Имя Доры Мар вызывает ассоциации с Пикассо у большинства людей. Но она была не только его музой и возлюбленной, но и восходящим и прогрессивным художником. Прежде, чем они познакомились, она уже была известной сюрреалистической фотографом и отстаивала левые идеалы 1930-х годов.

Пикассо изображал Дору Мар на своих известных полотнах "Плачущая женщина" - но она была гораздо больше, чем просто его муза.

Пабло Пикассо, Плачущая женщина (Femme en pleurs), 1937

Ранние работы и образование

Маар была суждено стать известной в кругах сюрреалистического искусства. Родившаяся Энриетта Теодора Маркович, дочь французской матери и отца, родившегося в Хорватии, познакомилась с теми, кто во время ее учебы основал сюрреализм. Маар училась искусству в разных школах: Всеобщем союзе декоративного искусства, школе фотографии и Школе изящных искусств. Там она познакомилась с Жаклин Ламба, которая позже выйдет замуж за Андре Бретона, одного из основателей сюрреализма.

Первые работы в качестве рекламного фотографа

Если вы задаетесь вопросом, почему Maar несколько раз была запечатлена на фотографиях Мана Рэя, одного из самых престижных фотографов 1930-х годов, ответ прост: она работала его ассистенткой и они поддерживали тесный контакт даже после окончания совместной работы, когда она открыла фотостудию в Париже с Пьером Кефером. Она управляла рекламными проектами и работала для различных журналов, включая "Ле Фигаро Илюстри" и "Боте Магазин".

Дора Маар, Жаклин Ламба, 1930 Фото: Росор / Фликр

Несмотря на коммерческий элемент, в творчество Маар скрылось влияние сюрреализма. Она любила двигаться по тонкой грани между фантазией и реальностью, что можно увидеть в ее рекламе шампуня Petrole Hahn для волос. Бутылка лежит на боку, но вместо масла из нее выливается спутанная пучина длинных волнистых прядей волос.

От социальной активности к сюрреализму

В 1933 году Мар посетила Барселону, а на следующий год отправилась в Лондон, где запечатлела фотографические отражения экономической рецессии, вызванной Великим крахом на Уолл-стрит в 1929 году в Соединенных Штатах. Как женщина с состоянием, она была потрясена ужасными условиями жизни людей и приближающимся фашизмом. Именно эти опыты вдохновили ее на политическую активность в левой политике. Мар была частью нескольких левых организаций и часто принимала участие в демонстрациях и дискуссиях вместе с другими сюрреалистическими художниками. В тот период своей жизни, когда ей было всего 25 лет, она стала очень активной политически.

Портрет Доры Мар, 1936 год, фотография Мэна Рэя.

Это вдохновило Маара на эксперименты с сюрреалистическими фотомонтажами. Эта техника часто используется для выражения политических разногласий: впервые она была применена дадаистами в 1915 году во время их протестов против Первой мировой войны. В 1920-х годах она была воссоздана русским конструктивистом Александром Родченко в знак протеста против социальных неравенств в его стране. До сих пор художники используют фотомонтажи, чтобы выразить свое отвержение экономической нужде и ядерной гонки. Фактически, сам фотомонтаж является очень сюрреалистическим средством, потому что путем наложения и вставки изображений значение результата часто полностью отличается от несущественных исходных изображений.

Фотомонтажи Доры Маар отличаются от дадаистов и даже некоторых сюрреалистов, таких как Жорж Югне. Там, где обычные фотомонтажи достаточно абсурдны, она создает сцены, которые почти могли бы произойти.

Политическая обстановка в Европе

Очевидно, что Дора Маар в окружении сюрреалистов чувствовала себя как рыба в воде. Ее друзьями были писатели, фотографы и кинематографисты, которые разделяли ее жизненные взгляды. Благодаря своим контактам она смогла принять участие в различных международных выставках и публикациях с 1933 по 1938 годы.

Маар создала фотомонтаж "Le Simulateur", вдохновленный фотографиями, которые она сделала несколько лет назад в Барселоне.

Картина вновь использовала фото юного акробата, перевернув его вверх ногами и поместив в чужой пейзаж. В таком представлении фигура акробата искажена, что указывает на сложные социальные условия 1930-х годов, предвещавшие Вторую мировую войну. Политическая обстановка в Европе в то время была крайне напряженной, и даже здание, в котором происходит выступление акробата, кажется странным. Чтобы узнать это, вам нужно перевернуть фотомонтаж. Дора Маар перевернула фото чердака и нарисовала на нем кирпичи вручную. Несмотря на то, что все это выглядит как сон, отдельные элементы гармонично сочетаются.

Monstre sur la Plage также исследует тревоги о разрушающейся политической обстановке и опасности повторного войны. Нарушенная фигура смотрит на море и ждет предстоящего события. Сегодня это фотомонтаж может показаться странным, потому что, увидев картину, связанную с Второй мировой войной и морем, можно подумать о сражениях на пляжах Нормандии. Как француженка, она могла представить себе немецкого солдата на пляже. С другой стороны, она, вероятно, применила типичную мысль сюрреализма, изображая монстра в иронически идилличной обстановке.

Встреча с Пикассо

Как встретились фотограф и художник? Maar работала фотографом на съемках фильма, и в конце 1935 года они познакомились при съемках "Le Crime de Monsieur Lange" Жана Ренуара. Познакомил их французский сюрреалистический поэт Поль Элюар, ее знакомством с Пабло Пикассо. Их отношения продолжались почти девять лет, хотя Пикассо и поддерживал отношения с Мари-Терез Вальтер, матерью своей дочери Майи.

Maar никогда не была довольна этой ситуацией, и конфликты обострились, когда Пикассо начал роман с 21-летней Франсуаз Гийо в 1943 году.

Герника Пикассо

Фото: euskalherrian / flickr.com / CC BY-SA 2.0

Пикассо часто изображал Дору Маар в своей картине "Плачущая женщина", но она также заслуживает признания за свое участие в создании знаменитой картины Пикассо "Герника". С мая по июнь 1937 года она фотографировала различные этапы создания этой картины в его ателье. Возможно, она даже оказала влияние на него в процессе творчества.

Депрессия и поздняя жизнь

Во время их отношений, Маар перестала заниматься фотографией и начала заниматься живописью. Пикассо вдохновил ее на живопись в кубистическом стиле, которым он давно владел и продвигался в нем.

После разрыва с Пикассо он купил ей дом в Менербе, Франция, где она избавилась от общественной жизни. Но Маар пережила нервный срыв (вызванный многолетними напряжениями в ее жизни с Пикассо и Второй мировой войной). Она отправилась в психиатрическую клинику, где ей подвергли сомнительному лечению, включая электрошоковую терапию.

В своей поздней жизни она продолжала рисовать в различных стилях, но никогда не возвратилась в общественную жизнь.