Кинетическое искусство – это форма искусства, которая вовлекает движение в произведения. Оно охватывает широкий спектр творческих выражений, включая скульптуру, инсталляции, живопись и архитектуру. Главная идея кинетического искусства заключается в создании произведений, которые взаимодействуют с окружающим пространством, таким образом, создавая эффект движения и изменения.

Истоки кинетического искусства можно найти в движении и механике, которые стали важными темами в искусстве начала XX века. Этот художественный стиль развивался параллельно с развитием науки и технологий, и с течением времени приобрел различные стилистические направления.

Один из ранних и известных художников в этой области – Александр Калдер. Он стал известен своими мобилями – абстрактными скульптурными композициями, которые сами со временем изменяют свою форму и положение благодаря аэродинамическим свойствам и силам гравитации.

Современные художники также продолжают экспериментировать с кинетическим искусством и интегрировать его в свои произведения. Один пример – Ян Вермейлен, нидерландский художник, известный своими большими установками, которые воздействуют на зрителей и окружающую среду своим движением и звуковыми эффектами.

Кинетическое искусство продолжает развиваться и вносит новые идеи и концепции в мир искусства. Оно обогащает наше восприятие и позволяет нам увидеть произведения в движении, превращая их в интерактивный опыт для зрителя.

Несмотря на то, что история кинетического искусства находится на глубоком уровне, это искусство в качестве значимого и связного направления было установлено только в 1950-х годах.

Кинетическое искусство существует с начала 20-го века, однако оно стало именно формой современного искусства, когда художники, такие как Наум Габо и Ласло Мохоли-Надь, начали использовать электрические аппараты в своих скульптурах.

Однако в 1960-х годах популярность кинетического искусства в Европе была снижена из-за начала цифровой эры, когда художники стали экспериментировать с компьютерами, фильмами и лазерами.

Происхождение кинетического искусства

Кинетическое искусство, с ее фокусом на передаче динамики мотива, является выражением основного стремления современного искусства.

Многие критики отмечали постимпрессионистов, таких как Серо, как первых кинетических художников. Но первые примеры современного искусства, включающего движение в более узком смысле, появились в 1910-е годы и были созданы художниками, следовавшими дадаистской и конструктивистской традиции.

Скорее всего, самым ранним произведением кинетического искусства является "Велосипедное колесо" Марселя Дюшана (1913 год), состоящее из колеса, перевернутого на стуле; его также признают первым "Готовым" произведением.

В 1920 году конструктивистские художники Наум Габо и Антуан Певснер использовали термин "кинетическое искусство" в своем Манифесте реализма. В том же году Габо завершил свою Кинетическую конструкцию - свободно стоящую металлическую стержень, движимую электромотором и создающую нежный волновой узор в воздухе. Она считается первым произведением современного искусства, в котором основная цель заключалась в выражении движения.

Десять лет спустя художник Баухауса Ласло Мохоли-Надь использовал термин "кинетический" снова, чтобы описать механизированное движение своего Конструктора света и пространства (1930). Другие художники, связанные с Баухаусом и постконструктивистским движением Конкретного искусства, создали в 1930-40-х годах работы, которые сегодня также можно назвать кинетическим искусством.

Кинетическое искусство как сплошное движение

Принимая во внимание ранние концепции, лежащие в основе кинетического искусства, кинетическое искусство как сплошное течение официально утвердилось только в 1955 году, когда в галерее Дениз Рене в Париже была организована групповая выставка Le Mouvement.

Наибольшее внимание на выставке привлекло творчество венгерского художника Виктора Васарели, одного из основателей галереи, чьи "Желтые Манифесты" стали одним из наиболее значимых документов кинетического искусства.

Васарели был обучен в традициях Баухауса и много лет работал в сфере дизайна рекламы, прежде чем обратиться к изобразительному искусству. Он привнес в свою работу различные графические техники, которые определили его новаторский подход, включая использование растровых упорядочений черного и белого для подчеркивания глубины или движения. Творчество Васарели быстро привлекло последователей и соратников, в том числе Бриджит Райли, которая сделала сходные эффекты всемирно известными.

В выставочном проекте "Mouvement" были представлены иные работы, которые основывались на реальном, а не подразумеваемом движении. В некоторых случаях это движение могло быть вызвано воздухом или прикосновением, как в случае с работами Александра Калдера. Его мобили, включая "Вертикальное листво" (1941), сочетали в себе изящные скульптурные линии и биоморфные формы с чувствительностью к атмосферному движению, имитирующую естественное поведение органических форм в пространстве.

Интерес Николая Шефера включить динамику в свои конструктивистски вдохновленные скульптуры привел к созданию все более сложных форм моделированного пространства.

