Рембрандт ван Рейн - полное имя Рембрандт Гармензон ван Рейн - (род. 15 июля 1606 года в Лейдене, ум. 4 октября 1669 года в Амстердаме) был нидерландским барочным художником и гравером, обладавшим исключительной способностью изображать людей в различных настроениях и драматическом внешнем виде. Рембрандт также известен как мастер кьяроскуро и художник, предпочитающий безусловный реализм, что заставляет некоторых критиков заявить, что он предпочитает безобразие красоте.

Биография Рембрандта ван Рейна

Детство и образование

Рембрандт ван Рейн был восьмым ребенком Хармена ван Рейна, мельника, и Корнелии ван Зуйтбрук, дочери пекаря.

Богатая семья жила в городе Лейден недалеко от Рейна - отсюда и их фамилия - и главным образом посвящала себя религии и образованию. Корнелия часто читала своим детям из Священного Писания, что внушило молодому и глубоко религиозному Рембрандту сильную связь с Богом, человеком и природой.

Родители Рембрандта заметили его талант уже в раннем возрасте и отправили его семилетним в возрасте на латинскую школу в Лейдене, чтобы получить классическое образование. Он получил лучшее образование, которое академический город Голландии мог предоставить ребенку с ярким интересом к литературе.

Он был должным образом подготовлен к поступлению в Лейденский университет, однако уже через несколько минут после начала учебы полностью сосредоточился на практической части своего искусства и бросил учебу.

Рембрандт получил трехлетнее обучение у Якоба Свааненбурга, который научил его основам живописи, рисования и гравюры. Когда он был еще подростком, его отец отправил его в Амстердам, чтобы учиться у Питера Ластмана, искусного итальянского художника истории. Ластман изучал работы Караваджо и Эйсгеймера, немецкого художника, живущего в Риме.

Через несколько месяцев Рембрандт овладел техниками шиароскуро, использования ярких, блестящих цветов и позами персонажей с театральными жестами. Ластман также повлиял на Рембрандта, чтобы он сосредоточился на исторических и религиозных сценах, хотя местные коллекционеры изобразительного искусства предпочитали сцены из их повседневной жизни.

Ранние произведения Рембрандта ван Рейна

Самопортрет Рембрандта ван Рейна, 1628 год

Когда ему было 18 или 19 лет, Рембрандт вернулся в Лейден, чтобы создать свою собственную мастерскую. Он тесно сотрудничал с моложе его на шесть лет учеником Яном Ливенсом, который также учился у Ластмана.

В 1629 году Рембрандт познакомился с Константейном Хуюгенсом, государственным деятелем при Гаагском дворе, который мог обеспечивать художникам заказы.

Кристиан Гюйгенс был замечательным голландцем, всегда хорошо осведомленным в искусстве, который провел большую часть своей жизни на службе принцев Оранжских. Он руководил художественной академией, где создавались копии известных картин и выполнялись заказы. Гюйгенс настоятельно рекомендовал двум молодым художникам посетить Италию, особенно Рим, чтобы изучить произведения мастеров, но они были слишком заняты своей работой на родине.

Под воздействием Гюйгенса Рембрандт почувствовал тягу к амбициям, и в 1632 году он вернулся в богатую метрополию Амстердам. Там он нашел признание среди успешных представителей торговли, интеллектуалов и религиозных деятелей, которые ценили свое положение и хотели показать свой прекрасный вкус, в особенности путем портретов собственной персоны. Рембрандт набрал популярность, создавая полу- или полноростовые изображения представителей голландского буржуазного общества.

В 1632 году Рембрандт написал групповой портрет под названием "Анатомия доктора Тулпа", который принес ему огромное внимание. В том же году он стал гражданином Амстердама и членом местного художественного гильдии.

В течение 1630-х годов Рембрандт создал по крайней мере 65 портретов по заказу. Он также рисовал библейские и мифологические картины, пейзажи и портреты анонимных лиц, которые его интересовали, таких как офицеры в униформе или иностранцы в экзотической одежде.

Как и многие богатые мужчины того времени, Рембрандт собирал произведения искусства, а также доспехи, костюмы, восточные тюрбаны и другие любопытные предметы из чужих стран. Некоторые из этих приобретений часто служили реквизитом в его работах, таких как изогнутые сабли, яванские кинжалы и польские стремена.

