Masaccio (родился 21 декабря 1401 года в Кастель-Сан-Джованни, умер осенью 1428 года в Риме) был выдающимся флорентийским художником раннего Возрождения, чьи фрески в капелле Бранкаччи во Флоренции сохраняли свое влияние на протяжении всего Возрождения.

За всего лишь шесть документированных лет своего творчества Масаччо радикально изменил флорентийскую живопись.

Его искусство занимает ключевое положение в развитии линейной перспективы и натуралистического стиля живописи.

Биография Масаччо

Детство

Томассо ди Сер Джованни ди Симоне Кассай, более известный как Масаччио, родился зимой 1401 года в городе недалеко от Флоренции. Его родители были нотариусом Сер Джованни ди Симоне Кассай и Монной Якопой, дочерью хозяина гостиницы. Оба брата, Масаччио и Джованни, стали художниками, несмотря на отсутствие их родителей связи с искусством.

Масаччио, казалось, обладал художественной склонностью с детства. Его прозвали "Масаччио", что означает "нескладный Томассо", потому что он не интересовался людьми, политикой или своим внешним видом, предпочитая сосредоточиться на своем искусстве. Неизвестно, кто являлся его учителем, но предполагается, что он прошел обучение в художественной мастерской, что было обычным делом для молодых художников в то время.

100 лет спустя художественный биограф Джорджио Вазари утверждал, что некоторые скульптуры, сделанные им в юном возрасте, до сих пор сохранились в родном городе Масаччо, хотя такие произведения искусства уже потеряны.

К сожалению, сегодня считается, что все работы из этого раннего периода его творчества потеряны.

Степень зрелости

В 1422 году он примкнул к флорентийской живописной гильдии, Флорентийскому Arte dei Medici e Speziali, что указывает на то, что в это время он уже работал в городе как независимый художник. Точная дата переезда Масаччо во Флоренцию неизвестна.

Впрочем, до 1423 года почти нет никаких достоверных фактов о его жизни. Но в этом году, в возрасте 22 лет, он отправился в Рим вместе с Мазолино, художником, с которым он сотрудничал на протяжении всей своей художественной карьеры. Там он изучал классические скульптуры, пропорции которых он впоследствии включил в свою живопись.

По возвращении он начал работу над рядом алтарных досок для церквей во Флоренции, некоторые из них создавались при сотрудничестве с Мазолино. Искусство во Флоренции начало развиваться при правлении Медичи, поэтому Мазаччо познакомился с творчеством Брунеллески и Донателло. Особенно большое влияние на работу Мазаччо оказал Брунеллески, который известен принципом линейной перспективы.

Поздние годы творчества

Растущая популярность Мазаччо достигла своего пика в 1425 году, когда он присоединился к Мазолино для создания серии фресок для капеллы Бранкакки во Флоренции. Эти монументальные фрески стали одними из самых важных в его карьере и изображают сцены из Библии, добавленные им в качестве дополнения к работам Мазолино.

Когда Мазолино в этом году отправился в Венгрию, оставшуюся работу оставили только Мазаччо. Он продолжал над ней работать еще некоторое время и даже возвращался в капеллу, работая параллельно над другими заказами.

Масаччо отправился в Рим в 1428 году, где во второй половине года, в возрасте всего 26 лет, умер. Обстоятельства его смерти до сих пор остаются завуалированными. Драматическое сообщение описывает, что он был отравлен конкурирующим художником, хотя сегодня многие считают, что он умер от чумы.

Художественное наследие Масаччо

Несмотря на его краткую художественную карьеру, Масаччо стал одним из важнейших художников Раннего Возрождения. Его произведения были изучены и использованы в качестве вдохновения такими художниками, как Фра Филиппо Липпи, Фра Анжелико и Андреа дель Кастаньо. Особое влияние на Пьеро делла Франческа оказала его работа с линейной перспективой.

В эпоху Высокого Возрождения его творчество оказало влияние на всех трех самых важных художников: Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело были вдохновлены его скульптурным изображением человеческой формы в фрескои. Масаччо справедливо можно назвать ведущей фигурой раннего Возрождения, который пропагандировал следование линейной перспективе и реалистичному натурализму.

Известные произведения Масаччо

Соляный грош, 1425 - 1428

Masaccio, "Дань знаний", 1425-1428

Это фреска, одна из нескольких сцен из жизни святого Петра, нарисованных Мазаччо в сотрудничестве с художником Мазолино в капелле Бранкаччи Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Мазолино, который уже несколько лет работал в капелле, наконец, забросил работу, так же как и Мазаччо, когда отправился в Рим, где и умер в 1428 году.

Таким образом, работа была окончательно закончена Филиппо Липпи между 1481 и 1485 годами. Несмотря на то, что пожары и дополнительные работы более поздних художников нанесли серьезный ущерб этой работе, сохранившиеся фрески считаются одними из самых значимых во Флоренции.

На этом фрагменте изображены Христос и его последователи в Капернауме, где им приходится платить налоги. В центре Христос и его последователи сталкиваются с сборщиком налогов. Слева Петр собирает золото изо рта рыбы, а справа Петр передает деньги.

Это фреска интересна прежде всего своим повествованием. Здесь показаны три разных действия в одной и той же сцене, чтобы рассказать историю.

Троица, 1427 - 28

Это фреска, нарисованная на стенах Санта-Мария-Новелла во Флоренции, считается шедевром Масаччо. Заказчики работы изображены на переднем плане картины, впав на колени, но, с большой долей вероятности, их имена так и остались неизвестными.

Художественное произведение изображает распятие Христа с фигурами Пресвятой Девы Марии и святого Иоанна у основания креста. Однако сцена настолько отличается от стандартных ренессансных конвенций, что ее значение так и не удалось однозначно истолковать даже спустя столетия исследований.

Это картина называется "Троица", потому что она изображает Христа с Богом и белым голубем Святого Духа, парящим между их головами. Хотя изображение Бога визуально не являлось религиозным табу, Бог никогда не был изображен в конкретном пространстве.

Изображение трехмерного пространства на этой картина часто считается кульминацией художественного мастерства Масаччо. Искусство живописи, позволившее Масаччо создать такое реалистичное пространство, передает ощущение того, что распятие происходит непосредственно перед глазами зрителя в церкви. Это придает картина особую близость и непосредственность, которые сразу связывают зрителя с страданием Христа, не только как Бога, но и как ближнего.