Хотя в прошлом существовали работы с изображениями Востока, термин "ориентализм" в искусстве в первую очередь относится к западной живописи, архитектуре и художественному ремеслу XIX века с мотивами, выражающими европейские представления о дальнем Востоке.

Хотя некоторые художники стремились к реалистическому изображению действительности, многие другие объединяли различные культуры этих стран в своем собственном фантастическом видении Востока. Для многих художников и зрителей их произведения искусства, Восток был почти европейским изобретением - романтизированным местом, полным экзотических существ и пейзажей.

Ориентализм охватывал широкий спектр жанров, от крупных исторических и библейских картин до актов и изображений интерьеров.

В данной статье вы найдете основные идеи, связанные с ориентализмом, а также краткую классификацию представлений о Востоке в историческом контексте. Затем приведен обзор известных художников ориенталистического стиля и перечень значимых произведений.

В конце статьи вы узнаете больше о критике ориентализма, которая развивается в дополнительных материалах в ресурсной коробке. Вы поймете, как искусство ориентализма искажает наше представление об Ориенте и как эти последствия до сих пор проявляются в современности.

Основные идеи

История ориентализма

Венецианская школа Возрождения

С 1463 по 1479 год Венеция вела войну с Османской империей, правителем которой был султан Мехмет II. Венеция была побеждена в нескольких областях и вынуждена была платить компенсации, чтобы продолжать торговлю на Черном море.

В 1479 году венецианское правительство отправило Джентиле Беллини, официального художника дожа Венеции, работать для султана.

Беллини вернулся в Венецию в 1481 году, но продолжал использовать в своих работах восточные мотивы, как видно в "Проповеди святого Марка в Александрии" (1504-1507).

Беллини: Проповедь святого Марка в Александрии

Другие художники, в том числе Паоло Веронезе, начали сочетать подобный подход с восточными мотивами, так что некоторые венецианские произведения искусства сохраняют темы Ближнего Востока. Отпечаток этого виден в "Свадьбе в Кане" 1563 года Веронезе, где Иисус представлен сидящим посереди стола, только что превратив воду в вино.

Паоло Веронезе: "Свадьба в Кане"

Справа от Иисуса находятся христианские гости и ученики в западной одежде, а слева – еврейские гости в восточной одежде. Такая классификация, определяющая еврейский народ по восточной иконографии, стала традиционным художественным подходом, который просуществовал до 19 века.

Турковщина в 18 веке

Франция вступила во франко-османский альянс в 1536 году, который продолжался до 1798 года, что привело к научному и культурному обмену. В особенности в XVIII веке турецкие предметы стали очень популярными во Франции, что отразилось в искусстве этого времени.

Движение, называемое Turquerie или "модой на Турцию", возглавляли художники Жан Батист Ванмур, Шарль-Андре ван Лу и Жан-Этьен Лиотар. Этот стиль в конечном счете стал элементом рококо-искусства, что можно увидеть на некоторых их картинах.

Вторжение в Египет в 1798 году

Ориентализм как самостоятельное художественное направление начался с завоевания Египта Наполеоном Бонапартом в 1798 году и его оккупации страны до 1801 года, что привело к притоку египетских товаров во Францию.

Барон Доминик-Виван Денон, который сопровождал экспедицию на Ближнем Востоке в качестве археолога, опубликовал свою "Путешествия по Верхнему и Нижнему Египту" во время своих походов. В оригинале произведение было обильно иллюстрировано египетскими мотивами со столбами, гробницами и храмами, которые оказали влияние на французское художество и архитектуру.

Выдающиеся художники ориентализма

Антуан Жан Грос

Антуан Жан Грос был одним из первых представителей классицистического ориентализма.

Как официальный художник Наполеона, ему было поручено нарисовать посещение императора своих солдат, пострадавших от чумы, в Яффе, Сирия, после захвата города в 1799 году. Картина "Бонапарт у чумных больных в Яффе" была выставлена в 1804 году на Парижском салоне в честь коронации Наполеона.

