Энкаустика - это искусство рисования и создания изображений с использованием воска. Она имеет древние корни и уникальное место в истории искусства.

Истоки энкаустики уходят вглубь временных промежутков. Египтяне использовали воск для украшения саркофагов, а греки применяли его для создания статуй и панно.

Вот некоторые интересные факты об энкаустике:

  • Энкаустика была особенно популярна в эпоху Раннего Христианства. Художники использовали этот метод, чтобы создавать изображения на стенах церквей и монастырей.
  • Воск, смешанный с пигментами, придавал яркость и глубину цветам в энкаустике.
  • Со временем энкаустика постепенно утрачивала свою популярность в пользу других техник живописи, однако в XX веке она получила свое восхождение благодаря современным художникам.

Сегодня многие художники используют энкаустику, чтобы создавать уникальные и впечатляющие произведения искусства. Это искусство требует не только мастерства и творческого подхода, но и технической точности и опыта.

Для создания энкаустики, художники используют различные инструменты, такие как нагревательные элементы и кисти. Они также могут добавлять другие материалы в свои произведения, чтобы придать им текстуру и объем.

Энкаустика - это искусство, которое может вдохновлять, удивлять и вызывать восторг у зрителей. Оно олицетворяет красоту и творческий потенциал человека.

В искусстве термин «энкаустика» описывает как технику нанесения красок, так и саму технику рисования, в которой пигменты связываются с помощью расплавленного пчелиного воска. Это изобретение греческого искусства происходит от греческого слова «енкаустон», что означает «прожженный». Краска наносится на поверхность (обычно деревяную пластину или стену) и затем повторно нагревается, чтобы объединить краску в одно цельное, эмалированное произведение, без видимых мазков кисти.

Древние художники наносили краску с помощью кистей и шпателей, чтобы создать картину. По окончании работы они наносили горящий факел на поверхность картины, чтобы снова разогреть воск, таким образом, он стал неразделимым с пигментами и плитой/стеной навсегда. В настоящее время для достижения того же эффекта используются тепловые лампы или утюги. Эти современные инструменты дарят художнику больше времени для работы с материалом. Самая простая рецептура для энкаустики включает добавление пигментов к пчелиному воску, однако можно использовать и другие виды восков и смол.

Особенности: плюсы и минусы

Энкаустика так же универсален, как любая другая живописная среда, и имеет ряд текстурных и цветовых преимуществ, которые делают его отличной альтернативой масляной живописи во многих различных ситуациях. Его можно полировать до блеска и моделировать, а также комбинировать с коллажами и другими объектами джанк-арта в работах смешанных медиа.

Самое главное, что воск охлаждается почти мгновенно и практически не требует времени для высыхания, но может быть исправлен в любое время. И поскольку пчелиный воск очень стойкий, качество краски практически не ухудшается со временем. Энкаустика не темнеет и не желтеет, и картины, выполненные этой техникой, не требуют защиты под стеклом. Кроме того, энкаустика экологична, поскольку материалы, из которых она состоит, происходят из природы и не требуют растворителей для разбавления краски.

Один из недостатков энкаустики заключается в том, что она должна быть в плавленом состоянии, однако современные инструменты сделали эту задачу относительно простой.

Происхождение и история

Энкаустика имеет свои корни в классической древности. Согласно римскому историку Плинию, который писал в первом веке н.э., она была, по-видимому, изобретена греческими художниками в период классической греческой живописи (около 480-323 гг. до н.э.) и впоследствии заимствована корабельными художниками. По преданию, эти художники использовали воск для защиты корпусов своих судов от погодных условий.

Он быстро стал одним из важнейших методов живописи в египетском, греческом, римском и византийском искусстве, особенно в христианском-византийском искусстве. Плиний также задокументировал, что использование энкаустики было распространено в скульптуре и других пластических произведениях искусства для окрашивания мраморных и терракотовых работ, так как смесь воска и пигмента, при нагревании, обладала особенно сильной клеевой способностью.

Знаменитые фаянсовые мумийные портреты

На протяжении истории живописи, восковые краски были широко использованы для создания досок в классических и позднегреческих произведениях искусства. К сожалению, из-за переживаемости и непрочности таких деревянных досок, ни одна греческая доска, достойная внимания, и ни одна римская копия не сохранились до наших дней. Самыми лучшими сохранившимися работами, выполненными восковой эмалью, являются портреты Файюмских мумий, созданные греческими художниками в Египте (около 50 г. до н.э. - 250 г. н.э.) в греческом стиле. Они были обнаружены вокруг Файюмской впадины, на западе от Нила и к югу от Каира, рядом с Хаварой, Ахмимом и Антиноополисом. После побед Александра Великого в Египте образовалось большое греческое население, которое вскоре приняло местные обычаи, включая обычай мумификации своих умерших. Обычно богатые семьи заказывали портрет умершего, чтобы использовать его в качестве памятника на мумии. Эти портреты стали одними из самых известных находок египетского искусства.

Византийское искусство

Стиль религиозного искусства, известный как иконопись, развивался в монастырях Восточной Церкви Византии и также использовал воскрасу на портативных деревянных панелях. Крупнейшая коллекция таких произведений искусства находится в монастыре святой Екатерины на Синайском полуострове, основанном императором Юстинианом в 6 веке.

Во время Средневековья в Западной Европе воскраса вышла из использования и с 8-го/9-го века была заменена темперой. Темпера была более быстрым, простым и дешевым процессом по сравнению с воскрасой.

Однако энкаустика как традиция сохранилась в средневековой живописи на всей территории православного востока, включая Россию и Константинополь. Среди величайших русских иконописцев, которые использовали как энкаустику, так и темперное искусство, можно назвать Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия, последних старших мастеров средневекового русского искусства.

Энкаустика в новое время

Европейские художники, такие как Винсент Ван Гог и Иулиус Шнорр фон Карольсфельд, добавляли воск к масляным краскам, чтобы упростить разделение цветовых площадей. В двадцатом веке техника энкаустической живописи была возрождена в мексиканских фресках Диего Риверы, а также в творчестве американского художника Джаспера Джонса, одного из основателей поп-арта.