Искусство - это не только средство для выражения чувств и идей, но еще и способ представления опыта и взаимодействия с окружающим миром. Джон Дьюи, американский философ и педагог, разработал ряд тезисов, которые помогают понять роль и значение искусства в нашей жизни. Вот 7 наиболее значимых тезисов из его работы "Искусство как опыт".

  1. Искусство тесно связано с нашей повседневной жизнью. Оно неотъемлемая часть нашего опыта и способствует расширению нашего понимания мира.
  2. Искусство предлагает новые перспективы и точки зрения. Оно помогает нам видеть и понимать вещи по-новому, вызывая рефлексию и расширяя наше сознание.
  3. Искусство активно вовлекает зрителя/слушателя/зрителя в процесс восприятия. Оно требует активного взаимодействия и позволяет нам стать соучастниками творческого процесса.
  4. Искусство способно передавать эмоции и чувства, пробуждать в нас различные эмоциональные реакции. Оно является мощным средством эмоционального выражения и воздействия.
  5. Искусство может быть использовано в педагогических целях. Оно помогает развивать творческое мышление, воображение и способности к самовыражению.
  6. Искусство имеет социальный и политический контекст. Оно может служить средством протеста, изменения общественного мнения и создания положительных изменений в обществе.
  7. Искусство способно связывать людей разных культур и национальностей. Оно является универсальным языком, через который можно обмениваться идеями и ценностями.

Описанные тезисы Джона Дьюи предлагают глубокий взгляд на искусство как на способ обогащения нашей жизни и расширения нашего сознания. Они показывают, что искусство является неотъемлемой частью нашего бытия и имеет огромное значение для нашего развития и понимания мира.

Джон Дьюи (1859-1952) был, пожалуй, самым влиятельным американским философом XX века. Его теории о прогрессивном образовании и демократии требовали радикального демократического переустройства в области образования и общества.

К сожалению, теория искусства Джона Дьюи не получила такого же внимания, как остальные работы философа. Дьюи был одним из первых, кто рассматривал искусство с точки зрения творца, а не зрителя.

Что такое искусство? Какова взаимосвязь между искусством и наукой, искусством и обществом, искусством и чувствами? Как связаны человеческий опыт и искусство? Это некоторые из вопросов, на которые отвечают в книге Джона Дьюи "Искусство как опыт", выпущенной в 1934 году.

Книга была определяющей для развития американского искусства 20-го века, прежде всего для абстрактного экспрессионизма. Несмотря на это, текст до сих пор сохраняет свою привлекательность как познавательное художественно-теоретическое эссе.

Если у вас есть глубокие знания английского языка, рекомендуется прочитать оригинальную версию на английском (нажмите здесь), в противном случае немецкий перевод разъясняет тезисы Дьюи в полном объеме:

Искусство как опыт

В данной статье перечислены семь ключевых основных аспектов из книги "Искусство как опыт", а также рассматривается влияние этого произведения на искусство XX века.

Разрыв между искусством и обществом в теории Джона Дьюи

На Веб-странице представлена фотография Sixtinische Kapelle с алтарной картиной “Jungstes Gericht”. Фото: Antoine Taveneaux / Wikipedia

До появления музеев и институциональной истории искусства, искусство являлось важной частью жизни человечества.

Религиозное искусство является прекрасным примером этого. Храмы всех религий наполняются произведениями искусства с религиозной значимостью. Эти произведения искусства не только выполняют эстетическую функцию. Они усиливают религиозный опыт, несмотря на то, что они приносят эстетическое удовольствие. В храме искусство и религия не разделяются, а объединяются.

Согласно Дьюи, разрыв между искусством и повседневной жизнью произошел, когда человек объявил искусство отдельной сферой. Астетические теории служили для еще большего отдаления искусства, изображая его как нечто эфирное и отделенное от повседневного опыта.

В современности искусство больше не является частью общества, оно изгнано в музей. Это учреждение, согласно Дьюи, имеет своеобразную функцию: оно отделяет искусство от "условий его происхождения и эффекта опыта". Художественное произведение в музее отрезано от своей истории и рассматривается как чистый эстетический объект.

Возьмем, к примеру, "Мону Лизу" Леонардо да Винчи. Туристы, посещающие Лувр, восхищаются картиной скорее из-за ее мастерства либо из-за ее статуса великого произведения искусства.

Фото: muratart / Shutterstock.com

Можно предположить, что только немногие посетители интересуются функцией, которую выполняла Мона Лиза. Еще меньше понимают, почему это было сделано и в каких обстоятельствах. И даже если они это делают, первоначальный контекст потерян, и все, что остается, это белая стена музея.

Вкратце: чтобы стать шедевром, объект должен стать произведением искусства, бесповестным, чисто эстетическим объектом.

Отказ от прекрасного искусства

Для теории Джона Дьюи основой искусства является эстетический опыт, который не ограничивается музеем. Этот эстетический опыт присутствует в каждой части человеческой жизни:

В источниках искусства в человеческом опыте можно наблюдать различные ситуации. Дьюи приводит несколько примеров. Так, например, поливание комнатных растений с радостью является формой искусства, так же как и механик, который заинтересован в выполнении своей работы наилучшим образом и заботится о своих инструментах с искренней привязанностью.