Антуан-Жан Грос, Бонапарт при пациентах с чумой в Яффе, 1804

Это произведение должно было служить пропагандистским инструментом, чтобы аргументировать необходимость французского империализма в Египте и придать героический поворот в неудачной серии военных походов.

Архитектурная рамка картины напоминает клятву Оратиев Жака-Луи Давида, в то время как исламские арки, городские стены, мечеть и сирийский мужчина придают произведению историческую достоверность.

Живопись Гроса иллюстрирует классицистический подход и подготавливает почву для более выраженного ориентализма в искусстве.

Жан-Огюст-Доминик Ангр

Картина "Die Gro?e Odaliske" Жана-Огюста-Доминика Ингре, написанная в 1814 году, стала важным произведением в утверждении ориентализма как художественного стиля и оказала значительное влияние на академическую живопись.

Жан-Огюст-Доминик Ингре, "Die Gro?e Odaliske", 1814 год

Под заказ королевы Каролины Мурат из Неаполя, данная картина обращается к традиционным изображениям Венеры. Вместо того, чтобы создавать контекст для акта на основе мифологии, Ингре использует окружение, напоминающее Восток.

Хотя Ингр был никогда не был непосредственно в Ближнем и Среднем Востоке, он полагался на отчеты других людей, в особенности на письма Мэри Вортли Монтегю из Востока. Монтегю в то время уже подчеркивала разрыв между ее отчетами о стране и романтизированными образами, возникшими в рамках ориентализма. Она отвергала представления о турецких банях как сексуализированных сценах как чистую вымышленную фикцию.

Тем не менее, Ингр и другие художники использовали ее детали и места в качестве отправной точки для своих собственных идей и тем.

Жорж Делакруа

В 1832 году Жорж Делакруа поехал в Марокко вместе с дипломатической делегацией и во время поездки создал ряд набросков и акварелей.

Жорж Делакруа, Женщины из Алжира, 1834

После возвращения в Париж он затем в 1834 году нарисовал Женщин из Алжира и представил его в том же году на Парижском салоне. Это полотно стало прорывным примером для того, что станет популярным жанром гаремных сцен.

СМИ и художественные формы

Религиозные изображения

Ориентализм оказал заметное влияние на религиозную живопись, так как художники стремились придать библейским сценам достоверность. Британские художники, такие как Уильям Холман Хант, один из ведущих мыслителей в окружении прерафаэлитского братства, в 1850-х годах путешествовали в Палестину, чтобы использовать этнографически точные детали для своих работ.

Жанровые картины

Самым известным из восточных художников-жанров был Александр-Габриэль Декамп. В парижском салоне 1831 года он представил семь картин, изображающих повседневную жизнь на Ближнем Востоке. Его картины, на которых были изображены дети на Ближнем Востоке или купцы в своих магазинах, особенно понравились среднему классу и повлияли на таких художников, как Делакруа.

Еще одним примечательным примером ориенталистской жанровой живописи является картина Жан-Леона Жерома "Торговец меха" 1869 года.

Харемные картины

Жанр харема был самым популярным из всех жанров, хотя он тесно связан с сценами работорговли.

Важные примеры включают картину Джулио Розати "Осмотр новичков" (без даты), картину Жан-Леона Жерома "После купания" (без даты) и картину Жана Лекомта дю Нуи "Белая рабыня" 1888 года:

Все эти работы представляли собой полуобнаженных рабынь, и часто подчеркивали белизну их кожи. Идея Востока все больше и больше рассматривалась как место, где можно стремиться к сексуальному опыту, недоступному на Западе. Мужчины не имели права проникать в гаремы, поэтому художники обращались к своим собственным фантазиям, связанным с европейскими моделями, чтобы создать эти изображения.

Идея мужского взгляда, проникающего в запретную область гарема, была часто толкована так, будто западное искусство пытается завоевать Восток или стремится преодолеть границы других.

Военные изображения

Антуан Жан Грос был революционером в создании драматических военных работ в стиле ориентализма. Такие произведения стали популярными благодаря пропагандистским кампаниям наполеоновского правительства. Сцены битв, часто изображающие героических французских солдат и борьбу против мусульманских сил, стали широко распространенными. Несмотря на то, что эти темы были переосмыслены в рамках романтического движения, они продолжали существовать до середины XIX века и вновь возрождались в связи с конфликтами с Османской империей.