С конца 1940-х годов он также внедрил механизированное движение и теории кибернетики в своё творчество и создал свою "Спациодинамику" (1948), при которой движения определялись обратной связью с пространством.

Kинетическое искусство: концепции, стили и тренды

Наследие конструктивизма

Движение кинетического искусства возникло из того, что было признано упадком геометрической абстракции в послевоенное время после 1945 года.

Исходя из своих истоков в конструктивизме - а также в связанных движениях и школах, как Де Стиль и Баухаус - геометрическая абстракция изначально ассоциировалась с революционными взглядами на искусство и общество.

Ее строгое композиционное "словарное" из линий и плоскостей и упрощенная палитра цветов, казалось, выражали стремление к рационализации современного мира и обещали новый универсальный художественный язык. Однако эти амбиции исчезли в середине XX века, когда геометрическая абстракция все больше воспринималась как устаревший, сухой и академический стиль.

Кинетическое искусство возродило традицию геометрической абстракции, используя механические или природные движения, чтобы установить новые связи между искусством и технологией. Для этой цели кинетическое искусство исследовалось в различных художественных средах, включая живопись, рисунок и скульптуру. Некоторые кинетические художники стремились работать с все новыми и более публичными средствами, чтобы стиль стал доступен как можно широкой аудитории.

Среди художников, которых связывают с кинетическим искусством с преимущественно конструктивистским подходом, можно назвать Наума Габо, Ласло Мохоли-Надь, Виктора Васарели и Бриджет Райли.

Влияние Дада

Кинетическое искусство сильно ориентировалось на дадаизм, который вдохновил некоторые из самых ранних произведений современного искусства, в которых было использовано движение.

Известным примером является велосипедное колесо Марселя Дюшана 1913 года. Основной мотивацией для таких произведений было желание разорвать связи с конвенциальными ограничениями статичного произведения искусства.

Вместо того, чтобы определить заранее опыт зрителя с произведением искусства, кинетические художники сделали движение произведения - и субъективное восприятие этого движения зрителем - непредсказуемым элементом своего взаимодействия с произведением искусства.

Известные произведения искусства

Марсель Дюшан, Велосипедное колесо, 1913 год

Фото: Энеас Де Троя / CC BY 2.0 / Flickr

«Roue de Bicyclette» или велосипедное колесо, в основном, известно как первый экземпляр того, что Дюшамп называл своими «Готовыми»: найденные, обычно массово производимые предметы, которые он объявил произведениями искусства. Он выставлял их в галереях или других внушительных местах и представлял их как произведения искусства.

В этом случае работа содержит подвижный элемент - колесо велосипеда, и поэтому она была также понята как первый пример кинетического искусства.

Несмотря на то, что "Велосипедное колесо" возникло вне контекста кинетического искусства, художники 1950-60-х годов возвращались к колесу, рассматривая его как предшественника. Значение, которое позднее приобрело произведение Дюшама, также показывает значение дадаизма как предшественника кинетического искусства.

Наум Габо, Кинетическая конструкция (Стоячая волна), 1920 год

Кинетическая конструкция Наума Габо (Стоячая волна) состоит из стальной шестерни, прикрепленной к деревянному основанию и запускаемой электромотором.

Вибрации шестерни создают иллюзию статичной изогнутой формы, полностью созданной движением. Это первый явно созданный пример кинетического искусства.

Александр Колдер, Вертикальная листва, 1941 год

Вертикальная листва - один из многих примеров "мобилей", отдельно стоящих или подвешенных, как они были названы Марселем Дюшаном. Американский скульптор Александр Колдер стал известен именно благодаря таким произведениям искусства.

Эта структура похожа на систему ветвей и состоит из центральной железной проволоки с различными листовидными отростками. Эти элементы являются наиболее крупными и массивными у вершины, а у основания - самыми маленькими и нежными.

Движение этой структуры под воздействием ветра заставляет зрителей пересмотреть свои представления о тяжести и легкости. Работами, такими как Вертикальная листва, Кальдер создал важное и уникальное направление кинетической эстетики, которое занималось движением и динамикой природы.

Жан Тенгли, Посвящение Нью-Йорку (фрагмент), 1960

Посвящение Нью-Йорку было создано в течение трех недель в Саду скульптур Музея современного искусства в Нью-Йорке при поддержке нескольких других художников.

При своем первом представлении в марте 1960 года произошла взрывная и световая постановка, продолжавшаяся 27 минут. Сама скульптура была сборной солянкой из механизированных найденных компонентов, включая мусор, колеса, фортепиано, ванну и гоночный карт, которые все выступали в комнате, чтобы создать комплекс абстрактных форм.

Фрагментарные останки произведения ныне являются частью постоянной коллекции МОМА.