Ноктюрн, созданный Иоганном Генрихом Фюссли в 1781 году, является произведением искусства, которое привлекает внимание своей уникальностью и оригинальностью. Это полотно является воплощением гениальности автора и его способности передать человеческие эмоции через художественные средства.

Главным элементом произведения является центральная фигура - создание, идентифицируемое как "Ноктюрн". Его изображение вызывает чувство тревоги и страха своей неопределенностью и странностью. Фигура в центре полотна воплощает некое непостижимое присутствие, которое притягивает внимание зрителя и не позволяет ему остаться равнодушным.

Художник умело использует свет и тень для передачи настроения и эмоций. Фон изображения освещен призрачным светом, который придает полотну атмосферу загадочности и ужаса, создавая эффект ночного кошмара. В то же время, мягкий свет смягчает остроту образов и придает им некую мистическую притягательность.

Композиция произведения тщательно продумана и уравновешена. Помимо центральной фигуры, на полотне присутствуют дополнительные элементы, которые дополняют общую атмосферу и оттеняют ее. Художник использует разнообразие живописных приемов и текстур, чтобы передать сложность и многогранность человеческого внутреннего мира.

Произведение Ноктюрн является прекрасным примером романтизма в искусстве. Оно раскрывает темное и мистическое начало в глубинах человеческой души, вызывая противоречивые эмоции и размышления. Это полотно погружает зрителя в мир сновидений и фантазий, где границы реальности сливаются с миром мистики и неизведанного.

Итак, Ноктюрн от Иоганна Генриха Фюссли - это произведение искусства, которое завораживает своей уникальностью и глубиной. Неустойчивость и загадочность образа наводят на размышления о природе человеческой психики и мира, который нас окружает.

Йохан-Генрих Фюсели (в английском известен как Генри Фьюзели), родившийся в Швейцарии, проявил свой художественный талант еще в раннем возрасте, прежде чем в возрасте 23 лет переехал в Лондон. Там, по инициативе Джошуа Рейнольдса, который вскоре станет первым президентом только что созданной Королевской академии искусств, Фюсели начал заниматься живописью.

Это привело к тому, что он провел большую часть 1770-х годов в Италии, изучая фигурное искусство Микеланджело, что имело огромное влияние на его творчество. Другими важными факторами стали маньеризм XVI века и литературные источники, особенно произведения Шекспира.

Позже Фюсели был назначен профессором живописи в Королевской академии искусств, стал одним из выдающихся английских художников XVIII века и наконец был похоронен в соборе Святого Павла.

Сила выражения художника заключается в его фантастической интенсивности. Картина Ночной кошмар, написанная в 1781 году, остается его величайшим и одновременно загадочнейшим произведением искусства.

После своей смерти Фусели был вновь открыт экспрессионистами и сюрреалистами XX века, которые очень восхищались выражательными формами мире сновидений.

Ночной кошмар от Иоганна Генриха Фюсси

Иоганн Генрих Фюсси, "Ночной кошмар", 1781

Вскоре после возвращения из Италии Фюссли нарисовал "Ночной кошмар", который впервые был представлен публике на ежегодной выставке Королевской академии в 1782 году. Картина сразу стала успехом и утвердила репутацию Фюссли как одного из самых творческих художников Лондона.

Для использования популярности картины Томасом Берком был быстро создан недорогой гравюрный образ произведения, который был массово распространен и часто продавался. Сам Фюссли позднее создал три другие версии картины, в том числе меньшую, которая сейчас находится в Гётевском музее во Франкфурте.

Иоганн Генрих Фюссли, Ноктюрн, 1790/1791, Гете-музей

Ноктюрн был одной из первых картин, которая не изображала событие, историю или человека, а идею.

Так на картинах изображается спящая женщина, беспомощно устроенная за край своей кровати, и содержимое ее "кошмара". Ноктюрн преследует ее тело, пугая ее. Возле нее также видно образ коня, вырывающегося из тени.

Символика в Ноктюрне Иоганна Генриха Фюссли

Однако точное значение и символика этих картин остаются трудноуловимыми, так как художник никогда не раскрывал своих точных намерений.

Среди множества возникающих вопросов включаются:

Некоторые критики искусства считают, что картина была вдохновлена германскими легендами о демонах, которые посещали людей во сне. В этих историях мужчин навещали лошади или ведьмы, в то время как женщинам иногда приписывали половое сношение с дьяволом.

Другие верят, что Нахтмахр отражает неотвеченную любовь художника к Анне Ландхольдт, женщине, которую он познакомил несколько лет назад во время путешествия по Европе. В этой интерпретации спящая женщина - Ландхольдт, а художник - мар.

Иоганн Генрих Фюссли, Анна Ландхольдт, около 1779 года

В поддержку этой теории приводится недоделанное портретное изображение девушки (предположительно Ландхольдт), расположенное на обратной стороне холста.

Мы знаем, что Фюссли часто использовал мотивы сна и мечты в своих картинах и чернилах. Одна из его других картин на эту тему - Иосиф, толкующий сны пекаря и дворецкого фараона (около 1809 года).

Йоганн Генрих Фюссль, Иосиф толкует сны пекаря и камергера фараона, прибл. 1809 г.

Визуальный выбор и стиль Фюссля были повлияны искусством античности (Мар), итальянского Ренессанса (мечтающая женщина) и немецкого Ренессанса (конь), в то время как его выбор цветов напоминает тицианскую живопись XVIII века.

Изображения кошмаров в английской романтике

Фюссль работал в эпоху просветительства. В то время, когда многие, если не большинство людей, перестали верить в ведьм и другие более темные, нерациональные силы.

Тем не менее, он и многие другие художники в Англии использовали эти сверхъестественные темы во многих своих картинах и рисунках романтики.

Некоторые примеры выбора темы художниками романтизма включают: