Примитивная живопись, также известная как "Алла прима малерей" (итал. "alla prima" = сразу), происходит, когда мокрую краску наносят на еще не высохшие слои краски. Альтернативное название для "Алла прима" - это техника "влажная на влажную". Благодаря длительному времени высыхания масляных красок и высокому содержанию воды в акварельных красках, эта техника наиболее подходит для этих двух сред.

В примитивной живописи вся картина обычно рисуется за одну сессию. Отказ от нанесения слоев краски, как, например, в случае с вердаччо, является характерной особенностью примитивной живописи.

Техника Alla Prima в живописи маслом была разработана фламандским художником Френсисом Халсом. До этого большинство масляных художников использовало подготовку и слоистое нанесение краски, чтобы наиболее реалистично изобразить свою тему. С тех пор прямое нанесение краски на мокрую основу стало популярной техникой у многих современных художников.

Импрессионизм, одним из главных принципов которого является передача мимолетности определенной сцены, значительно увеличил популярность техники Primamalerei.

Чтобы вы могли использовать эту технику на практике, вот 7 советов, которые помогут вам лучше освоить технику Alla Prima.

1. Сначала нарисуйте общее впечатление от мотива

Существует много способов, как можно начать Alla prima картины, но одним из самых эффективных методов является быстрое зафиксирование первого впечатления от объекта с использованием разбавленной краски. Затем вы можете пройтись по картины еще раз, добавив больше деталей.

Это позволит достичь нескольких вещей:

Вполне логично предположить, что Джон Сингер Сарджент в следующей картине быстро нарисовал свое первое впечатление, используя тусклые тона, а затем украсил ее более тонкими деталями и акцентами.

Джон Сингер Сержант, Дороти Барнард, 1885

Если ты начинаешь сразу с тонкостей, то самым сложным является создание целостного впечатления от объекта. Первое впечатление от вида часто включает общую перспективу объекта. Более детальное изображение можно всегда добавить позже, когда каркас изображения уже создан.

2. Советы для работы с еще влажной краской

Смешивание цветов на холсте может представлять собой увлекательный вызов или вызывать головную боль, в зависимости от того, как ты хочешь рисовать. Лично я нахожу это захватывающим вызовом, но, вероятно, это связано с тем, что мне не нравится заботиться о мелких деталях или ошибках.

Вот несколько советов, которые помогут вам учесть смешивание цветов на холсте в контексте Alla Prima живописи:

Если делать это правильно, смешивание на холсте может привести к очень гармоничному эффекту, как на картине ниже.

3. Сохраняйте акценты для конечного этапа

Это зависит от личных предпочтений, но я предпочитаю сохранять свои темные, светлые и яркие акценты для конечного этапа в большинстве моих работ, после того, как я установил общую структуру с помощью средних оттенков.

Нанося сначала средние тона, прежде чем приступить к ярким и темным участкам, вы убеждаетесь, что хайлайты полностью раскрываются.

Некоторые художники работают по-другому: они не боятся наносить акценты на часть своей картины, даже если основа еще не закончена. Они рисуют вокруг цветных высот и глубин, чтобы не размазать их.

Однако для большинства художников проще начать с фундамента своей картины и оставить особые акценты для самого конца. Так у тебя будет достаточно быстрый старт, и ты не будешь заботиться о том, чтобы случайно перекрыть основные моменты.

Если ты внимательно посмотришь, то в следующей картине Джона Сингера Саржанта увидишь, как он нарисовал цветные акценты в конце, когда он уже закончил остальную часть.

Особенно выделяются белые кисточные штрихи, черные акценты на деревьях и стеклянных поверхностях, а также некоторые окрашенные в охровый цвет участки пола. Они выделяются при более детальном рассмотрении, но гармонично вписываются в общую картину.

Джон Сингер Сарджент, Винные бокалы, 1875

4. Контрастные способы нанесения кисти

Если вы работаете в технике алла прима, вы можете применять практически любую технику нанесения краски, кроме глазури. Это дает вам множество возможностей передать различные способы нанесения кисти в разных комбинациях.

Также легко сочетать различные способы нанесения кисти и техники в алла прима живописи, поскольку на холсте все равно происходит небольшое смешение.

В сравнении с медленным накоплением изображения с использованием нанесения и высыхания слоев, всегда происходит смешение красок, поэтому разные цвета и техники лучше гармонируют друг с другом.

Нахождение гармонии с более сильными контрастами требует более глубокого понимания этих концепций.

Рембрандт, автопортрет как Зевкс, 1662

На картине Рембрандта он, например, использует гладкое ведение кисти для темных участков и сильное импасто для освещенных мест (кожа, одежда). Это усиливает контраст хиароскуро и подчеркивает светлые участки.

Однако, если художник не в состоянии сбалансировать эти техники, результат может показаться хаотичным и недостаточно сбалансированным.

При исполнении алла-прима-живописи этот эффект всегда немного ослаблен, поэтому вам должно быть легче варьировать ведение кисти.

5. Полируй и царапай свою алла-прима-живопись

Одним из основных преимуществ работы с алла прима является возможность не только нанести краску, но и снять ее. Чтобы это сделать, вы можете использовать кончик вашего палитрового ножа или тупое концовое кольцо кисти.

Вот несколько примеров, когда вы можете использовать эту технику:

Тонкие ветви на ландшафте. Это особенно полезно, когда вы рисуете на цветном фоне и хотите выделить его цветом в некоторых местах.

Чтобы создать грубую текстуру на камнях, вы можете отколоть краску от мокрой поверхности с помощью шпателя и получить сломанный эффект цвета.

Чтобы подписать свою картину, когда она будет готова, некоторым художникам проще стереть краску для оставления подписи, чем нанести ее кистью.

6. Не рисуйте слишком быстро и не слишком медленно

Когда люди думают о живописи алла прима, они обычно представляют себе художника, который мельком и как можно быстрее наносит краску на холст. Но алла прима не обязательно быстрый процесс. И все же он не должен быть медленным.

Вы должны работать в таком темпе, которое будет приятным. Темп, достаточно быстрый для того, чтобы дать вашему инстинкту взять верх, но достаточно медленный, чтобы сохранить контроль и принимать осознанные решения.

Также учтите, что то, что может показаться быстрым для вас, может быть медленным и контролируемым для другого. Опытные художники делают это легко, кажется, что они без колебаний наносят краски на холст. Но для них все происходит медленно и контролируемо.

Известный импрессионистический художник Хоакин Соролья был известен своим быстрым стилем в своих картинах Alla Prima. Он однажды сказал о себе, что не может работать медленнее, потому что изображенные моменты имеют такую ускользающую природу, что их нужно обрабатывать быстро.

Хоакин Соролья, мыс Сан-Висенте, 1919

7. Прими непредсказуемость живописи "Алла прима"

Когда ты работаешь в технике "Алла прима", всегда будет присутствовать элемент неопределенности, независимо от того, с каким контролем ты работаешь. Это может быть способ, которым смешиваются цвета на холсте, исчезновение границ в мотиве или более быстрое высыхание некоторых частей работы по сравнению с другими.

Но не забывай, не позволяй этому непредсказуемому элементу сбить тебя с толку. Вместо этого, прими его, потому что именно он часто приводит к приятным сюрпризам в твоей живописи.

Никто не настолько опытен, чтобы точно предсказать результат своего ведения кистью.