В этой статье вы узнаете все о техниках живописи Леонардо да Винчи. Мы рассмотрим пять основных этапов его процесса создания картины на примерах.

Вы узнаете, как Леонардо да Винчи готовил свои полотна и как выбирал цвета, чтобы совершенствовать такие техники, как шиароскуро или сфумато.

Техники живописи Леонардо да Винчи

Леонардо относился к искусству как к науке. Его подход к живописи следовал определенной логике, переходящей от неточного и предварительного к точному и проработанному.

Ниже приведены некоторые техники живописи Леонардо да Винчи, которые позволяют проследить его творческий процесс в живописи.

1. Скетчи и студии

Леонардо да Винчи. Студия для Бурлингтонского дома Картун

Основу для произведений искусства Леонардо составляли его детальные подготовительные мероприятия. Прежде чем Леонардо да Винчи привнес цвета в свои работы, он тщательно изучал свой источник вдохновения и создавал множество эскизов отдельных фигур или целых сцен.

Он придавал большое значение перспективному изображению фигур и тому, как их особенности выглядят с определенного ракурса. Основой для его натуралистических картин были его анатомические исследования, в которых он учился строению человеческого тела с самого основания.

На указанном выше листе видно эскизы Леонардо, которые как предполагают композиционные наброски картины, так и показывают детали в позах фигур.

Композиционная студия, находящаяся в центре листа, даже показывает обрезку и формат будущей работы, отмеченные прямоугольной рамкой сцены.

2. Эскизы и наброски

Леонардо да Винчи, картинка из Барлингтон Хаус, около 1499-1500 года или около 1506-1508 года

Начиная с подробных эскизов отдельных фигур и общей композиции, он переносил эти исследования в виде эскизов или набросков на будущие основы своих картин.

Леонардо наслаивал свои картины нейтральным серым или коричневым цветом, обеспечивая идеальный шаблон для своей будущей проработки. Для этого он, как правило, использовал смесь угольного наброска для деталей и цветного грунта всей сцены.

Весьма впечатляющий пример его эскиза открывается тебе в его так называемой работе "Burlington House Cartoon", так как работа осталась в этой временной стадии.

Благодаря его размеру можно предположить, что это прямая подготовительная работа к картине, которая никогда не была выполнена, но возможно была заказана французским королем Людовиком XII.

Преимущество этой техники нижнего слоя, которая часто применялась в эпоху Возрождения, заключается, с одной стороны, в цветовой гармонии будущего произведения и, с другой стороны, в точности доработки цвета фигур.

Часть нижнего слоя просвечивается сквозь верхние слои краски, когда свет падает на холст и становится основой гармонии изображения.

3. Техники живописи Леонардо да Винчи: разработка эскиза

Леонардо да Винчи, Анна Сельбдритт, ок. 1503-1519 гг.

Исходя из предварительного наброска или эскиза, Леонардо продолжал усиливать контрасты, покрывая менее освещенные области своего изображения темным подгрунтом, который он создавал на основе земляных оттенков, таких как зеленый, красно-коричневый или темно-коричневый.

В более освещенных областях своих мотивов он оставлял светлое подготовительное покрытие неизменным.

На эту подготовку Леонардо, в конечном счете, наносил цвета в нескольких полупрозрачных слоях.

При создании цветовой гаммы здесь ярко выражены землисто-коричневые оттенки, зеленые и голубые тона с похожей насыщенностью. Это способствует приданию элементам на картине ощущения единства. Примером такой техники живописи может служить "Анна Смирнова" Леонардо да Винчи.

В творчестве Леонардо да Винчи не встречаются яркие цвета и резкие контрасты.

4. Цветовые особенности в живописи Леонардо

Леонардо да Винчи, Мона Лиза, ок. 1502 - 1506 гг.

Леонардо да Винчи был увлечен цветами. Он был впечатлен эффектом, который атмосфера оказывает на цвета удаленных предметов, сегодня лучше известный как воздушная перспектива.

Одной из теорий изображения, разработанных Леонардо да Винчи, является "избледнение далеких объектов". Суть ее заключается в увеличении синего цвета в элементах изображения третьего плана (горы), чтобы создать более глубокую иллюзию глубины в произведениях искусства.

Этот эффект возникает благодаря атмосфере, которая начинает приобретать все более голубой оттенок, по мере того как глаз смотрит в даль горизонта.

Да Винчи не был первым, кто заметил этот эффект, но он был первым, кто провел расчеты и объяснил техники, чтобы применить этот эффект в живописи.

Самыми известными примерами такого цветового оформления являются его Мона Лиза и также показанная выше Анна Сама по себе.

Художники, такие как Рафаэль, освоили и совершенствовали эту технику Леонардо да Винчи, чтобы создать похожие перспективные эффекты.

5. Использование средств хиароскуро и сфумато

Леонардо да Винчи, "Фельсгроттенмадонна" 2-я версия, между 1495 и 1508 годами

Леонардо был мастером хиароскуро, живописи света и тени.

Эта популярная техника Леонардо да Винчи использует контрасты света и тени в качестве метода моделирования, чтобы создать иллюзию объема и трехмерного пространства.

Особенно выразительное хиароскуро видно, например, на второй версии его "Фельсгроттенмадонны".

Леонардо да Винчи, "Фельсгроттенмадонна" 1-я версия (фрагмент), 1483-1486 годы

В отличие от флорентийской школы художников, которые очерчивали свои мотивы, сфумато является техникой Леонардо да Винчи, которую он совершенствовал как никто другой.

Благодаря сфумато он достигал такой мягкости, что края практически становились невидимыми.

Этот подход повышает реалистичность его картин, на которых лица имеют гладкие изгибы, а кожа выглядит такой мягкой и нежной.

Чтобы добиться этого эффекта, да Винчи выбрал единый набор похожих интенсивных оттенков. Применяя полупрозрачные глазури, он создавал глубину, которую нельзя достичь с помощью пастозного нанесения краски.

Цвета и основы Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи рисовал на различных поверхностях. Для своих фресок он рисовал как на еще влажной штукатурке (бон фреско), так и на уже высохших (секко фреско).

В своем раннем искусстве Леонардо да Винчи использовал краски на основе масляных сред, в которых связывался помолленный пигмент. Позже он в основном использовал темперную краску с яйцом в качестве связующего вещества.

Свои картины он рисовал как на холстах с натянутыми на раму, так и на деревянных плитах.