Римское искусство оставило незабываемый след в мировой истории и культуре. Его главные черты и эффекты продолжают удивлять и вдохновлять искусствоведов и историков до сегодняшнего дня.

Одной из ключевых особенностей римского искусства является его монументальность и величественность. Римские художники и архитекторы стремились создать впечатляющие и величественные сооружения, которые буквально восхищали их современников и оставались в умах потомков. Колоссальные арки, колонны и здания говорят о величии Римской империи и ее культуры.

Еще одним важным аспектом римского искусства является его реалистичность и детализация. Художники стремились передать мельчайшие детали и выразить особенности своих героев и сцен. Это создавало потрясающее впечатление и делало произведения искусства похожими на живые.

Одной из самых известных форм римского искусства является скульптура. Римские скульпторы создавали потрясающие скульптурные произведения, изображавшие как исторических личностей, так и обычных людей. Их работы отличались точностью и выразительностью, а скульптуры изображали различные чувства и эмоции.

Римская архитектура также заслуживает особого внимания. Римские инженеры и архитекторы разработали множество инновационных техник и решений, которые впоследствии стали основой для европейской архитектуры. Акведуки, амфитеатры, форумы и термы – все эти сооружения свидетельствуют о великолепии искусства и техники в Древнем Риме.

Влияние римского искусства простирается далеко за пределы Римской империи. Оно оказало значительное влияние на развитие христианского искусства и архитектуры, а также на искусство Ренессанса и Барокко. Римское искусство является важным звеном в цепочке развития истории искусства в целом.

Римляне контролировали такую обширную империю на протяжении столь долгого времени, что суммирование искусства, возникшего за это время, может быть только кратким и селективным.

Однако, может быть считано, что, возможно, наиболее значимыми чертами римского искусства являются его разнообразие, интеграция прошлых и современных художественных течений со всей империи и поддержка искусства на более широкой основе, нежели когда-либо ранее.

Римские художники копировали, имитировали и современничали, чтобы создать искусство в масштабе народа, иногда пренебрегая качеством, но в других случаях превосходя мастерством своих предшественников.

Живопись стремилась запечатлеть пейзажи, городские мотивы и более тривиальные темы повседневной жизни. Реализм стал идеалом, а забота о знаниях и ценности искусства самого по себе стала достойной целью.

Это достижения римского искусства.

Критика римского искусства и его идентичность

Когда критики искусства поняли, что многие из самых прекрасных римских произведений на самом деле являются копиями или, по крайней мере, вдохновлены ранними и часто утраченными греческими оригиналами, оценка римского искусства начала проседать.

Еще одной проблемой римского искусства является определение того, чем оно на самом деле является. В отличие от греческого искусства, географическое разнообразие Римской империи привело к сильно различающимся подходам к искусству в разных местах.

Хотя Рим долгое время был в центре внимания, существовало несколько важных художественных центров, которые следовали своим собственным предпочтениям, особенно в Александрии, Антиохии и Афинах. В результате некоторые критики даже утверждали, что "римского искусства" вообще не существует.

-

Экскурс в Помпеи: использование римского искусства

В последнее время более широкий взгляд на искусство римлян был вызван успехами археологии, что привело к новой оценке их вклада в западное искусство в целом. Даже те, кто считает классическое греческое искусство высшим достижением в западном искусстве, или что римляне просто смешали лучшее из греческого и этрусского искусства, должны признать, что римское искусство не лишено творчества.

Римляне освоили греческий мир, сформированный завоеваниями Александра Великого, со своей собственной оценкой прошлого и четким представлением о том, как лучше всего помнить события и людей. Для украшения римского мира и передачи значения военного мастерства, а также современной моды, использовались печати, ювелирные изделия, стеклоизделия, мозаика, керамика, фрески, статуи, монументальная архитектура и даже монеты.

Взятые в плен города обокрались от произведений искусства, чтобы быть оцененными публикой, на иностранных художников выделялись средства в римских центрах. Во всей империи создавались художественные школы, производились технические разработки, и по всему, появлялись мастерские для производства произведений искусства. Также был огромный спрос на произведения искусства и он соответствующе удовлетворялся: производственные линии стандартизированных и массовых объектов наполняли империю искусством.

Особенно места, как Помпей, предоставляют уникальные возможности увидеть, как римские произведения искусства использовались и совмещались, чтобы обогатить повседневную жизнь граждан. Само искусство стало более индивидуализированным, с сильным увеличением частных спонсоров искусства по сравнению с государственными заказчиками. Ничто так не отображает это, как создание реалистичных портретов частных лиц в живописи и скульптуре.