Рембрандт ван Рейн, Мужчина в восточной одежде, 1635

В Амстердаме Рембрандт вначале проживал у художника по имени Гендрик ван Уйленбург. Там он познакомился с кузиной Гендрика, Саскией ван Уйленбург, дочерью богатого мэра. Они поженились в 1634 году.

Рембрандт в те времена был известен как богатый и модный молодой художник, который стремился быть рассматриваемым как кавалер и интеллектуал. Его новая жена смогла познакомить его с прославленными членами общества благодаря своей хорошо связанной семье.

Художественное совершенство

Иронично, но личная жизнь Рембрандта была пронизана скандалами и контроверсиями, в противоположность его благочестивости. От его отношений с женщинами до управления личными финансами, он прошел через фазу хаоса, которая противоречила его публичной популярности и профессиональным успехам.

В то время как Рембрандт был уважаемым художником и имел многочисленные заказы, его личная жизнь оставалась запутанной и нестабильной. Его романы и связи с женщинами зачастую влекли за собой скандалы и раздоры.

Он также имел проблемы с управлением финансами, что привело к его банкротству и потере имущества. Возможно, этот хаос в его личной жизни был источником его творческой энергии и великолепных произведений искусства.

Несмотря на все трудности и сомнения в личной жизни, Рембрандт оставил нам наследие великой живописи и является одним из наиболее известных художников своего времени.

Рембрандт, Собственный портрет, 1634

1635 году Рембрандт и Саския сняли дом, пока они ожидали новый, который должен был быть отремонтирован в престижном районе. Высокая ипотека на новый дом в конечном итоге привела к финансовым трудностям пары. Несмотря на то, что они были богатыми, паре пришлось пережить несколько личных неудач.

Их сын Румбартус умер через два месяца после рождения в 1635 году, а их дочь Корнелия умерла в 1638 году в возрасте всего трех недель. В 1640 году у них родилась вторая дочь, которая умерла через один месяц жизни.

Нур Титус, четвертый ребенок, родившийся 1641 году, жил до взрослого возраста. Саския умерла 1642 году вскоре после рождения Титуса,, возможно, после долгой борьбы с туберкулезом. Рисунки Рембрандта с изображением ее на больничной койке являются одними из его наиболее привлекательных произведений.

Картина "Женщина, сидящая в кровати" была написана великим художником Рембрандтом в 1642 году.

Картина "Умирающая жена Рембрандта", 1642 год

В 1642 году Рембрандт нанял крестьянскую вдову по имени Герти Диркс, чтобы она присматривала за девятилетним Титусом, пока Саския была болна. Герти стала гелеванной Рембрандта. В это время он принимал ряд плохих решений, в результате чего он накопил долги и подвергся порицанию со стороны своих друзей и заказчиков.

Позже Герти обвинила Рембрандта в нарушении договоренностей, утверждая, что он сделал ей предложение руки и сердца. Она получала ежегодные алименты, хотя Рембрандт многие годы пытался поместить ее в бедный дом, узнав, что она заложила часть украшений Саскии.

Поздний период и смерть

В 1647 году Рембрандт нанял Хендрикъе Стоффелс, женщину моложе его на 20 лет, в качестве служанки. Она была простой и теплой личностью и помогала утешать художника, что, конечно же, усложнило его отношения с Гертже.


У Хендрикъе было две дочери с Рембрандтом, одна из которых умерла в младенчестве, а другая выжила. Рембрандт, казалось, получал поддержку от Хендрикъе и своего сына Титуса. Возраст подарил ему больше спокойствия и мудрости в его жизни и его искусстве. В это время он создавал шедевр за шедевром.

Однако стиль барокко Рембрандта постепенно пала в забвение, поскольку вкус голландских художников изменился. Развилось предпочтение к драматизму, ярким цветам и изящным жестам, которые можно увидеть в работах фламандского художника Антония ван Дейка. Несмотря на необходимость получать заказы, Рембрандт не хотел менять свое искусство.

Еще одной причиной его упадка в популярности, вероятно, была его продолжающаяся преданность библейским темам. В середине 1640-х годов он был одним из немногих голландских художников, которые еще иллюстрировали Священное Писание, в то время как вкусы заказчиков изменились.

