Франц Марк, немецкий художник XX века, является одним из знаковых представителей экспрессионизма - художественного направления, ставшего символом эмоционального и внутреннего мира художника.

Родился Франц Марк 8 февраля 1880 года в Мюнхене, в семье живописца, что окончательно судьбу Франца отвела в область искусства. В своих произведениях Марк стремился подчеркнуть эмоциональное состояние и трансформацию художника через цвет и форму.

Он был одним из основателей Дер Блауе Райтер – "Синего всадника" - группы художников, которым была близка идея освобождения искусства от традиционных ограничений и правил. Франц Марк завоевал признание своими абстрактными и сюрреалистическими работами, передающими сущность фантазии и внутреннего мира.

Одной из самых известных работ Франца Марка является его картина "Вторая жизнь", на которой художник представил себя в образе собаки, пропитавшейся символикой воплощения животного духа. Картина, как и весь творческий путь Марка, вызывает интерес и внимание к его неповторимому стилю.

Трагическая гибель Франца Марка на фронте Первой мировой войны в 1916 году лишила искусства талантливого и оригинального художника, но его наследие продолжает вдохновлять и вызывать восхищение в мире искусства до сегодняшнего дня.

Хотя художественная карьера Франца Марка была оборвана его преждевременной смертью, он оказал огромное влияние на различные экспрессионистические движения, которые развились после Первой мировой войны.

После ранних экспериментов с натурализмом и реализмом Марк отказался от этих стилей в пользу более символического потенциала абстракции. Он известен прежде всего своими картиными ярких животных, с помощью которых он передавал глубокие послания о человеке, природе и судьбе человечества.

Совместно с русским художником и теоретиком Василием Кандинским, Марк основал художественную группировку "Голубой всадник", которая акцентировала использование абстрактных форм и ярких цветов. Их целью было использование формы и символики в качестве средства преодоления того, что они считали вредным состоянием современного мира.

Приближение Первой мировой войны особенно ярко проявилось в напряжении на картинках Марка, как будто он предчувствовал свою судьбу и судьбу Европы.

Основные идеи о и от Франца Марка

Краткая биография Франца Марка

Биография Франца Марка

Детство и образование

Франц Марк родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Его отец был страстным пейзажистом. Под влиянием своего художественного отца Марк проявил свой художественный талант еще в юном возрасте, но решил посвятить себя живописи только после прохождения военной службы.

В 1900 году Марк поступил в Мюнхенскую художественную академию, но направленность учебного плана на натуралистический стиль живописи не приносила ему радости. Во время учебы он познакомился с искусством стиля модерн, элементы которого подчеркивали линию для изображения естественных форм и структур. Художники модерна вдохновили Марка освободиться от строгих рамок, наученных в академии, натурализма.

На ранних картинах Марка из этого периода изображен молодой художник, экспериментирующий с новыми стилями, противопоставляющимися учебной программе студентов. Самой заметной чертой этих ранних картин является их выразительная красочность. Они также имеют плоские, двумерные фоны, заимствованные из элементов художников стиля модерн.

Ранние работы Франца Марка

В 1903 году Марк провел полгода в Париже, где изучал современное и импрессионистическое искусство. В это время он познакомился с французским художником Жаном Нистлем, известным своими животными. Творения Нистля изображались теми же мягкими и выразительными линиями, что и в японских деревянных гравюрах (см. также: Укиё-э). Возможно, под влиянием Нистля уже в 1905 году Марк начал изображать животных на своих картинах.

В следующие годы он экспериментировал с импрессионизмом и пуантилизмом, но счел их не подходящими для своего собственного творчества. Это было связано, в частности, с его интересом к цвету, который должен был передавать ритм его экспрессивных линейных форм.

В конечном счете, Марк стилитически обратился к фовистам, которые вдохновили его по разным причинам. Они не только использовали яркие и искаженные цвета, но и пытались запечатлеть примитивную жизнь и отразить связь между человеком и природой. Эта цель стала все важнее и для Франца Марка.

Тем не менее, картины Марка сохранили популярные в академическом натурализме мрачные и предметные формы. После возвращения в Мюнхен, он активно занимался изучением анатомии животных.

Позже, когда он жил в Берлине, он провел бесчисленные часы в Берлинском зоопарке, изучая и делая наброски форм животных со всех возможных точек зрения. Благодаря строгому и дисциплинированному самообразованию, он создал комплексную концепцию форм животных и людей. Образ животного стал все более четким в его искусстве и почти полностью вытеснил человеческую форму.

