В конце 19 века движение модерн прошло через Европу. Оно было олицетворением интереса к стилистическому переосмыслению красоты природы, искусство эпохи модерна было принято художниками со всей Европы. Это выразилось в духе направлений, таких как венская секессия в Австрии, модернизм в Испании и, прежде всего, французский арт-нуво.

Французский модерн был принят художниками, работающими в разных медиа. Помимо изобразительного искусства, таких как живопись и скульптура, оно было широко распространено в архитектуре и ремеслах того времени. Однако, возможно, самое значительное наследие можно найти в дизайне плакатов - коммерческом ремесле, которое чешский художник Альфонс Муха превратил в современную искусство.

Биография Альфонса Мухи

Фото Муха в его ателье: SiefkinDR / Wikipedia

Альфонс Мария Муха (международно известный также как Альфонс Муха) родился в 1860 году в Иванчице, небольшом городке в нынешней Чешской Республике. Его детство было отмечено уникальным троицей влияющих факторов: его католическим воспитанием, интересом к музыке и художественным талантом.

Хотя Муха считал, что эти элементы связаны между собой, каждый из них имел самостоятельное и заметное влияние на его художественную карьеру и последующий успех.

Например, его роль в католической церкви помогла ему получить свой первый крупный заказ - портрет святого Кирилла и Мефодия, в то время как его увлечение музыкой привело к интересу к театру и работе декоратором.

Муха, Портрет святого Кирилла и Мефодия, 1887 год

Однако не религиозные картины и театральные декорации сделали Муху известным именем. Это были коммерческие иллюстрации, которые он представил на рынке Парижа.

Художественный успех в эпоху "Belle Epoque"

В 1888 году Муха переехал во французскую столицу. Здесь он нашел систему поддержки и в местном славянском сообществе, и у Шарлотты Карон, спонсора авангардного искусства и владелицы креативной пансионат-кондитерии. Находясь в этом творческом центре, Муха сместил свое внимание с живописи и театра на иллюстрации для журналов. В этой области он быстро достиг успеха.

Его работы для современных изданий, таких как "La Vie popular" и "Le Petit Francais Illustre", принесли ему приличный доход. Вскоре он смог позволить себе оборудование и помещения, которые помогли ему отточить свое мастерство. Также в его расходы входила общая мастерская с его коллегой Полом Гогеном.

В начале 1890-х годов две большие перемены снова изменили ход карьеры Муша. Во-первых, он начал работать в Центральной библиотеке изобразительных искусств, книжном магазине, популяризировавшем молодежный стиль своим журналом Art et Decoration. Во-вторых, ему было поручено создание плакатов, демонстрирующих работу популярной парижской театральной актрисы Сары Бернар.

Эти обязанности породили у Альфонса Мухи желание заняться тем, что стало его самой известной работой: создание плакатов.

Театральный плакат

В декабре 1894 года Бернхардт искала художника, который бы разработал новый плакат для спектакля "Гизмонда". Спектакль с Бернхардт в главной роли был недавно возобновлен на длительное время в Париже. К сожалению, ее обычная команда художников из издательства Лемерсье была недоступна.

Альфонс Муха: Портреты Бернарды для Джизмонды (1895), Дамы с камелиями (1896), Лоренцакко (1896)

Морис де Брюнхофф, директор фирмы, недолго думая, поручил конструктору рекламных материалов Альфонсу Мухе разработку афиш, которые художник осуществил в виде гигантского постера с экзотическими мотивами, завораживающими силуэтами и мозаичными узорами. Этот экспонат, распространившийся по всему Парижу, сделал Альфонса Муху известным художником и обеспечил ему контракт с Бернардой.

Шесть лет Муха создавал флаеры и счета для постановок Бернарды, среди которых были "Тоска" и "Гамлет". Однако эта роль стала всего лишь началом его литографий, которые достигли пика в нескольких коммерческих заказах.

Альфонс Муха: Портреты Бернхардта для Тоски (1898 г.), Гамлета (1898 г.), Медеи (1899 г.)

Рекламные материалы Альфонса Мухи

Нестле, Moet-Chandon и Bieres de la Meuse - лишь некоторые из множества компаний, заказавших Муху на создание своих рекламных объявлений в парижском фин-де-сиекле. Несмотря на то, что они направлены на продажу широкого спектра товаров, все эти дизайны выполнены в стиле, разработанном Мухой во время работы над постерами для Бернара. Именно этот стиль помог распространить арт-ново.

Альфонс Муха, "Пиво Мёз", 1897 год

Многие из них изображают традиционно красивых женщин, чьи мягкие женственные черты отражают изогнутые формы и природные мотивы, характерные для стиля модерн (югендстиля).

Помимо пионерской работы в стиле "Муха" в искусстве модерна, эти работы значительно улучшили репутацию графической печати. До Мухи графическая печать существовала преимущественно в виде дереворезов, гравюр и акварелей.

Моэ и Шандон Креман Империал, 1899 год

Альфонс Муха, "Питание Нестле для младенцев", 1897 года

В 1890-х годах Французский художник Жюль Шере, известный как "отец современного плаката", ввел в использование фарболитографию. С применением новых техник и технологий художники, такие как Анри де Тулуз-Лотрек, Жорж де Феюр и Альфонс Муха, выделялись в этом средстве, которое становилось эффективным рекламным средством и привлекательной формой искусства.

В результате размытой грани между массовым производством и изобразительным искусством, эстетика стиля модерн быстро стала неотъемлемой частью повседневной жизни.

Зрелый период и художественное наследие

После успешного течения его коммерческой карьеры, Муха смог изменить свой фокус и работать над проектами, которые ему лично нравились. Особенно он обратил свое внимание на исторические картины, которые он выставлял в 1900 году на Всемирной выставке в Париже.

Позже в жизни он переехал из Парижа в Прагу, где в течение 18 лет он реализовал свой самый амбициозный проект: славянская эпопея. Вдохновленный намерением художника сделать что-то хорошее не только для критика искусства, но и для "славянской души", эта серия из 20 крупных полотен показывает достижения славянских культур, которые он узнал, путешествуя, исследуя и наблюдая многие годы.

Муха при работе над славянской эпопеей (1920)

Далеко от яркой и нахальной эстетики своих графических работ и плакатов, Муха рассматривал этот цикл темперных живописей как свою самую важную работу. Несмотря на то, что его коммерческие произведения считаются триумфами стиля модерн, он отверг движение в целом.

Для полного понимания практики Мухи важно изучать не только его популярные печатные издания и плакаты, но и проекты, которые вызывали в нем страсть.