В 17-ом веке голландцы предпочитали разные ландшафты. Рембрандт использовал масляные краски, чтобы выразить свои фантазии о природе. Он сохранял реализм своих пейзажей преимущественно в гравюрах и рисунках. Интерес Рембрандта к живописи пейзажей продолжался в следующие два десятилетия. Ряд рисунков и гравюр свидетельствует о его точном наблюдении, большой самостоятельности в композиции и чудесной формообразовательности.

Один из ярких примеров его стиля пейзажа в то время - картина "Мельница" (De Molen). Коллекционеры и критики восхищались драматической силуэтом мельницы перед темным грозовым небом и связывали тяжелую атмосферу с финансовыми трудностями Рембрандта.

"Rembrandt, Мельница, 1645-1648 гг."

Без сомнения, Рембрандт жил выше своих возможностей, продавая свои собственные работы на аукционах, чтобы увеличить свою прибыль, и приобретая картины и гравюры, возможно, для аукциона, организованного двором в 1657 году.

Он продал большинство своих ценных владений, включая римские бюсты, японские доспехи и предметы искусства, а также большую коллекцию других антикварных предметов. Позже он продал свой дом и типографию, чтобы переехать со Хендрикой и Титусом в более скромное жилье на окраине Амстердама.

Хитрость: Мастерская художников Амстердама ввела новое правило, которое запрещало Рембрандту заниматься художественной деятельностью из-за его финансового положения.

Hendrickje и Titus основали торговую компанию для нового бизнеса в качестве художественных дилеров, с Рембрандтом в качестве сотрудника.

К 1662 году Рембрандт выполнял более крупные заказы для новой компании, такие как индивидуальные портреты, групповые портреты и другие произведения искусства. В 1667 году, когда Козимо III де Медичи, великий герцог Тосканы, прибыл в Амстердам, он почтил Рембрандта посещением его дома.

Рембрандт пережил смерть Хендрикье, которая умерла в 1663 году. Сам Рембрандт умер в Амстердаме в 1669 году и был похоронен как бедный человек в неизвестной могиле. Могила была церковной, с нумерацией и принадлежала церкви, под надгробным камнем. Через двадцать лет его останки были удалены, как это было обычно для останков бедной могилы того времени.

Наследие Рембрандта ван Рейна

Один из первых "современных" художников, Рембрандт, обладал глубоким пониманием значения деталей в изображении мира вокруг него. Он был известен своему выдающемуся умению не только изображать очень естественные, реалистичные человеческие фигуры, но, что еще более важно, изображать человеческие эмоции, недостатки и моральные качества.

Он обучал многих художников своего времени, которые стремились подражать качествам, связанным с его именем, включая множество учеников, которые обменивались опытом в его мастерской в Лейдене и Амстердаме. Его влияние на художников вокруг него было настолько велико, что трудно сказать, кто работал для него в его ателье, а кто просто копировал его стиль для меценатов, желающих приобрести произведение Рембрандта.

Своей преданностью красоте повседневности его вдохновили другие художники его времени, такие как испанский художник Диего Веласкес и художники в Германии и Венеции в 18 веке. Его стиль был переосмыслен немецкими граверами Иоганном Георгом Шмидтом и Кристианом Вильгельмом Эрнстом Дитрихом, а позже послужил вдохновением для художников, таких как Жан Оноре Фрагонар. В 19 веке произошло возрождение стиля Рембрандта в искусстве реализма.

В 1888 году Винсент ван Гог написал своему брату Тео, что он много думает о творчестве Рембрандта, а также о нем как о человеке и христианине. Ван Гог также писал непосредственно из жизни и изображал свои сюжеты со всей достоинством. Он называл религиозные произведения Рембрандта "метафизической магией" и пытался следовать его примеру. Коллокация Рембрандта с гравюрами на холодной игле способствовала экспрессивной свободе ван Гога, которую он находил с помощью камышовой ручки, а также выбору своих мотивов.

