Рой Лихтенштейн (1923–1997) – американский художник, один из наиболее известных представителей поп-арта. Его работы отличаются яркостью, контрастностью и использованием элементов комиксов и массовой культуры.

Рой Лихтенштейн родился в семье еврейских иммигрантов в Нью-Йорке. Он получил образование в некоторых известных учебных заведениях, таких как Университет Огайо и Скуллс Хонскола Дизайна. Сначала он работал в области коммерческого иллюстрирования, прежде чем полностью посвятить себя художественной деятельности.

Лихтенштейн начал свою карьеру, создавая картины, в которых воссоздавал стиль комиксовых стрипов. Он переносил простые и популярные изображения на большие холсты, используя яркие цвета и четкие контуры. Это создавало ощущение плоскости и простоты, что было традиционным для комиксов.

Однако, Лихтенштейн был не только художником комиксов, он также экспериментировал со стилями и жанрами, включая употребление точечной растрировки, характерной для печатей и коммерческих оглавлений. Этот подход добавил новую глубину и измерение его работам.

Знаменитыми произведениями Лихтенштейна стали его интерпретации известных картин и иконических изображений. Он переосмыслил такие произведения, как "Мона Лиза" Леонардо да Винчи и "Утренний в саду" Клода Моне, добавляя в них свою характерную графическую манеру. Это вызвало огромный интерес и дискуссии в художественном мире.

Воздействие Лихтенштейна на искусство и поп-культуру остается значительным. Его использование комиксовых элементов и повышение обычного до уровня искусства открыло новые пути для молодых художников. Интересно то, что Лихтенштейн сам был вдохновлен работами других художников и образами, которые он видел в повседневной жизни.

В заключение, Рой Лихтенштейн был инноватором и стимулятором в мире искусства. Его работы до сих пор впечатляют и вдохновляют многих людей, а его влияние остается ярким и непрерывным.

Рой Лихтенштейн был одним из первых американских художников поп-арт, который приобрел широкую известность. Его ранняя работа была стилистически и содержательно разнообразной и показывала большое понимание современного искусства: Лихтенштейн часто утверждал, что его интересуют как абстрактные качества его картин, так и их содержание.

Однако его зрелый стиль поп-арта, к которому он пришел в 1961 году, вдохновленный комиксами, был осужден своевременно обвинениями в банальности, отсутствии оригинальности и позднее даже в копировании. Впечатляющие картины теперь стали синонимом поп-арта.

Его метод создания изображений, объединяющий аспекты механической репродукции и ручной набросок, стал центральным для понимания движения поп-арта.

Основные идеи о искусстве Роя Лихтенштейна

Биография Роя Лихтенштейна

Детство

Рой Фокс Лихтенштейн (27 октября 1923 - 29 сентября 1997) родился в Нью-Йорке в семье с немецко-еврейскими корнями. Он вырос на Верхнем Вестсайде Манхэттена с отцом Милтоном, недвижимостным брокером, матерью Беатрис, домохозяйкой, и младшей сестрой Рене.

В детстве Лихтенштейн уделял время прослушиванию научно-фантастических радиопрограмм, посещению Американского музея естественной истории, созданию моделей самолетов и рисованию.

В юности он развивал свой интерес к искусству через изучение акварели в Парсонской школе дизайна. Также в школьные годы он основал джазовую группу.

Раннее образование Роя Лихтенштейна

В 1940 году Лихтенштейн начал посещать уроки искусства Реджинальда Марша в Лиге студентов искусств и создал работы, очень похожие на социалистический реализм Марша. В этом же году Лихтенштейн поступил в Огайо Стейт Университет, где изучал рисование, дизайн, ботанику, историю и литературу. Он создал животных, портреты и натюрморты, которые были вдохновлены работами Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

На Огайо Стейт Университете Лихтенштейн также посещал курс Хойта Леона Шермана, чьи теории о связи между зрением и восприятием стали для Лихтенштейна важными концепциями в ходе его работы.

В 1943 году Лихтенштейн был призван в армию. Во время службы он прошел курсы инженерии в Университете Де Пол в Чикаго. Он также работал как художник, преобразовывая комиксы из газет армии для своего начальника. Затем он отправился с армией в Англию, Францию, Бельгию и Германию.

После освобождения в 1946 году художник вернулся в OSU, чтобы получить степень бакалавра изобразительного искусства. В следующем году он принял участие в программе аспирантуры университета и работал в качестве учителя искусства. В это время его искусство было вдохновлено аспектами абстрактного экспрессионизма и сюрреализма.

В следующие годы его работы были показаны на выставках, например, на групповой выставке в галерее "Ten-Thirty" в Кливленде, где он встретил свою будущую жену Изабель Вильсон, помощника галереи. В то время в его картинах можно было увидеть музыкантов, рабочих на улицах и гонщиков в стиле, напоминающем сюрреалистические работы Пауля Кли.

