Макс Либерманн – выдающийся немецкий художник, известный своим ярким и оригинальным творчеством. Родившись в 1847 году, он стал одним из самых влиятельных представителей импрессионизма и натурализма в Германии.

Либерманн получил классическое художественное образование в Берлинской художественной академии и был вдохновлен мастерами реализма, такими как Густав Курбе и Скандер Вегерлянд. Однако он также оказал сильное влияние на молодое поколение художников, переживших большую эпоху изменений в искусстве.

Либерманн славился своей способностью передать атмосферу и эмоции через простые, но выразительные композиции. Он был мастером пейзажа и портрета, и его работы отличаются особым вниманием к деталям и настроению.

Во время своей долгой и продуктивной карьеры Либерманн создал множество известных произведений и был признан одним из основателей Берлинской секции Сецессии. Он также занимался активной общественной деятельностью и был главным организатором Международной выставки искусства в Берлине в 1891 году. Это событие стало важным шагом в развитии немецкого искусства и привлекло внимание со всего мира.

Вклад Макса Либерманна в немецкое искусство неоценим. Его работы до сих пор вызывают восхищение и вдохновляют новое поколение художников. Благодаря его таланту и уникальному видению мира, искусство импрессионизма и натурализма заняло почетное место в истории искусства.

Макс Либерман (20 июля 1847 - 8 февраля 1935) был художником и графиком, известным своим решительным реализмом, который включал изображение низших социальных слоев во время работы и их досуга. Однако, более важным было то, что Либерман внес значительный вклад в развитие немецкого импрессионизма.

Его ранние работы были сильно повлияны французским художником Жан-Франсуа Милле и немецким реалистом Адольфом Менцелем и вызвали некоторую контроверзу.

Однако, как только он осел в Берлине, где в 1884 году стал лектором в Берлинской академии изобразительных искусств, его и его творчество стали отождествлять с берлинской секцией и этетикой Фин де Сиекля.

Одновременно он никогда не потерял контакта с традиционным художественным мейнстримом в Германии. Также он стал членом Берлинской академии, в 1920 году он был избран ее президентом. В 1933 году политическое давление национал-социалистов вынудило его уйти со своего поста.

Давайте в этой биографии Макса Либермана более подробно рассмотрим его творческий путь и узнаем, почему Либерман был так важен для модерна.

Биография Макса Либермана

Макс Либерман родился в 1847 году в Берлине в качестве второго из четырех детей Луи Либермана, богатого еврейского предпринимателя и банкира, и Филиппин Либерман (урожденная Халлер).

Оба родителя были известными личностями в немецком бизнес-мире, поэтому их сын получил выдающееся воспитание в буржуазном доме на Парижской площади недалеко от Бранденбургских ворот.

Благодаря своему образованию в школе Либерманн развил самоконтроль, дисциплину и беспощадную трудовую этику, которую он хотел воплотить в свою художественную практику.

С девяти лет Либерманн начал интересоваться искусством. Хотя его родители изначально пытались избавить его от этой "бессмыслицы", художник Карл Штеффек заметил его художественные способности и побуждал его продолжать рисовать вплоть до подросткового возраста.

Образование и ранняя работа

По настоянию своих родителей Либерман поступил в университете Берлина на факультет юриспруденции и философии для обучения.

Однако его страсть к искусству оставалась неизменной, поэтому в период с 1866 по 1868 годы он возобновил свое обучение в Тихой приемной Стеффека. В то время как Стеффек был доволен прогрессом своего ученика, Либерман чувствовал, что он не получает полного художественного образования.

На фотографии изображен Макс Либерманн в возрасте 25 лет в Веймарской художественной школе.

Он поступил в Веймарскую художественную школу между 1868 и 1872 годами, где изучал искусство рисования и живописи.

В своем стремлении к художественной карьере в конечном счете он добился сдержанного согласия от своего отца.

В 1871 году Либерманн поехал в Голландию, где нашел свое призвание в качестве художника.

