В эпоху Возрождения Микеланджело заслужил известность как мастер скульптуры. Непревзойденное умение флорентийского художника реалистически изображать человеческую фигуру проявляется во всем его творчестве, включая знаменитого Давида и Пьету.

Хотя эти произведения безусловно являются его самыми известными, они далеко не единственные шедевры Микеланджело из мрамора. Это впечатляюще демонстрируют его Склепы.

Эта пара скульптур, созданных в начале 16 века, изначально была частью папского заказа.

Наконец, оставшись незавершенными и исключенными из окончательного проекта, "Умирающий раб" и "Бунтарь" в настоящее время являются двумя вершинами скульптурной коллекции Лувра в Париже.

Мавзолей Юлия как монументальный заказ

Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони был рожден в 1475 году и считался одним из самых талантливых художников своего времени.

В 1497 году кардинал Жан де Бильер-Лагрола предложил создать монументальную «Пьету» для своего мавзолея, в 1501 году собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции поручил Микеланджело украсить внешность статуей Давида, а в 1505 году папа Юлий II поручил ему создать 40 жизненно величина фигур для впечатляющего мавзолея.

По письменным источникам и наследственным наброскам, этот отдельно стоящий мавзолей должен был иметь высоту около 10 метров. Внутри он должен был вмещать капеллу, а на его трехуровневой внешности должны были быть изображены жизненно величина скульптуры святых, ангелов, пророков и рабов.

Эскиз гробницы для Юлия II, Микеланджело - Met Museum NYC

Микеланджело принял заказ, но столкнулся с некоторыми трудностями в реализации проекта. График работы по новому Собору Святого Петра, установленный папой, помешал выполнению заказа.

Планы на создание гробницы были отложены, когда в 1508 году Юлий II все более нетерпеливо просил Микеланджело создать фреску в Сикстинской капелле. Этот заказ художник принял и выполнить, чтобы утишить папу и продолжить работу над гробницей.

Однако к смерти папы в следующем году Микеланджело создал всего лишь три скульптуры для изначальной гробницы. Помимо двух рабов, Микеланджело создал также Скульптуру Моисея с рогами. Эти три скульптуры сегодня являются единственными оставшимися следами великолепно запланированной гробницы.

Позднее был представлен пересмотренный и адаптированный в масштабе второй план могильного памятника Микеланджело. Сначала ожидали, что его завершат за семь лет, но в конечном итоге время окончательной обработки составило 40 лет.

Самое настоящее могило находится сегодня в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. В своей автобиографии Микеланджело вспоминал о проекте, который остался незаконченным и отнял у него всю его юность, занимавшись большую часть его творческого пути.

К тому же, в этих постоянно меняющихся планах было пропущено несколько почти завершенных скульптур Микеланджело, включая двух рабов.

Фото: Йорг Биттнер Унна / Википедия

Рабы Микеланджело в деталях

Микеланджело создал эту пару фигур между 1513 и 1516 годами. Изначально они были названы "Заключенные", но из-за их жестов они сегодня известны как бунтующий раб и умирающий раб.

По отношению к своей мимике, рабы Микеланджело мало чем схожи. Бунтующий раб имеет грубую фигуру, хотя контуры были мастерски проработаны.

Микеланджело, Бунтующий раб, ок. 1513-1515 Фото: Йорг Биттнер Унна / Википедия

Умирающий раб, напротив, изображает прекрасного молодого и красивого раба, который, кажется, находится в глубоком сне.

Микеланджело, Умирающий раб Фото: Йорг Биттнер Унна / Википедия

Оба скульптуры, тем не менее, отражают черты характерной способности Микеланджело изображать человеческие скульптуры с реалистичной детализацией.

Это проявляется в выразительных лицах и жестах, детальной анатомической структуре и асимметричных позах фигур - контрапосто.

Как скульптуры попали в собственность Лувра

Когда рабы были исключены из процесса создания гробницы, Микеланджело передал их Роберто Строцци, флорентийскому согражданину.

Почему Строцци привез мраморные скульптуры во Францию?

После того, как он вызвал скандал своим противостоянием правлению Козимо I де Медичи, великому герцогу Тосканы, Строцци был изгнан в Лион вместе со своим имуществом.

После нескольких этапов во Франции, скульптуры были конфискованы и перешли во владение французского государства. Через французское государство они попали в коллекцию Лувра.

Склонные Микеланджело в Лувре

Фото: achbine / Flickr

Сегодня склонные Микеланджело являются одними из сокровищ музея. Поскольку они являются единственными мраморными скульптурами Микеланджело в Лувре, они, вероятно, являются его самыми известными изображениями рабов. Однако, они не единственные.

В течение 1520-х и 1530-х годов Микеланджело создал еще четыре склонных раба, которые сегодня находятся в Галерее Академии во Флоренции.

Как непокорный раб и умирающий раб, эти скульптуры также остались незавершенными.