Движение искусства и ремесел - революция в мире ручной работы

Викторианская индустриальная революция, произошедшая в конце 19 века в Англии, породила движение "Искусство и ремесла", которое оказалось не просто новым стилем декоративного искусства. Это движение возникло в ответ на индустриализацию, которая переосмыслила концепцию рукоделия в контексте промышленного производства, механизации и массового производства низкокачественных изделий.

Движение было укоренено в идеалах прединдустриальной эпохи, являясь ответом на беспокойства, затрагивавшие не только эстетику, но и основные социальные вопросы, такие как промышленный труд, капитализм и отчуждение людей от своей работы. Кроме того, это было одним из первых художественных течений, которое размывало границу между изобразительным искусством и прикладным искусством, и за счет этой новой ориентации классической иерархии искусства позволяло более активное участие женщин.

История художниц в движении "Искусство и ремесло" интересна, и в этой статье мы рассмотрим все аспекты этого влиятельного движения.

Сначала рассмотрим движение в историческом контексте, прежде чем перейти к основным идеям. Затем обсудим основные характерные особенности движения, влиятельных художников и последствия этого периода.

Движение "Искусство и ремесла" - Исторический контекст

В мире искусства движение "Искусство и ремесла" расценивается как стиль декоративного и изобразительного искусства, активно существовавший между 1880 и 1910 годами и вдохновленный сильной англосаксонской традицией ремесла. Оно распространялось в 1920-х годах, простираясь от Великобритании и Европы до Северной Америки, Австралии и Японии.

В конце 19 века, в начале движения, социальный контекст Великобритании в значительной степени определялся промышленной революцией и увлечением новыми технологиями, которые привнесли коммерциализацию в ремесло. Новые, промышленно изготавливаемые дизайнерские узоры, элементы обстановки и ремесленные изделия становились дешевле, так как простые промышленные товары захлестывали рынок и снижали цены на настоящую ручную работу.

Современные критики искусства обнаружили, что возникающий тренд промышленной революции угрожает художественной сцене своей неприятной коммерческой эстетикой, и они признали необходимость обнаружить новые принципы красоты в рамках художественного ремесла. Кроме того, они стремились возродить гуманистические ценности прединдустриального времени. Самым важным событием в конце 19 века, которое имело значение для возникновения движения, была Выставка 1851 года в Кристалловом дворце в Гайд-парке в Лондоне, где были показаны предметы, которые, по мнению критиков, были пошлыми и искусственными, промышленно произведенными и полностью игнорировали характеристики и достоинства используемых материалов.

Орнамент являлся ключевым спорным вопросом между ремесленниками и архитекторами с одной стороны и промышленниками с другой стороны. Влиятельные авторы своего времени согласились в том, что орнамент должен быть подчинен украшенному предмету. Кроме того, они согласились в том, что орнамент должен быть концептуально связан с целым и материальные характеристики должны вытекать из общего композиционного решения. Предложения по будущему дизайна шли в сторону оживления ремесла и повторного гуманизации процесса дизайна.

Теория, философия и социальный контекст движения

Философия, лежащая в основе, исходит из критических мыслей двух влиятельных личностей - критика искусства Джона Раскина и писателя-дизайнера Уильяма Морриса.

Фигура Джона Раскина была существенной для теоретического фона движения и непосредственно сопровождала возникновение движения "Искусство и ремесло", поскольку его письма о искусстве оказывали большое влияние на эстетическое восприятие общественности викторианской Англии. Кроме того, в своих статьях об искусстве он занимался социальными проблемами и контекстом промышленной революции, которая имела социальные последствия для рабочих, особенно ремесленников, и их благополучия.

Раскин развил идеи восстановления ремесла и превикторианских идеалов красоты, которые были разработаны в письмах и художественной практике Уильяма Морриса, уважаемого дизайнера того времени. Идея Раскина о "рабской работе", результат индустриального капитализма, была подхвачена Моррисом и реализована им в своей философии дизайна. Раскин и Моррис большое значение придавали ручной работе и считали, что фабричная работа отчуждает рабочих от результатов их труда, лишает их удовлетворения и радости.

Кроме того, они критиковали рост потребительского общества, плохое качество и плохой дизайн потребительских товаров, а также сомнительные музейные выставки, которые отдалялись от самого процесса ручного художественного творчества.

Философия Джона Раскина, одного из вдохновителей Arts and Crafts движения, была насыщена социалистическими идеями, что привело к созданию визии искусства и дизайна, которая была «создана людьми и для людей», с особым вниманием к радости ручного труда. Ее эстетические и критические идеи сформировали философию и стиль Arts and Crafts движения.