С 1821 по 1830 год Греция боролась за независимость от Османской империи, и европейские художники и интеллектуалы сопереживали грекам, что можно увидеть в картине "Массакр на Хиосе" Эжена Делакруа (1824 год).

Исходя из современных отчетов о резне греков на острове Хиос, произведение отражало акцент на романтику драматической страданий и крайних эмоциональных состояний. В 1830 году французы вторглись в Алжир, и сцены из продолжавшейся до 1847 года войны были многочисленно представлены в искусстве.

Архитектура и дизайн

Ориентализм впервые заметно повлиял на архитектуру и дизайн, когда египетские мотивы и дизайны были интегрированы во французский и британский стиль эпохи регентства, и египетские мебель и предметы интерьера стали модными среди высшего класса.

Элементы египетского дизайна можно найти не только в частных домах, но и в общественных памятниках и как декоративное дополнение к зданиям. В то время как основной стиль эпохи оставался классицистическим и связывал новоиспеченных французских и британских богатых людей с Римской Республикой, египетские элементы стали все более популярными.

Эжен де Бонарн, усыновленный сын Наполеона и канцлер Французской империи, в 1807 году добавил египетский фасад к своему частному резиденции. Этот стиль распространился по всей Европе и Соединенным Штатам, и его можно увидеть во многих сооружениях и по сей день.

Напротив, в стиле мавританского или восточного ренессанса использовались острые или подковообразные арки, выразительные декоративные молдинги, турецкие минереты и исламская керамика для создания фантастических восточных комнат. Известным примером является Королевский павильон в Брайтоне, Великобритания, созданный архитектором Джоном Нэшем, который объединил архитектуру Индии с элементами Ближнего Востока.

Фотография

Maxime Du Camp был ранним пионером путешествий по Восточному региону. В 1849 году он отправился в путешествие в Египет, Северную Африку и Ближний Восток вместе со своим другом Гюставом Флобером. Du Camp сделал сотни калотипий, сосредоточившись на величественных памятниках, и опубликовал некоторые из них в своей первой книге о путешествиях. Еще одним известным фотографом был Огюст Сальцман, нанятый министерством для изучения и фотографирования известных мест Святой Земли. Некоторые из его фотографий были опубликованы в сборнике в 1856 году.

В 1860-х годах фотографы Фрэнсис Фёрт и Феликс Бонфиль начали создавать фотографические открытки и сувениры для европейцев, как для домашнего использования, так и для путешествий на Ближний Восток. Бонфиль, француз, переехал в Бейрут, где создавал изображения, передающие неискаженный характер Востока. Выбирая из окружающей среды только определенные элементы сознательно и тщательно, они пытались удовлетворить свои и ожидания и интересы других европейцев. Такие изображения также влияли на художественную фантазию - например, Жан-Леон Жером использовал различные фотографии Ближнего Востока для своих живописных композиций.

Известные работы ориентализма

Жан-Огюст Доминик Ангр, Великая одалиска, 1814

Описание произведения искусства: Эта работа показывает лежащий ню, окруженный различными элементами - павлиньим перьевым веером, которым она держит, яркой тюрбаном, который она носит, трубкой у ее ног, занавеской и постельными принадлежностями, которые кажутся помещающими ее в гарем с смесью турецкой и вавилонской иконографии.

Переместив женщину в восточную обстановку, Ингр направился изображать европейский ню с открытой эротикой.

Ню отсылает к классическим произведениям, таким как "Венера Урбинская" Тициана и "Спящая Венера" Джорджоне, хотя поза прямо взята из портрета Мадам Рекамие Жак-Луи Давида.

Эжен Делакруа, "Женщины Алжира", 1834 г.

Эжен Делакруа, "Женщины Алжира", 1834 г.

Описание произведения искусства: На этой картине изображены четыре женщины в ориентальном интерьере, обставленном персидскими коврами и ткаными гобеленами.

