Каспар Давид Фридрих был одним из важнейших немецких романтиков. Его пейзажи и фигуры, изображенные спиной, восхищают своих зрителей уже более двухсот лет. Картины, такие как «Странник над морем туманов» или его «Меловые скалы на Рюгене», являются одними из самых известных картины первой половины 19 века. Но и менее известные работы Каспара Давида Фридриха стоят того, чтобы познакомиться с ними подробнее.

Чтобы ты лучше понял творчество Каспара Давида Фридриха, ниже приведены 10 картин по хронологии, с помощью которых ты сможешь проследить различия и сходства его работ в разные периоды творчества.

Монах у моря, 1808-1810

Каспар Давид Фридрих, "Монах у моря", между 1808 и 1810

Монах стоит на одиноком побережье, которое господствуется неглубокой и спокойной поверхностью воды. Небо покрыто темными облаками, и в округе почти нет живых существ. В своей куте монах кажется крошечным и ничтожным. Он кажется потерянным в этом безграничном ландшафте.

Картина символизирует поиск человека духовного исполнения и силу нетронутой природы.

Аббатство в долине, 1809-1810

Картина Каспара Давида Фридриха "Аббатство в лесу" (1809-1810) представляет руины запущенного монастыря, окруженного густым лесом. Природа начала покрывать здания своими зарослями.

Она передает ощущение забвения со временем и несостоятельности человеческих структур перед природой.

Это произведение хранится в Алтен-Нацональгалерее в Берлине. Вместе с картиной "Монах на море" они выставлены как пара картин Каспара Давида Фридриха.

Картины Каспара Давида Фридриха: "Охотник в лесу" (1814)

Каспар Давид Фридрих, "Охотник в лесу", 1814

Отмечая изгнание французов в 1814 году, он создал проникающее изображение одинокого французского солдата, бродящего по всегда зеленому немецкому лесу в картине "Охотник в лесу".

Судьба захватчика кажется неизбежной перед безмерностью леса и временем года.

Несмотря на германонационалистические черты изображения, индивидуальная судьба охотника оставляет горький привкус, крайне близкий к состраданию.

Крейдовые скалы на Рюгене, 1818

Каспар Давид Фридрих, Крейдовые скалы на острове Рюген, 1818 год

Фридрих создал ряд картин, изображающих впечатляющие известняковые скалы немецкого острова Рюген. Эти работы показывают красоту и таинственную природу этой геологической формации.

Высокие белые скалы величественно возвышаются над морем, а ландшафт излучает спокойствие и величие. Особенно примечательно U-образное композиционное решение скал, которое кажется ограничивающим море и горизонт.

Путник над морем тумана, 1818 год

Каспар Давид Фридрих, "Странник над морем тумана", около 1818 года

Наиболее известная работа Каспара Давида Фридриха изображает человека, стоящего на вершине горы над туманной пеленой и глядящего вдаль.

Из-за важности этой работы в творчестве Фридриха и бесконечных возможностей интерпретации сцена была часто истолковываема. Удачным обобщением различных подходов к интерпретации работы можно ознакомиться в немецкой статье Википедии о картины:

Интерпретация: Персонаж, гуляющий над морем тумана, предлагает интерпретации, которые используют очевидный смысл. Видится аллегория жизни, использующая образ достигнутой вершины в качестве цели жизни, а также трансцендентный взгляд в будущее. Картина рассматривается как метафора для предчувствия жизни и смерти, ограниченности и простора, высоты и бездны, мира здесь и потустороннего, веры и заблуждений, Бога и мира. Тот факт, что фигура носит фрак, стиль которого может быть истолкован как древнегерманская одежда, оставляет место для политической интерпретации, чтобы сделать путешественника немецким патриотом. Йенс Кристиан Йенсен указывает на реальный уровень интерпретации, Фридрих мог бы воспроизвести свой опыт национально настроенного путешественника в Крушных горах, Гарце или Саксонской Швейцарии.

Восход Луны над морем, 1822 год

Каспар Давид Фридрих, Рассвет у моря, 1822 год.

С 1817 по 1822 год Каспар Давид Фридрих написал несколько картин с изображением восхода Луны над морем, которые подчеркивают романтическую тоску и связь между небом и землей.