Основные идеи движения Arts and Crafts

  • Арт-де?ко может рассматриваться как первый этап в развитии модернизма и современного искусства в целом. Его принципом является объединение различных художественных форм и создание функциональных объектов с высокой эстетической ценностью.
  • Поэтому художникам и производителям стало поощряться отказаться от излишних викторианских узоров в пользу ясности линий и форм, акцентируя внимание на свойствах и качествах материалов. Новая эстетика основывалась на четких природных формах. Используемые в то время узоры имели повторяющийся характер, а художники настаивали на элегантных, вертикальных и продолговатых формах.
  • Декоративные элементы были уменьшены, чтобы упростить формы и подчеркнуть соответствие материалов и гармонию в интерьерном дизайне. Уильям Моррис придерживался принципа "чем меньше, тем лучше", тем самым заложив направление для современного дизайна и философии модернизма.

Общество выставок и ремесел

В 1887 году создатели, объединившиеся в движение "Искусство и ремесло", основали Общество выставок искусств и ремесел, чтобы продемонстрировать декоративные искусства и их достижения, расширить область изобразительного искусства и включить новые декоративные практики. Поддержка новой философии осуществлялась через ежегодные выставки в Нью-Галереи в Лондоне в период с 1888 по 1890 годы и имела огромное значение для будущего существования и влияния движения "Искусство и ремесло", сперва в Великобритании, а затем за рубежом.

После первых трех лет публичной деятельности практикующих через музейные и галерейные выставки, новообразованное общество в 1893 году опубликовало эссе об искусстве и ремеслах. Среди авторов были иллюстратор и дизайнер Уолтер Крэйн, президент общества, а также Уильям и Мэй Моррисы, Т. Дж. Кобден-Сандерсон и Форд Мэдокс Браун.

В начале нового века общество стартовало с новых и продуктивных выставок в 1906, 1910, 1912 и 1916 годах, которые разнообразили местности и распространили динамику по всей стране. Одним из важнейших результатов этого совместного творческого содружества ведущих деятелей сферы креативного искусства в Великобритании является создание Нормативной книги внутри вновь созданной Ассоциации дизайна и промышленности в 1915 году для непосредственного влияния и улучшения национальных промышленных стандартов.

Искусство и ремесла и его влияние

Движение искусства и ремесел оказало влияние на область изобразительного и прикладного искусства. Архитектура, все виды декоративного искусства и ремесел, исполнение на рубеже веков как в Континентальной Европе и Северной Америке, так и в Австралии и Японии.

В то же время в Европе развивались многочисленные движения в реакции на индустриализацию ремесел: упомянутый модерн, ар-деко или Венская секция – лишь три из примеров, реагирующих на современные изменения. Влияние движения искусства и ремесла также проявилось в народном искусстве в конце XIX века.

Вскоре после Центенниальной экспозиции 1876 года в Филадельфии движение "Искусство и ремесло" расцвело в регионе Нью-Йорка, так что к уже существующим принципам было создано формальное образование. В период с 1910 по 1925 годы философия и ценности этого движения распространились в области архитектуры, дизайна и декоративно-прикладного искусства через журналы и оказали влияние на ремесленное творчество в США.

Американский стиль ремесла, называемый "Крафтсмен", стал доминирующим стилем и непосредственно повлиял на так называемую "Пейзажную школу" в Чикаго с концепцией хорошо оборудованных среднего класса домов.

В Японии влияние британского и американского движения "искусство и ремесла" и трудов Уильяма Морриса и Джона Раскина на культуру искусства было заметно в 1920-е годы и видно в творчестве Янаги Соэцу, создателя японского движения народного искусства.

Спорная позиция женщин-художниц

Движение "искусство и ремесла" достигло своего пика в Западной Европе и США между 1880 и 1910 годами и распространилось в Японии в 1920-е годы. В этот период множество дизайнеров, архитекторов, производителей и мастерских приняли идеи, предложенные Уильямом Моррисом и Джоном Раскином.

Среди художников было много женщин. Однако позиция рабочих в области искусства и ремесла спорна. В то время как есть много женщин-ремесленниц, их творчество далеко не так признано, как у их мужских коллег. Если мы хотим лучше понять роль женщин-творцов в этом движении, мы должны более детально рассмотреть социальное и культурное положение женщин в викторианскую эпоху.

Ангел дома

"Ангел в доме" или, на русском языке, "Ангел домашнего очага" - это наиболее распространенное понятие, используемое для описания идеалов буржуазной женщины в эпоху викторианской эры. Невинная и хрупкая, эта жена-ангел проводила весь день в домашней обстановке. Она посвящала себя своему мужу и семье, выполняла социальные обязанности и сосредотачивалась на ведении домашнего хозяйства.

