Антонелло да Мессина занимает важное место в истории искусства. Его картины демонстрируют лучшее как из итальянского, так и из нидерландского искусства и оказали влияние на множество знаменитых личностей Ренессанса.

Его уникальный подход к живописи и передовое понимание формы принесли ему заслуженное признание и впечатляющее наследие, которое продолжает жить и по сей день.

10. Антонелло да Мессина не родом из центра искусства

Самое знаменитое итальянское искусство Ренессанса несомненно пришло из Флоренции и Венеции. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Боттичелли и Мазаччо - лишь некоторые из тех, кто придал этим городам большое значение и установил северную Италию как эпицентр европейской культуры.

Антонелло ди Джованни ди Антонио родился в городе Мессина на Сицилии. Он родился в 1429 году и позднее стал известен под именем своего родного города: Антонелло да Мессина.

Кроме того, что Мессина была местом действия пьесы Шекспира "Много шума из ничего", город не славится своим культурным наследием. Однако, благодаря доступу к Средиземному морю, он имел живой морской порт, на который заходили суда со всей Европы и Ближнего Востока.

Молодой Антонелло да Мессина вырос в этом творческом мультикультурном сообществе и постоянно сталкивался с новыми и экзотическими товарами. Это развило у него чувство креативности и любовь к новому, что впоследствии оказалось бесценным в его художественной карьере.

9. Он получил разностороннее художественное образование

Антонелло да Мессина, Мадонна с ребенком, ок. 1460

Между портом Мессины и портом Неаполя непрестанно ходили корабли, и Антонелло да Мессина отправился на итальянскую землю на одном из этих кораблей, будучи еще мальчиком, чтобы научиться искусству живописи.

Источник XVI века рассказывает, что он был обучен Никколо Колантонио в Неаполе, который тогда был открытым центром Южной Италии. Это в значительной степени принимается современными искусствоведами и историками благодаря явному влиянию нидерландского искусства на Антонелло да Мессина.

Существуют доказательства существования нефритовых картин фламандских художников, таких как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден, которые циркулировали в Неаполе с начала 15 века, и очевидно, что большая часть стиля Мессины была вдохновлена их произведениями.

8. Антонелло да Мессина принял северный стиль

Антонелло да Мессина, Мадонна с ребенком, 1455 год.

Стиль Антонелло да Мессины обусловлен фламандскими и провансальскими картинами, которые он познал в юности. Как работы ван Эйка и ван Вейдена, его искусство характеризуется дотошной любовью к деталям, особенно в отношении света и тени.

Его фигуры не имеют страстных выражений лица, а испытывают ощущение спокойствия, которое является важным элементом североевропейской портретной живописи того времени.

Это наиболее явно проявляется в изображении Великого весть в мадонне, которая находится сегодня во дворце Абателлис в Палермо на Сицилии. В этой картине художник выбирает новый подход к жанру мадонны, помещая зрителя в положение ангела Гавриила, который прерывает Марию, чтобы сообщить ей о ее беременности.

Лицо реалистично, его выражение наполнено спокойным ожиданием, а руки держатся в натуралистическом жесте, который добавляет картине дополнительную глубину. Мягкие оттенки на шее, щеке и покрывале точно отражают каждый луч света и показывают исключительное понимание художником силы цвета и тени.

7. В его величайших произведениях можно увидеть голландское влияние

После возвращения в Мессину в 1450-х годах молодой художник приступил к работе над картиной, которую позже повторил еще два раза, каждая версия приобретала новые качества.

Антонелло да Мессина, ученик Колантонио, работал при покровительстве Альфонсо V Арагонского, известного своей коллекцией картин ван дер Вейдена и ван Эйка на тему распятия Христа. Возможно, да Мессина лично видел эти картины или знал о них только через своего учителя, но его три картины Иисуса на кресте являются прямым фламандским влиянием как по содержанию, так и по стилю.

На живописи Антонелло да Мессины "Распятие в Зибу" изображена сцена распятия Иисуса Христа. Эта картина была написана в 1455 году.

Антонелло да Мессина был итальянским художником эпохи Возрождения. Он был известен своими реалистичными и масштабными живописными произведениями, которые отличались особым вниманием к деталям.

Картина "Распятие в Зибу" показывает Иисуса Христа, распятие на кресте, окруженного свидетелями, включая Марию и Иоанна, а также портреты членов семьи заказчика.

Сцена распятия была одной из самых популярных среди христианской живописи в то время. Многие художники изображали эту тему, внося свои собственные особенности и детали.

Antonella de Messina, Sibiu-Kreuzigung, 1455