Расположение и позы сидящих женщин открыты и кажется, будто они приглашают зрителя в свою личную сферу. Однако вызывающий взгляд женщины слева ставит под вопрос это приглашение.

Хотя эта картина не передает открытой эротики великой одалиски, свободная одежда и поведение женщин рядом с восточными предметами, такими как кальян, указывают на их роль куртизанок.

Август Сальцманн, Иерусалим, долина Иехошафата, гроб святого Иакова, 1854 г.

Август Сальцманн: Иерусалим; долина Иехошафата с гробницей святого Иакова

Описание произведения искусства: На этом фото показана гробница Святого Иакова в долине Иосафата, чьи четыре колонны находятся в середине изображения. Для христиан это место считается местом Страшного Суда.

Фотограф подчеркивает черные тона входа в гробницу и создает ощущение таинственного загробного мира позади колонн. Скалистый утес, пронизанный темными трещинами, заполняет кадр и создает сильное чувство устойчивости и неподвижности, отражающее значение долины для христианской веры.

Гюстав Моро, Видение, 1876

Гюстав Моро, Видение, 1876

Описание произведения искусства: Данная картина изображает Саломею, одетую в откровенное восточное платье, украшенное украшениями, остановившуюся в своем танце, чтобы указать на голову Иоанна Крестителя — его святыню, излучающую свет и парящую в правой части картинки.

За Саломеей стоят ее мать и царь Ирод, без реакции на это явление. Молодая женщина, играющая на лютне, и палач с мечом у бока смотрят наблюдателю в лицо, но, кажется, не замечают парящую между ними отделенную голову.

Поскольку только Саломея реагирует на видение, сцена сознательно имеет неоднозначность и перемещается между видением и галлюцинацией. Интерьер сцены взят из Альгамбры в Гранаде, и его старый золотой свет, совмещенный с инновационной акварельной техникой Моро и использованием гравюры и выделения, привел к тому, что его работа была названа византийской.

Жан-Леон Жером, Заклинатель змей, около 1879 года

Жан-Леон Жером, Заклинатель змей, около 1879 года.

Описание произведения искусства: Это контроверсиальное произведение, являющееся примером позднего ориентализма, изображает голого мальчика, который держит питона, стоя на небольшом ковре перед аудиторией вооруженных мужчин, прислонившихся к плиточной стене. Справа от мальчика сидит пожилой мужчина на подушке, играя на блокфлейте.

Жером рисует в своем характерном академическом стиле, используя строгое вождение кисти и глянцевую поверхность, чтобы создать практически фотореалистический подход, который делает вымышленную сцену похожей на точное изображение.

Влияние ориентализма

Общество французских художников-ориенталистов было основано в 1893 году с двойной целью - поддержать ориентализм и побудить французских художников к поездкам в восточные страны.

Среди важнейших персонажей общества были Поль Леруа и Жан-Леон Жером. Историк искусства Леон Бенедит был президентом общества с его основания до своей смерти в 1925 году. Общество предоставляло художникам возможность выставлять свои работы и публиковать их, ставя своим центром общения, но также рассматривалось как орган поддержки колониального господства в Северной Африке и Ближнем Востоке.

Несмотря на работу таких групп, ориентализм уже в конце 19 века начал угасать. Стиль академического искусства, связанный с ним, казался заторможенным и устаревшим, так как во второй половине 19 века появились новые движения, такие как импрессионизм и постимпрессионизм. Многие из этих движений были, однако, под влиянием японизма, который тесно связан с той же фашинацией ориентализма.

Примитивизм также обогатился основами ориентализма, так как художники, такие как Поль Гоген, обратили свое внимание на темы и мотивы Таити, а позднее художники, такие как Пабло Пикассо и Анри Матисс, нашли вдохновение в африканском искусстве. Изображения, вдохновленные ориентализмом, были созданы художниками, такими как Анри Матисс, Пабло Пикассо, Поль Клее, Василий Кандинский, Оскар Кокошка и Огюст Маке, вплоть до 20-го века.

Современные художники также обратились к ориентальным произведениям Делакруа, Ингре и других, хотя они были переосмыслены в свете критики Эдварда Сайда.