Во время обучения он также мечтал о сотрудничестве с бельгийским художником Густафом Вапперсом, который был известен как опытный мастер цвета.

Его первая картина под названием "Девушки, собирающие гусей", которая была завершена в 1873 году, вызвала значительное негодование в мире искусства. Тем не менее, картина была куплена, и Либерманн использовал вырученные средства для финансирования поездки в Париж в том же году.

Макс Либерман, "Художницы по гусиным лугам", 1871-1872

Прибыв в Париж, Либерман заинтересовался творчеством французского художника-реалиста Гюстава Курбе и познакомился с венгром Михаэлем Мункачи, за которым он ненадолго последовал. Либерман также получил известие о том, что известный немецкий художник Адольф Менцель просит встречи с ним. Он очень восхищался Менцелем и встретился с ним по возвращении из Парижа.

Либерман также побывал в Барбизоне, небольшой французской деревне, где познакомился с последователями школы Барбизон, включая инициатора этого направления Милле.

Вопреки своему благородному происхождению, Либерман принял социалистические принципы Милле. Но в то время как Милле изображал сельский рабочий класс скорее как героические фигуры, Либерман подходил к тем же темам без их идеализации.

Макс Либерман, Сбор картофеля в Барбизоне, 1874

После возвращения в Германию Либерман продолжал свои путешествия и проводил летние месяцы в Голландии, где его очаровала медленная жизнь и атмосфера восхитительного пейзажа.

Либерман также путешествовал в Италию, где два месяца пробыл в Венеции и познакомился с мюнхенским художником Францем фон Ленбахом. В 1878 году он переехал в Мюнхен, закрепив свой статус серьезного прогрессивного художника.

В начале 1880-х годов он наслаждался культурой и продолжал поддерживать искусство в Мюнхене, посещал музеи и галереи, заключал дружеские отношения, которые протянулись на всю оставшуюся жизнь. В 1884 году он переехал в Берлин и прожил там до конца своих дней. В том же году он женился на Марте Марквальд.

Макс Либерман, Марта Либерман, 1898

Средний период творчества и художественная зрелость

В течение 1890-х годов Либерман жил и работал в Берлине. После смерти матери в 1892 году и вскоре после отца в 1894 году Либерман был освобожден от финансовых и эмоциональных тревог своего отца по поводу его статуса художника. Он переехал в дом своей семьи на Парижской площади.

В 1898 году Либерман стал президентом Берлинской секции, художественного общества, созданного как альтернатива консервативному Прусскому художественному обществу. Она состояла из 65 берлинских художников, стремившихся отойти от традиционного и академического искусства.

Таким образом, Либерман сыграл значительную роль в превращении Берлина из имперской столицы в художественный центр в конце 19 века.

Импрессионизм, с его яркими красками и инновационными техниками, был одним из стильных направлений, которые сформировались под влиянием сецессионистского движения. Архитектура и дизайн играли важную роль в развитии и процветании модернистского дизайна и движения югендстиля.

В преследовании идеалов сецессионистской группы, Gustav Klimt, руководитель Венской сецессии, сделал большую работу в стимулировании и распространении искусства модерне. Он привлек к себе таких талантливых художников, как Эгон Шиле и Оскар Кокошка, два величайших представителя экспрессионизма.

Германское искусство также было сильно повлияно сецессионистским движением, оно двигалось в сторону более современных и прогрессивных стилей искусства, таких как югендстиль и импрессионизм.

В связи с возникновением антисемитизма в Германии, импрессионистам, таким как Либерманн, Макс Слевогт и Август фон Брандис, было предъявлено обвинение в том, что они передают международные идеи в немецкое искусство. Искусство и жизнь Либерманна в период Сецессии были поэтому ознаменованы внутренним конфликтом между его консервативно-прусским воспитанием, его еврейским происхождением и его восхищением международными художественными стилями.