Впоследствии Лихтенштейн в своих картинах начал изображать птиц и насекомых в том же сюрреалистическом стиле, а также средневековые мотивы, в особенности изображения рыцарей и драконов. На своей первой персональной выставке в Нью-Йорке в галерее Карлебах он также показал трехмерные ассембляжи королей и лошадей из дерева, металла и найденных предметов.

Художественная зрелость и средняя творческая работа

После переезда в Кливленд с Изабел, Лихтенштейн взял на себя ряд задач в области инженерии и рисования. В это время его работа была сосредоточена на индейской тематике. Также в это время он разработал свою известную вращающуюся стойку, чтобы легко рисовать с любого угла.

В 1952 году художественная галерея Джона Хеллера в Нью-Йорке начала представлять его работы. В 1957 году Лихтенштейн стал ассистентом профессора в SUNY Oswego, где его яркий стройный цвет и стилизованные абстрактные изображения казались иметь влияние на стиль абстрактного экспрессионизма. В отличие от абстрактных экспрессионистов, однако, он начал включать фигуры в свои полотна. Некоторые из его картин включали персонажей, таких как Микки Маус.

Лихтенштейн продолжил свою преподавательскую деятельность и в 1960 году перешел ассистентом профессора в Дуглас-колледж Рутгерса, где познакомился с Алланом Капроу. Капроу представил Лихтенштейна Клэсу Ольденбургу, Роберту Уоттсу, Джорджу Сегалу, Роберту Уитману и нескольким другим художникам, которые образовали главную группу вокруг искусства "Хеппенингов" в 50-60 годах. Группа создавала уникальные выступления, каждый раз различные в зависимости от участия публики. Для творчества Лихтенштейна однако их интерес к комиксам был важнее и существенно повлиял на его последующую работу.

1961 году Лихтенштейн создал работу под названием "Смотри, Микки", его первую карикатуру с использованием точек Бэндэя. Это стиль печати для комиксов или иллюстраций, при котором маленькие точки разных цветов, расположенные близко друг к другу, сливаются в контрастные цвета. Позже он внедрил этот стиль в свои картины и усилил технику, которая сделала его стиль узнаваемым. Техника, разработанная им тогда, объединила аспекты ручного рисунка и механической репродукции.

В 1963 году он утвердил метод, при котором прежде он вручную воспроизводил выбранную область из карикатуры, затем проецировал рисунок на холст с помощью проектора, затем переносил изображение на холст и заполнял его яркими красками и точками Бэндэя с помощью шаблона.

В том же году галерист Лео Кастелли начал представлять произведения Лихтенштейна. В следующем году он устроил персональную выставку Лихтенштейна, которая значительно повысила его престиж и доходы. Его успех вызывал споры - его композиции возмущали некоторых зрителей.

Тем не менее, Лихтенштейн вскоре начал представлять свои работы на крупных национальных выставках. В 1960-х годах он начал использовать точечный рисунок в различных изображениях женщин и военных сценах. Эти картины, вдохновленные мультфильмами, установили Лихтенштейна как художника поп-арта с высоким уровнем узнаваемости, который одновременно ценился и осуждался за свои вызовы традиционному пониманию изобразительного искусства.

В середине 1960-х годов Лихтенштейн начал создавать крупноформатные стенные росписи, среди которых его первая работа была выполнена в 1964 году для Всемирной выставки в Квинсе. Кроме того, Лихтенштейн также расширил применение точечной растровой техники и ярких однотонных цветов для изображения пейзажей, как можно видеть в работе "Желтый пейзаж" 1965 года. Такие работы часто включали промышленные материалы, такие как плексиглас, металл и пластик под названием Rowlex, что подчеркивает постоянный интерес художника к использованию средств, выходящих за пределы краски и холста.

Лихтенштейн также начал заниматься производством керамических скульптур и создал ряд картин с огромными карикатурными мазками на холсте. Это были картины, которые, казалось, насмехались над использованием мазка художниками абстрактного экспрессионизма как инструмента индивидуального выражения. Во второй половине 1960-х годов Лихтенштейн расстался с женой Изабель, а через несколько лет женился на Дороти Герцке.

Лихтенштейн начал заниматься офсетной литографией в 1962 году, которая стала более распространенной в полиграфической промышленности.

В 1970-х годах он уехал из Нью-Йорка и переехал в Саутгемптон, где создавал натюрморты и экспериментировал с различными текстурами и материалами.

В этот период скульптура стала важным направлением работы, особенно использование бронзы, с помощью которой он создавал большие, расписанные скульптуры предметов бытового назначения, таких как лампы, кувшины и дымящиеся кофейные чашки.