Современное общество, по мнению Дьюи, неспособно понять всестороннюю природу искусства. В результате оно считает, что только изящные искусства могут доставлять высокое эстетическое удовольствие и передавать глубокую смысловую нагрузку. Другие формы искусства считаются низкими и незначительными. Некоторые даже отказываются признавать искусством то, что находится за пределами музея.

Marcel Duchamp, Фонтан, 1964 Фото: Pete D / Flickr

Для Дьюи не имеет смысла разделять искусство на низкое и высокое. Кроме того, искусство должно быть связано с обществом, потому что только так оно может играть значимую роль в нашей жизни.

Если мы не понимаем, что искусство окружает нас повсюду, мы не можем полностью его ощутить. Есть только один способ, чтобы искусство снова стало частью общественной жизни. Мы должны принять связь между эстетическими и повседневными впечатлениями.

Искусство и политика

Дьюи считает, что капитализм несет частичную вину в том, что общество отдалилось от корней эстетического опыта. Чтобы решить эту проблему, теория Джона Дьюи занимает четкую позицию.

Одна позиция требует радикальной перестройки экономики и возвращения искусства в общество.

Искусство как откровение

Красота есть истина, и истина есть красота - вот всё, что мы знаем на Земле, и всё, что нужно знать.

Дьюи завершает вторую главу своей книги этими словами английского писателя Джона Китса. Взаимоотношение между искусством и истиной – дело непростое. В новое время только наука принимается как путь для расшифровки мира вокруг нас и разгадки его тайн.

Дьюи не отвергает науку или рационализм, но утверждает, что есть истины, которые логика не способна приблизиться. Поэтому он выступает за другой путь к истине - путь откровения.

Микеланджело, Судный день, 1536-1541, деталь Иисуса Христа

Ритуалы, мифология и религия - это все попытки человека найти свет во тьме своего существования. Искусство совместимо с определенной степенью мистики, поскольку оно напрямую обращается к чувствам и воображению.

Именно по этой причине Джон Дьюи в своей книге "Искусство как опыт" отстаивает необходимость эзотерического опыта и мистической функции искусства.

Искусство как опыт: обыденный и эстетический опыт

Теория Джона Дьюи различает обыденный опыт и то, что он называет опытом. Разница между ними является одним из самых фундаментальных аспектов его теории.

Обычный опыт не имеет структуры. Он как непрерывный поток. Индивид проходит через опыт жизни, но он не переживает все таким образом, который определяет опыт.

Настоящий опыт совершенно иной. Только важное событие выделяется из общего опыта.

Оно может быть чем-то огромной значимости или может быть чем-то незначительным по сравнению - и, возможно, именно из-за своей незначительности еще лучше демонстрирует, что такое опыт.

В качестве примера опыта Дьюи приводит ужин в парижском ресторане, о котором долго помнят. Он ярко выделяется как незабываемый памятник тому, чем может быть питание, по словам Дьюи.

Опыт имеет структуру, с началом и концом. В нем нет пробелов и есть определяющее качество, которое обеспечивает единство и дает ему имя, например, эта разрыв дружбы или конец отношений.

Для Дьюи опыт отличается от общего опыта человеческой жизни. Это те части жизни, которые стоит запомнить. Рутина, в этом смысле, противоположность опыту.

Стрессовая рутина рабочей жизни заполнена повторами, делающими дни неразделимыми. Через какое-то время в одной и той же рутине можно заметить, что каждый день кажется одинаковым. В результате исчезают дни, которые стоит помнить, и ежедневный опыт превращается в форму бессознательного.

Опыт разбудил нас из сонного состояния повторений каждый день и заставил нас осознанно, а не автоматически, вести свою жизнь. Это делает жизнь полноценной.

Эстетический опыт

Фото: Shinya Suzuki / Flickr

Всякий раз, когда мы испытываем что-то эстетическое, это всегда является опытом, но не каждый опыт является эстетическим. Однако у каждого опыта всегда есть эстетическое качество.

Примерами эстетического опыта являются произведения искусства. Они обладают единственным пронизывающим качеством, которое проникает во все составляющие и обеспечивает структуру.

В своей книге "Искусство как опыт" Джон Дьюи отмечает, что эстетический опыт связан не только с оценкой искусства, но и с опытом его создания:

Важность искусства

Каково значение искусства? Лев Толстой говорил о том, что искусство - это язык для коммуникации эмоций. Он также верил, что искусство является единственным способом понять, как другие переживают мир. Из этой причины он даже написал, что "без искусства человечество не могло бы существовать".

Дьюи разделял некоторые взгляды Толстого, хотя и не полностью. Американский философ считал необходимым отличать искусство от науки, чтобы объяснить его значение.

Наука, с одной стороны, означает метод утверждения, который считается наиболее полезным направлением. С другой стороны, искусство выражает внутреннюю природу вещей.