Для Марка животные были идеальной темой для изображения истины, чистоты и красоты.

Среднее творчество

В 1908 и 1909 годах Марк начал сочетать свой новый интерес к анатомии с интенсивной символической палитрой фовистов. Как и они, Марк считал, что сон - самое истинное выражение реальности. Он верил, что каждая фантазия имеет основание в действительности.

В настолько жизненный и профессиональный поворот в его жизни пришелся 1910 год, когда Марк подружился с художником Августом Макке. Оба мужчины развивали дружбу, которая включала поездки и учебу. Из этого выросла долгоиграющая дружба на равных. В это время Марк оказался в кругу других единомышленников-художников, в том числе Василия Кандинского.

Кандинский был одним из основателей Нового Художественного Общества Мюнхена (NKVM), группы, верившей в аналитическую духовную мистику. Его картины стремились вызвать схожее эмоциональное впечатление, как при прослушивании музыки. Он даже пошел так далеко, чтобы называть свои работы "композициями". Хотя Макке был моложе Марка, он уже имел некоторые успехи в использовании цвета в своих картинах, чтобы выразить конфликты и гармонию. Под влиянием Макке, Марк начал экспериментировать с собственной теорией цвета, которая наилучшим образом передавала эмоциональную интенсивность его сюжетов.

В конце 1910 года он разработал собственную теорию цвета: "Синий - мужской принцип, стягивающий и духовный. Желтый - женский принцип, нежный и чувственный. Красный - материя, жестокая и тяжелая, всегда являющаяся цветом, с которым другие два должны бороться и преодолевать их."

В 1910 году НКВМ распалась из-за возрастающих художественных напряжений. Чтобы заполнить оставшуюся пустоту, Марк и Кандинский основали в 1911 году свободную художественную группировку "Синий всадник". Художников Синего всадника объединяла общая идеология творческой свободы, свободы выражения своего собственного видения искусства. Группировка была заинтересована в том, чтобы представить природу и вселенную как средство самовыражения, подобно художникам романтизма предыдущего века. Символическая и психологическая функция цвета была неотъемлемой частью программы Синего всадника.

В 1912 году он познакомился с французским художником Робером Делоне, чей динамичный кубистический стиль был хорошо известен среди художников "Голубого всадника". Произведения Марка, которые до этого времени были очень предметными, стали заметно кубистическими. Под влиянием Делоне он стал экспериментировать с симультанными контрастами, создавая эффект, напоминающий ранние работы Пикассо и Брака. Его картина "Тигр" демонстрирует эти эффекты как никакое другое произведение Марка.

Поздние работы

До 1913 года творчество Марка, как и его современников, становится все более апокалиптическим. С этим сдвигом происходит изменение в том, как Марк смотрит на животных. Фактически, он начинает видеть животных почти такими же неразборчивыми, как люди.

В его картине "Башня синих лошадей" отображены его напряженные и противоречивые эмоции, которые он испытывал в этом году. Несмотря на напряжение, которое присутствует на этих картинах, Марк верил, что война будет силой очищения, которая избавит мир от зла. Он верил, что через ритуальное очищение войны мир, особенно природа, восстановится.

В последующем году, 1914, началась Первая мировая война, и творчество Марка еще сильнее приблизилось к полной абстракции. В этом году он работал над серией из четырех абстрактных картин "Веселые формы", "Играющие формы", "Борющиеся формы" и "Разбитые формы", которые показывают его окончательное отречение от изобразительного искусства в пользу произведений, полностью посвященных форме. Позже в этом году Марк с энтузиазмом поступил на службу в кавалерийское подразделение. В письме Кандинскому он написал о войне:

Древняя Европа, стойло Авгиева, могла быть очищена только таким образом, или есть ли хотя бы один человек, который хотел бы отменить эту войну?

Его хороший друг Макке также был призван в армию в 1914 году и погиб того же года во время войны. Сам Марк был убит в битве при Вердене 4 марта 1916 года.

Художественное наследие Франца Марка

Как одна из ведущих фигур немецкого экспрессионизма, Марк сделал вклад в переопределение сущности искусства. Экспрессионистское движение было известно своим интересом к духовности и использованию абстракции.

Марк вписал свою любовь к теологии и животным в своё искусство.