Лихтенштейн также создал ряд картин с зеркалами, вдохновленных историческим использованием отражений в картинах, чтобы создать пространство за пределами холста.

Поздние работы художника

Начиная с 1980-х годов, Лихтенштейн черпал вдохновение из различных источников и был вдохновлен сюрреализмом, кубизмом и немецким экспрессионизмом, используя различные средства. Он снова открыл ателье в Манхэттене и проявил больше интереса к абстрактному экспрессионизму и геометрической абстракции.

В 90-х годах он создал серию жилых помещений, в основе своих проектов использовал рекламу в желтых страницах. Кроме того, он продолжал делать большие картины и скульптуры для общественных пространств. После его смерти 29 сентября 1997 года был создан Фонд Роя Лихтенштейна.

Наследие Роя Лихтенштейна

Рой Лихтенштейн сыграл решающую роль в преодолении скептического отношения к коммерческим стилям и темам, установленным абстрактными экспрессионистами.

Интеграция "низкого" искусства, такого как комиксы и иллюстрации, превратила Лихтенштейна в одну из важнейших фигур в движении поп-арт. В то время как его картины, основанные на комиксах, являются его самыми заметными работами, у него была продуктивная и многогранная карьера, развивавшаяся из кубизма, сюрреализма и экспрессионизма.

Однако именно переосмысление популярной культуры через призму традиционной истории искусства имело значительное влияние на последующие поколения художников.

Известные произведения искусства Роя Лихтенштейна

Девушка, тонущая, 1963 г.

Рой Лихтенштейн, Утопающая девушка, 1963, MoMA Фото: Роджер до Минь / Фликер / CC BY-NC-ND 2.0

В ранние 1960-е годы Лихтенштейн получил признание как ведущий художник поп-арт на картинах из комиксов.

Хотя художники, такие как Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, ранее уже интегрировали известные изображения в свои произведения, никто до сих пор не занимался исключительно комиксами, как Лихтенштейн. Его творчество вместе с работами Энди Уорхола знаменовало начало движения поп-арт.

Лихтенштейн не просто копировал комиксовые страницы, он использовал сложную технику, при которой изображения были обрезаны, чтобы создать новые драматические композиции, как в произведении "Девушка, тонущая в воде". Оригинал включал партнера женщины на лодке над ней. Лихтенштейн также сократил текст комиксовых картинок, рассматривая язык как еще один важный элемент изображения.

Желтый пейзаж, 1965 год

Лихтенштейн расширил свое использование ярких цветов и точек Бендэя не только в фигуративной живописи комиксовых страниц, но и экспериментировал с различными материалами. Его пейзажные картины являются особенно ярким примером этого интереса.

Лихтенштейн создал ряд коллажей и мультимедийных произведений, включая моторы, металл и часто использовал пластиковую бумагу Rowlex, которая имела переливающуюся поверхность. Восстанавливая традиционную художественную тему пейзажа и выражая ее собственным языком изображения, Лихтенштейн демонстрирует свои глубокие знания истории искусства и предлагает соединение высокого и низкого художественных форм.

Его интерес к современному искусству побудил Лихтенштейна создать множество работ, непосредственно отсылающих к художникам, таким как Сезанн, Пикассо и Матисс.

Щетинки кисти, 1967 - скульптура 1996 года

Фото: Jean-Pierre Dalbera / Фликр / CC BY 2.0

Лихтенштейн был значимым гравером на протяжении всей своей карьеры. "Мазки кисти" отражает его интерес к значимости кистевого штриха в абстрактном экспрессионизме. Художники абстрактного экспрессионизма превратили кистевой штрих в средство для непосредственной передачи эмоций.

Картины Лихтенштейна "Мазки кисти" насмехаются над этой попыткой и также указывают на то, что абстрактные экспрессионисты игнорировали коммерциализацию, но не избежали ее полностью. В конечном счете, многие их произведения также создавались серийно, с повторяющимися мотивами.

Дом II, модель 1966 года, изготовленный в 1997 году

Фото: Джефф Кубина / Flickr / CC BY-SA 3.0

Общественные произведения искусства, как живопись, так и скульптура, составляют значительную часть творчества Лихтенштейна. Большая скульптура House II играет с перспективой и иллюзией: в зависимости от того, где находится наблюдатель, он видит, как углы здания кажутся движущимися вперед или назад в пространстве.

Несмотря на типичное использование основных цветов Лихтенштейном и тот факт, что эта скульптура на самом деле плоский металлический фрагмент, дизайн структуры создает ощущение объема. Он создал несколько таких скульптур, которые могут быть связаны с интересом Лихтенштейна к внутреннему убранству зданий.