаимодействуют друг с другом, их движения выглядят постановочными, и их выражение неподвижным. Этот заметный подход к позиционированию связан с пренебрежением Давида к эмоциям и его предпочтением баланса и малоподвижной точности в изображении.

Мастерская точность

Смерть Сократа, 1782 год - (Пять лет до создания этой картины)

Третья существенная черта классицистической живописи - ее мастерская точность. Давид известен своими сильными линиями и сокращенным украшением. Хотя этот аспект и проиллюстрирован в "Смерти Сократа", он становится еще более наглядным в предварительных эскизах, которые он создал для этого произведения.

Эти черно-белые рисунки без какой-либо окраски и светового эффекта подчеркивают его простой подход к ремеслу.

«В искусстве способ передачи и выражения идеи намного важнее, чем сама идея».

Смерть Сократа сегодня

Картина "Смерть Сократа" находится в Метрополитен Музее искусства в Нью-Йорке. С тех пор, как она попала в постоянную коллекцию музея в начале 20-го века, она была представлена на нескольких выставках как в Соединенных Штатах, так и за рубежом.

С течением времени картина в Метрополитен Музее зарекомендовала себя настолько хорошо, что больше не выдается в аренду другим учреждениям.

Фото: Ханс Олофссон / Фликр

Это означает для вас: Если вы хотите увидеть картину "Смерть Сократа" на месте, вам нужно отправиться в Нью-Йорк.