Это стало наиболее очевидным, после того, как Либерман организовал политическую выставку нового немецкого искусства, за которую он был награжден французским Легионом Почета, хотя репрессивное немецкое правительство не разрешило ему отправиться во Францию, чтобы принять награду.

Несмотря на вмешательство государства, Либерман оставался настойчивым и привел Берлин к вершине мирового искусства, основав и возглавив Ассоциацию "Elf" и расширив сферу влияния Берлинской секции.

Однако он также сохранял релевантность мейнстрима благодаря своей разветвленной сети художественных контактов, и в 1897 году традиционная Прессийская академия искусств отметила его пятьдесятый день рождения большой художественной выставкой. Таким образом, его искусство представляло собой и прошлое, и будущее берлинского искусства.

В первом десятилетии двадцатого века Либерман сузил свою художественную тематику, сосредоточившись больше на портретах и натюрмортах. Он оставался выдающимся художником Берлина, но больше не был таким же сторонником модернизма и художественного прогресса, как раньше.

Из-за своей приверженности французским объединениям Либерман имел множество столкновений с прусскими консерваторами и правительственными чиновниками. Несмотря на свое участие в немецкой политике, творчество Либермана оставалось постоянным; между 1900 и 1910 годами он создал несколько десятков картины на масле в год, а также множество эскизов, гравюр, литографий и пастелей.

Макс Либерман, терраса ресторана Якоб в Ниенштедтене на Эльбе, 1902 год

Поздний период Макса Либермана

Благодаря своему профессиональному успеху в конце XIX - начале XX века Либерман стал частью самого состоятельного слоя Германии. В 1909 году он приобрел землю у Ванзее собственными средствами. Там он построил достояние и использовал местность в качестве вдохновения для своего творчества.

Однако в Берлине он продолжал попадать под критику, поэтому в 1911 году он ушел с поста президента Берлинской секции. После начала Первой мировой войны Либерман вместе с несколькими другими художниками решил попробовать сотрудничать с правительством для сохранения культурного единства Германии и поддержки победы на фронте.

Либерманн сделал это через статью в журнале под названием Кригцайт, издаваемой его другом Паулем Кассирером. Он в течение нескольких лет вносил свой вклад в этот журнал, создавал литографии и способствовал немецкому патриотизму и единству.

По окончании Первой мировой войны Германия и ее художественная среда находились в состоянии истощения. Либерманн надеялся, что немецкое общество станет более либеральным после военного поражения. Фактически, он был сторонником либерализма и способствовал возникновению дебатов, чтобы политические и этические разногласия могли превратиться в цивилизованный диалог.

В 1933 году, когда НСДАП начала более пристально изучать его, Либерманн ушел с должности президента академии. Вскоре после этого гестапо начало удалять его картины со стен музеев и конфисковывать их из частных коллекций. Глубоко пораженный угрожающим поворотом в немецкой политике, он отошел от общественной жизни, но продолжал рисовать до своей смерти в 1935 году в своем доме на Парижской площади.

Хотя он пользовался высоким авторитетом среди своих современников и в целом имел высокую репутацию в немецкой художественной среде, его смерть не была отражена в нацистской прессе. Следовательно, его похороны прошли без участия Прусской академии искусств.

Художественное наследие Макса Либерманна

Герхардт Либерман: гений и модернист

Герхардт Либерман считается одним из самых ярких представителей художественной и политической модернистической мысли в Германии. Вместе с Курбе, Моне, Мане и Дега он упоминается как важный член ранней модернистической и импрессионистической общины в Европе. Его техника и мастерство вызывали восхищение в течение всего 20-го века.

Его труды сделали Берлин в конце 19-го и начале 20-го веков влиятельным центром искусства. Фактически, Мейсон Кляйн, куратор Нью-Йоркского еврейского музея, заявил в 2005 году, что культурное руководство Либермана создало публичный форум, на котором традиционные и новые художественные институты могли взаимодействовать.