Римская скульптура

Римская скульптура сочетала идеализированную совершенство раннеклассической греческой скульптуры с большим стремлением к реализму и слилась с преобладающими стилями восточного искусства. Римские скульпторы также сохранили бесценные произведения для потомков, которые в противном случае были бы совершенно утрачены, путем создания популярных копий более ранних греческих шедевров.

Augustus фон Прима Порта (20-17 гг. до н.э.), из виллы Ливии в Прима Порта, 1863 г.

Римляне предпочитали бронзу и мрамор, особенно для своих лучших работ. Однако, поскольку металл всегда переплавлялся, чтобы использовать его материал, большинство сохранившихся примеров римской скульптуры выполнены из мрамора.

Римская предпочтительность к греческим и эллинистическим скульптурам привела к тому, что скульпторы должны были делать копии оригиналов, которые могли быть разной качественной работы в зависимости от мастерства скульптора. На самом деле в Афинах и Риме была отдельная школа, специализирующаяся на копировании известных греческих оригиналов. Римские скульпторы также создавали уменьшенные копии греческих оригиналов, которые собирали и выставляли любители искусства в шкафах в своих домах.

Римская скульптура однако стремилась к новым формам художественного выражения, освобождаясь от своих этрусских и греческих корней. До середины I века н.э. римские художники пытались захватить оптические эффекты света и тени для достижения большего реализма. Реализм в римской портретной скульптуре, возможно, развился из традиции хранения масок умерших членов семьи в родовом доме. В резьбе по камню есть много примеров частных портретных бюстов, которые изображают лицо иногда морщинистым, шрамированным или обвисшим; короче говоря, эти портреты раскрывали реальность.

Предположительно: Бюст Марка Порция Катона Старшего

Самое позднее в античности появилась тенденция к импрессионизму в виде игр света и абстрактных форм. Кроме того, скульптура стала монументальной с массивными статуями императоров, богов и героев в натуральную величину. К концу эпохи Империи скульптура группы фигур стала страдать от непропорциональности. Особенно головы стали увеличиваться, а фигуры чаще представлены более плоскими и смотрят на нас со стороны, отражая влияние восточного искусства.

Скульптуры античных римских зданий и алтарей могли быть просто декоративными, а также иметь политическую мотивацию. Например, на триумфальных арках, которые удерживали архитектурные скульптуры в деталях, чтобы задокументировать важные события и подтвердить послание о том, что император является победоносным деятелем в известном мире. Одним из типичных примеров является Константинова Арка в Риме (около 315 г. н.э.), которая также показывает побежденных и порабощенных "варваров", чтобы проиллюстрировать послание превосходства Рима.

Фото: Rabax63 / Википедия / CC BY-SA 4.0

Такое изображение реальных людей и определенных исторических личностей в архитектурной скульптуре явно отличается от греческой скульптуры, где большинство военных побед обычно изображались метафорически.

Алтари также могли служить для изображения важных лиц в особом свете. Самый известный алтарь из всех - это Ара Пасис Августа в Риме, изображающий зрителей и участников религиозного процесса. Кажется, что фигуры были запечатлены на фотографии в один момент: ребенок тянет за тогу, сестра Августа говорит двоим болтунам, чтобы они замолчали, и так далее.

Фото: Rabax63 / Wikipedia / CC BY-SA 4.0

Римские стенные росписи

Внутренние помещения римских зданий часто наряжались красочными и роскошными декорациями. Фрески, настенные росписи и использование штукатурки для создания рельефных эффектов были популярными в 1 веке до нашей эры в общественных зданиях, частных домах, храмах, гробницах и даже военных учреждениях по всей римской империи.

Дизайн варьировался от сложных реалистичных деталей до сильно импрессионистических изображений, часто охватывающих всю доступную площадь стены, включая потолок.

Вилла Веттиев, Дедал и Пасифая

Цвета, которыми предпочитали пользоваться римские стены, включали в себя естественные оттенки, такие как темно-красный, желтый и коричневый. Синие и черные пигменты также были популярны для более простых дизайнов, но доказательства из одной помпейской красильни показывают, что имелись в наличии широкий спектр оттенков.

Тематикой были портреты, сцены из мифологии, архитектура с использованием трюка глаза, флора, фауна и даже целые сады, ландшафты и городские пейзажи, чтобы создать впечатляющие панорамы, перенесущие зрителя из тесных помещений в безграничный мир художественной фантазии.