Эта картина представляется вместе с деревенским пейзажем при утреннем освещении в Государственной картинной галерее.

Толкование сцены чаще всего производится с учетом ее противопоставления с утренним пейзажем.

Деревенский пейзаж при утреннем освещении, 1822 год

Каспар Давид Фридрих, Деревенский пейзаж в утреннем свете, 1822

Одинокое дерево стоит в просторном пейзаже, который, своей структурой, устанавливает связи от земного к трансцендентному. В переднем плане водоем отражает цвета неба, в заднем плане горы поднимаются до самых облаков. Дуб в переднем плане преобладает в композиции над лугом и горами. Рост заканчивается в области неба.

Сцена играет с образами увядания, а также с образами прочного. Руины замка в среднем плане картинки являются символом разрушения, а дуб - несмотря на то, что его основу можно считать пеньком, все еще имеет листья в нижней и средней части. Молодые веточки в верхней части дерева, напротив, лысые.

Произведения Каспара Давида Фридриха: Ледяное море, 1823/1824

Каспар Давид Фридрих, "Ледяное море", 1823/1824

На картине показан ледяной пейзаж с огромными возвышающимися ледяными глыбами, между которыми опрокинулся корабль. Из-под ледяного покрова видны только корма и мачта.

Это произведение известно своим впечатляющим изображением беспощадной силы природы и уязвимости человека, который подавлен природой.

Вацман, 1824/25

Каспар Давид Фридрих, "Вацманн", 1824-1825 годы

На этой картине изображено величественное горное плато Вацманн в Берхтесгаденских Альпах. Фридрих улавливает возвышенную красоту гор и их мощное величие.

Скудный горный пейзаж является примером атмосферной перспективы в живописи.

"Большой вольер", около 1832 года

Каспар Давид Фридрих, "Большой вольер", около 1832 года

"Большой вольер" является одной из самых важных работ Каспара Давида Фридриха в его позднем периоде творчества.

Особенно замечательной является композиция и цветовое решение сцены с высохшим руслом реки или рекой, вышедшей из берегов. Точное действие на переднем плане не определено, некоторые искусствоведы полагают, что это может быть река Эльба, затопившая прибрежные зоны в результате наводнения.

Затонувшая лодка на берегу, сумерки и нежные цвета передают ощущение меланхолии, которое может отражать состояние души художника.

Линия света на горизонте и облака, направляющие взгляд к краям картины, напоминают о стремлении к бесконечности.

Цены на работы Каспара Давида Фридриха

Каспар Давид Фридрих, "Пейзаж с горным озером, утро, ок. 1823 года"

Новый археологический факт обнаружен в произведении Каспара Давида Фридриха "Пейзаж с горным озером, утро, ок. 1823 года". Данное произведение демонстрирует его мастерство в создании реалистических видов природы, воплощающих гармонию и величие.

Кивтлинг опубликовала результаты своего исследования о значении этого произведения, которое является визуальным аллегорическим изображением вечности природы. Она сравнивает изображение горного озера с символом вечности, который отображает спокойствие, независимость и душевное преображение. Кроме того, она отмечает, что использование утра в качестве времени дня усиливает символическую интерпретацию произведения и добавляет ему духовную глубину.

Каспар Давид Фридрих был признан одним из величайших художников своего времени, и его произведения также имеют огромную историческую и культурную ценность. Они находятся в музейных собраниях по всему миру и служат визитной карточкой романтического периода в истории живописи.

Цены на произведения Каспара Давида Фридриха достигают высших значений на аукционах. Наиболее высокая цена, когда-либо установленная для произведения Каспара Давида Фридриха, составляет 3,202,401 долларов США. Эта невероятная сумма была достигнута в 2018 году на аукционе Sotheby's за восхитительное полотно горного пейзажа с озером.

Его важнейшие произведения, находящиеся в коллекциях музеев, недоступны для продажи, поэтому их точная стоимость остается предметом спекуляций. Однако, учитывая их уникальность и известность художника, можно с уверенностью сказать, что их цена значительно превышает все предыдущие достижения.