В 20 веке Рембрандт оказал влияние на художников, таких как Франк Ауербах и Фрэнсис Бэкон. Особенно в фактуре цветов и языке изображения можно увидеть элементы Рембрандта в работах обоих художников. Оба культовили идею проникновения в суть своих сюжетов и приносили истину на свет.

Даже сегодня творчество Рембрандта является ключевым элементом истории искусства, отражающим нидерландский дух и живописные масштабы. Художники до сих пор черпают вдохновение из его изысканного реализма, соединяя современные произведения с неизгладимым наследием мастера.

Знаковые произведения Рембрандта ван Рейна

Анатомия доктора Николауса Тульпа

В этой пирамидальной композиции мы видим семерых неуклюже позирующих мужчин с яркими белыми воротниками-рушниками, внимательно наблюдающих мужчину по имени Доктор Тулп, ведущего урок анатомии. Он занимает всю правую часть картины и представляет мужское тело. Замечательно спланирована единственность элементов картины, при которых угол и размеры тела привлекают внимание зрителя в центр.

Это произведение изображает важный ежегодный урок анатомии в январе, который был с нетерпением ожидаемым событием для всех местных сенаторов, мэра и членов городского совета.

Кураторы и преподаватели университета также массово присутствовали, в то время как широкая публика покупала билеты, чтобы сидеть на задних рядах.

Иисус Христос на Генезаретском озере в бурю

Это полотно, единственный морской пейзаж Рембрандта, изображает драматическое чудо, когда Иисус вступил, чтобы утихомирить яростную бурю на озере Галилейском. Библейская история из Нового Завета была знакома голландскому народу времен Рембрандта.

Влияние Рубенса проявляется в темных пенящихся волнах, грозящих опрокинуть маленькую лодку. Мачта лодки образует диагональную линию, которая делит композицию на два треугольника. В левом треугольнике намечается крайняя опасность и интенсивная активность. В правом треугольнике фигура в красном платье облегает борт лодки, и шкипер держит штурвал против гневных волн.

На картине присутствует фигура, одетая в голубую одежду, которая держится за шапку и прямо смотрит на зрителя, удерживаясь на веревке. У этой фигуры черты лица Рембрандта. Художник часто изображал себя на своих полотнах, поэтому неудивительно, что он занимает особое место в сюжете.

Перед нами изображена мощь природы, испытывающая человека на прочность, но это также подчеркивает предстоящее чудо.

Ночной дозор

Групповой портрет был уникально голландским и огромным, как современная рекламная плакатная конструкция. Рембрандт нарисовал этот полотно между 1640 и 1642 годами по заказу гражданской охраны, состоявшей из состоятельных членов амстердамского общества. Оно также носит подзаголовок "Офицеры и другие стрелки района II Амстердама под руководством капитана Фронса Банник Кок и лейтенанта Виллема ван Руйтенбурха".

Каждому из членов позволялось быть задействованным в охране ворот, городской полиции, тушении пожаров и поддержании порядка. Их присутствие также было необходимо при парадах для посещений королевских особ и других торжественных мероприятий. Вместо использования принятых стандартных конвенций величественной и формальной позы, он представил оживленную и немного хаотичную сцену подготовки к событию.

У милиций не было установленного стандарта для одежды, поэтому она могла быть довольно затратной. Капитан Кок, образованный юрист и состоятельный гражданин, был одет элегантно в черное, с большим кружевным воротником и глубоко красным, украшенным золотом, побрякушкам через грудь.

Лейтенант ван Руйтенбурх, происходящий из семьи торговцев, носит блистательный костюм: потрясающий золотой плащ из желтой кожи, украшенный изысканными французскими бантами и богатыми узорами, дополненными перчатками и сапогами для верховой езды с шпорами.

Считается, что эта картина была низко подвешена, и две центральные, почти живые фигуры, казались вылезающими из композиции, в то время как другие участники собираются следовать за ними.

Его автопортреты

Рембрандт ван Рейн является одним из немногих художников, который запечатлел свою жизнь на протяжении всей своей художественной карьеры в автопортретах.

Рембрандт создал свои первые цветные портреты в юном возрасте, задолго до того, как достиг славы, богатства и влияния. Его последние автопортреты показывают его как состарившегося мужчину, о котором мы сейчас знаем, что он оказался в финансовых затруднениях и провел свой последний век в одиночестве.