Выдающимся примером является Casa di Livia из 1 века до н.э. на Палатине в Риме. Сцена обтекает комнату, полностью игнорируя углы.

Фото: Carole Raddato / Wikipedia / CC BY-SA 2.0

В процессе развития художественной формы стали все чаще использоваться крупноформатные отдельные сцены с гигантскими фигурами. В 3 веке появился один из лучших источников для фресковой живописи - христианские катакомбы, где были изображены сцены из Ветхого и Нового Завета.

Римские мозаики

Римские мозаики являлись распространенным элементом декора как частных домов, так и общественных зданий на всей территории империи, от Африки до Антиохии. Мозаики изготавливались из маленьких мраморных, керамических, стеклянных, каменных или ракушечных квадратов различных цветов. В раскраске использовались разнообразные оттенки, чтобы соответствовать окружающим мозаичным камням. Этот особый вид мозаики, создающий живописный эффект благодаря изощренному использованию цветов и теней, известен как "opus vermiculatum".

Популярными темами были сцены из мифологии, гладиаторские поединки, спорт, охота, пища, флора и фауна, а иногда жители сами были представлены в детальных и реалистичных портретах. Одной из самых известных римских мозаик до сих пор является мозаика из дома Фавна в Помпеях, на которой изображены Александр Великий на Букефале и Дарий III на его боевой колеснице. Не только полы, но и своды, колонны и фонтаны были украшены мозаичным декором.

Римские мозаичные мастера разработали свои собственные стили, и по всей империи возникли производственные мощности, которые развивали свои собственные предпочтения. Доминирующий (но не исключительный) римский стиль в Италии использовал только черные и белые камни для мозаики, стиль, который просуществовал до глубокого 3-го века н.э. и был наиболее часто использован для изображения морских мотивов, особенно при использовании в римских банях.

Со временем мозаики в изображении человеческих фигур стали все более реалистичными, и детализированные портреты стали все более распространенными. В то же время в восточной части империи и особенно в Антиохии в 4 веке н.э. распространялись мозаики, которые создавали "ковровый" вид из двухмерных и повторяющихся мотивов.

Мелкое искусство и ювелирные изделия

Маленькие искусства древнего Рима были разнообразными и во многих случаях отражали римскую любовь к тщательно изготовленным драгоценным материалам с деталями и часто уменьшенными дизайнами. Сюда входили драгоценные камни всех видов, небольшие золотые портретные бюсты, изделия из серебра, печати, сосуды и орнаменты из отшлифованного стекла, тонко украшенная керамика, медальоны, монеты и ткани.

Темами декорации были императорская семья, частные лица, мифология, природа и стандартные мотивы, такие как геометрические формы. Произведения часто подписываются мастером, который является либо иностранцем, либо римлянином.

Серебряные изделия и ювелирные украшения были очень ценными и часто коллекционировались римлянами, которые могли себе это позволить. Римская любовь к роскошно детализированным и миниатюрным резьбам на драгоценных камнях противоречит традиционному взгляду, согласно которому римское искусство занималось всем, что массивно, неэлегантно и громоздко.

Римские ювелиры были особенно искусны в своем ремесле. Они узнали все аспекты обработки металла от своих предков из отдаленных областей, часто с изысканной детализацией и мастерским качеством. Со временем украшения стали тяжелее и заметнее, и они вовсе не ограничивались одеждой женщин.

Наследие римского искусства

Римляне продолжали традиции прежних цивилизаций и увековечивали их в искусстве. Они полностью опровергают филистерский характер, который приписывается древнему Риму в народных представлениях. Ремесленники, освоившие греческие традиции, продолжали развивать свои новаторские идеи, и их творения всегда удивляют нас своей изящностью.

Среди вклада римского искусства в общее развитие западного искусства можно отметить решимость фиксировать современные исторические события и различные проявления живописи в различных стилях. Ни одна из этих форм не была совершенно новой в искусстве, но римляне, как и во многих других областях, доводили возможности идеи до пределов и за их границы.

В конце римского времени возникли новые идеи в искусстве, но римское искусство оказало существенное влияние на все последующие эпохи, в том числе на христианское искусство Средневековья.

Однако, возможно, их самый значительный вклад в мировое искусство был в том, что они поддерживали идею, что понимание искусства ради самого искусства - прекрасная вещь, и что обладание произведениями искусства или даже коллекцией является настоящим показателем культурной зрелости.

Кроме того, была возможность посетить общественные художественные галереи для тех, кто не мог себе позволить собственное искусство. Теперь искусство уже не было прерогативой богатых, оно стало доступным каждому.