До середины девятнадцатого века оплачиваемая работа считалась унижающей для женщин из среднего класса, и существовали только некоторые профессии, считавшиесяприемлемыми. Движение искусств и ремесел со своим акцентом на домашнюю среду, самодельные товары, уделяющие внимание навыкам, которые обычно считались женскими, позволило более активно включить женщин-ремесленников.

На одной стороне женщинами поощрялось участие в ремесленных мастерских, поскольку это считалось расширением их традиционных ролей. Однако их работа оставалась недооцененной, поскольку женщин считали простыми исполнителями мужских дизайнов, а не талантливыми создательницами. Две влиятельных объединения ремесленников (Гильдия ремесленников Бирмингема и Гильдия художественных ремесел) даже полностью исключали женщин из своего членства.

Движение по искусству ремесла является парадоксальным по отношению к участию женщин, в то же время отказываясь от их работы. Несмотря на несправедливость, оно открыло ремесленницам окно, позволяющее им работать в рамках патриархального общества и получать оплату за свою практику. Благодаря этому они смогли расширить свое влияние за пределами Великобритании, что стало большим шагом в освобождении женщин.

Выдающиеся художницы и организации

  • Вопреки тому, что история искусства в основном сосредоточена на мужчинах-художниках и гильдиях, существовали несколько объединений, созданных женщинами и для женщин. Это позволило укрепить позицию женщин в искусстве, а также в обществе в целом, и создать пространство для будущего развития.
  • Одной из самых влиятельных личностей в движении "Искусства и ремесел" была Мэри "Мэй" Моррис, дочь Уильяма Морриса. Несмотря на то, что ее вклад в движение на протяжении многих лет оставался в тени ее отца, нельзя не сказать о значимости Мэй Моррис. Она была одной из лучших в Великобритании вязальщиц и ювелиров. Как дизайнер и исполнитель своих работ, она отвергала идею трудового разделения, что свидетельствует о том, что женщины не ограничены подчиненной исполнительской ролью. Она также бунтовала против идеи исключения женщин из художественных гильдий и основала в 1907 году "Женскую гильдию искусств", которая стала необходимой площадкой для женщин-ремесленниц для сотрудничества, установления контактов и получения профессионального статуса.
  • В США ситуация для женщин была немного лучше, так как популярность движения "Искусство и ремесло" совпала с эпохой прогресса и представлений о желательности экономической независимости для женщин. В Бостоне был основан клуб "Saturday Evening Girls Club", который создал Поттери Пола Ревера, где женщины могли зарабатывать деньги своим ремеслом.
  • Еще одной важной ассоциацией художников была "Ньюком-Поттери" под покровительством H. Sophie Newcomb Memorial College, образовательного учреждения для женщин. Помимо гончарного и вышивального искусства, были влиятельные создательницы, работавшие в дизайне ювелирных изделий. Флоренс Кёрлер и Мари Циммерман входят в число наиболее известных ювелирных мастериц движения "Искусство и ремесло".
  • Если речь идет о ремеслах и искусстве, необходимо упомянуть и Джулию Морган, которая стала одной из первых пионеров в этой области. Она была первой женщиной, принятой в программу Французской высшей национальной школы изящных искусств в Париже, и первой архитектором, получившей лицензию в Калифорнии.
  • Влияние движения "Arts and Crafts"

    Существуют две школы мысли относительно толкования движения "Arts and Crafts" в отношении женского художественного производства. Правда в том, что это движение было открыто женщинам, и многие творческие личности добились успеха в качестве художниц, сумев соперничать с мужскими коллегами. В конце 19 и начале 20 века было способствовано увеличению числа женщин, допущенных к обучению в художественных школах.

    Хотя эта движение было важным для образования и эмансипации женщин, оно в то же время подразумевало разделение между изобразительным искусством и прикладным искусством. Женщинам во время этого движения поощрялось участие в художественной промышленности, в то время как им было отказано в образовании в изобразительном искусстве, которое было зарезервировано для мужчин. Только в 1970-х годах, с появлением феминистического художественного движения, художницы начали борьбу за равноправие в мире искусства, занимаясь традиционными представлениями о прикладном искусстве, декоративном искусстве и «женской эстетике».

    Установка Джуди Чикаго "Ужин" сосредоточена преимущественно на идее домашнего искусства и на том, как работы женщин все еще остаются недооцененными со временем.

    Движение искусств и ремесел имеет противоречивый статус, когда речь идет о искусстве женщин-творцов, но остается важным источником вдохновения для современного женского искусства, будь то оно хвалено, подвергается сомнениям или критике.