Он изображал мир глазами животных, подчёркивая те аспекты современности, которые ему не нравились. Его поздние работы ещё сильнее отходили от предметности в сторону чистой абстракции и стали путеводными для следующего поколения экспрессионистов.

Хотя его карьера художника была короткой, его выразительные линейные формы и символическое использование цвета существенно повлияли на мир абстракции и экспрессионизма. Художники, такие как Джексон Поллок и Виллем де Кунинг, могут быть названы вдохновленными Францем Марком. Эти художники были вдохновлены способностью Марка создавать чувство эмоции с помощью его использования ярких цветов.

Абстрактные экспрессионисты развивали творчество Марка, создавая картины, в которых использовались минимальные формы, сосредоточенные в основном на линейном выражении и цвете. Эти новые подходы экспрессионизма пытались подчеркнуть личные борьбы художников в условиях перемен после окончания Второй мировой войны. Поздние поколения экспрессионистов, такие как художники цветовых полей, которые привели экспрессионизм к своему минималистическому, упрощенному состоянию, можно считать преемниками Марка и его современников.

Фактически, Франц Марк, как пионер немецкого экспрессионизма, внес существенный вклад в формирование модернизма в 20 веке и далее.

Картины Франца Марка

Две женщины на горе, 1906 г.

Франц Марк, "Две женщины на горе", 1906 год

После своей поездки в Париж в 1903 году, где он изучал работы постимпрессионистов, Марк все больше заинтересовался цветом и формой, уделяя меньше внимания реализму. Его "Две женщины на горе" (1906 год) является отличным примером этого нового стилевого интереса.

Картина изображает двух коллег художника, Марию Шнур и Марию Франк, которые по разным временам также были его женами. Это одна из первых попыток Марка изобразить гармоничные отношения между человеком и природой.

Стилистически творение интересное сочетание свободных мазков кисти и сплюснутого пространства постимпрессионистов и все возрастающей абстракции, которую в последующие годы откроют для себя художники, вроде Марка и других немецких экспрессионистов.

Тигр, 1912 год

Франц Марк, Тигр, 1912

Вместо спокойного, сказочного мира The Yellow Cow здесь мы видим неуравновешенное напряжение. Тигр, чья физическая сила изображена пересекающимися цветными фрагментами и острыми углами, тесно охватывается черными контурами. Окружающее пространство также нагружено. Марк показывает тигра в момент, непосредственно перед нападением: тигр готов выбраться из того, что его удерживает. Угрозу можно почувствовать.

Используя кубистические техники, Марк смог создать неповторимое ощущение напряжения, не меняя своего подхода к цвету или теме. Тем не менее, его интерес к более абстрактной абстракции кубистов является явным художественным прорывом.

Во время этих экспериментов Марк никогда не отказывался от своего интереса к ярким основным цветам и их эмоциональному потенциалу, как это сделал перед ним Поль Сезанн.

Башня синих коней, 1913

Франц Марк, "Башня синих лошадей", 1913 год

Это произведение является еще одним примером апокалиптических настроений Марка. Здесь он изображает четыре синих лошади, возможно, символизирующие четырех всадников Апокалипсиса из Откровения. Лошади расположены в вертикальной плоскости, исключающей любую глубину. Стопка лошадей позволяла Марку повторять линии и формы, что являлось характерным для его стиля.

Отсутствие глубины в пользу вертикального расположения способствует уже напряженной атмосфере картины. Как если бы этого было недостаточно, Марк украшает грудь передней лошади лунным серпом: символом, который немецкие экспрессионисты обычно использовали в качестве символа своей тоски по апокалипсису, который дал бы Земле возможность очиститься и начать все сначала.

Экспрессионисты видели предстоящую войну как возможность для позитивных изменений. Это, возможно, объясняет использование Марком цвета синего, который символизировал надежду. Для него апокалипсис был не только о разрушении, а о возникновении нового, лучшего мира.

Разбитые формы, 1914

Франц Марк, "Разбитые формы", 1914

"Разбитые формы" - одна из последних работ Марка и показывает его окончательное отвержение объективности в живописи. Все больше разочаровываясь в природе и животных, Марк искал утешение и смысл в символике цвета и абстрактной формы. Хотя это является разрывом с его предыдущей работой, Марк все еще проявляет сильный интерес к цвету в этом произведении.

Это также отражает постоянный интерес Марка к изображению эмоций, особенно связанных с страхом перед грядущей войной. Картина принадлежит серии из четырех работ, которые Марк написал в 1914 году.