Хелен Франкенталер была американской художницей-абстракционисткой, известной своими крупными живописными полотнами и свободным стилем, который она развивала на протяжении своей карьеры. Она родилась в 1928 году в Нью-Йорке и получила свое образование в Беннингтонском колледже.

Франкенталер была одним из центральных персонажей американского экспрессионизма. Ее работы отличались использованием акварели и разбавителя для создания больших, абстрактных форм и красок, которые переплетались и сливались на холсте. Она также была одной из первых художников, которая использовала технику "стейнейниг". Это был процесс, при котором краска наносилась на неподготовленный холст и впитывалась в него, создавая органические и экспрессивные формы.

Влияние Франкенталер на абстрактное искусство было огромным. Ее эксперименты с техниками и материалами вдохновили многих художников. Она также активно участвовала в движении "стайнейнг-лэйн" и была одной из основателей группы The Club, где американские абстракционисты собирались для обсуждения и обмена идеями.

Кроме своей работы в студии, Франкенталер была также преподавателем и влиятельной фигурой в искусствоведческом сообществе. Она проводила лекции и мастер-классы по всему миру и была признана одной из ведущих художественных деятелей своего времени.

Елена Франкенталер была одной из самых влиятельных художниц середины 20-го века. Франкенталер, которая уже в самом начале своей карьеры познакомилась с такими великими художниками, как Джексон Поллок, Франц Клайн и Роберт Мазервелл, была вдохновлена абстрактно-экспрессионистскими методиками живописи, но разработала свою собственную особую методику исполнения.

Она изобрела технику "Soak-Stain", при которой она разбавляла краску терпентином и заливала ее на холст, создавая яркие цветовые переливы, которые казались сливаться с холстом и подавлять любые намеки на трехмерный иллюзионизм.

От ее успеха возникло движение цветового живописи, продвигаемое влиятельным критиком искусства Клементом Гринбергом. Цветовая живопись была олицетворением легких композиций, которые праздновали радости чистого цвета и придавали полотну совершенно новый вид и ощущение.

Позднее в ее художественной деятельности Франкенталер обратилась к другим средствам. Особое значение в ее поздних работах имел гравюра на дереве, в которой она достигала художественного качества и повторяла эффекты своего процесса окрашивания.

Основные идеи о Хелен Франкенталер

Биография Хелен Франкенталер

Детство

Хелен Франкенталер родилась в состоятельной семье на Манхэттене. Ее родители уже с детства заметили и поощрили ее художественные способности, отправив ее в прогрессивные художественные школы. Летом семья часто совершала поездки, и во время этих поездок Франкенталер развивала свою любовь к пейзажу, морю и небу.

Ее отец был судьей Верховного суда штата Нью-Йорк и скончался от рака, когда ей было одиннадцать лет. Потеря сильно повлияла на нее и вызвала у Хелен четырехлетний период печали, во время которого она страдала от сильных мигреневых приступов.

Художественное образование и ранние работы

В пятнадцать лет Франкенталер поступила в долтонскую школу в Нью-Йорке и начала учиться у мексиканского художника Руфино Тамайо.

Когда ей исполнилось шестнадцать лет, она решила стать художницей и поступила в колледж Беннингтон в штате Вермонт, где училась у Пола Фили, который имел основополагающее значение для нескольких выставок абстрактных экспрессионистов.

Художественное созревание

1948 год Франкенталер вернулась в Нью-Йорк. Через два года она познакомилась с известным художественным критиком Клементом Гринбергом на выставке, которую она организовала для выпускниц Беннингтонского колледжа. Они начали личные отношения, которые продолжались несколько лет.

В этот период Гринберг познакомил ее с несколькими ведущими художниками абстрактного экспрессионизма, включая Виллема де Кунинга, Ли Краснер, Джексона Поллока и Франца Клайна. Гринберг также помог Франкенталеру поступить на обучение у Ханса Хофмана в 1950 году.

1952 год был годом прорыва для Франкенталера. После возвращения из путешествия в Новую Шотландию она создала свою картину "Горы и море". В этой работе впервые она использовала свою технику "Смачивание-окрашивание". На большом полу лежащем холсте Франкенталер разбавляла свои масляные краски терпентином и использовала тряпочки для окон, губки и контуры угля, чтобы работать с образующимися пятнами пигмента.

В следующем году (1953) Гринберг привел художников Морриса Луиса и Кеннета Ноланда в студию Франкенталер, чтобы они увидели "Горы и море". Их восторг работой привел к их экспериментам с техникой "Смачивание-окрашивание" Франкенталер и к развитию поля цветов. Луис позже объяснил, что работа Франкенталер связала Поллока с тем, что было возможно.

Захватывающе: Это достижение является замечательным по ряду причин. Во-первых, Франкенталеру было всего 24 года, в то время как Поллоку и де Кунингу было по сорокам и пятидесятникам, и они многие годы боролись за признание. Во-вторых, Франкенталер продолжала использовать разработанную ею методику в следующие годы и находила вдохновение в своей неизменной страсти к пейзажу.

В 1957 году она встретила своего коллегу по искусству Роберта Мазервелла, и на следующий год они вступили в тринадцатилетний брак, который оказал взаимное влияние на их творчество. Поскольку и Мазервелл, и Франкенталер родились в обеспеченных семьях, их союз вызывал ревность в искусствоведческом мире и они были названы "золотой парой".

В 1960-х годах Франкенталер начал использовать акриловые краски вместо масляных. В акриловых работах, таких как Каньон, она реализовала большие мойки светлых цветов, демонстрирующие возможности этого нового материала. В 1964 году ее работы были включены в выставку, составленную Клементом Гринбергом, в Лос-Анджелесском музее искусства. Гринберг идентифицировал этот новый стиль живописи, возникший из абстрактного экспрессионизма, и назвал выставку "Пост-пейнтинговой абстракцией".

Фрэнкенталер начала выставляться за рубежом, например, в 1966 году на Биеннале в Венеции и в 1967 году на Всемирной выставке в Монреале во Всемирном павильоне Соединенных Штатов.

В то же время она начала развивать свои навыки в других художественных средах. В частности, она занималась гравюрой и создавала дереворезы, акватинты и литографии, которые соперничали с ее живописью в изобретательности и красоте.

После разрыва отношений с Мазервеллом в 1971 году Фрэнкенталер отправилась в Юго-Запад США. Две поездки, которые она предприняла в середине 70-х годов, породили работу "Пустынный проход" и несколько других произведений, захватывающих цвета и тональность этого ландшафта.

Поздние работы художницы

В 1980-х и 1990-х годах Франкенталер продолжала заниматься искусством до последних лет своей жизни. Помимо своей работы в живописи и графике, она экспериментировала с различными другими средствами, в том числе скульптурой из глины и стали, а также разрабатывала декорации и костюмы для английского Королевского балета.

Хелен Франкенталер скончалась 27 декабря 2011 года в своем доме в Дариене, штат Коннектикут, США.

Наследие Хелен Франкенталер

Техника Frankenthalers с использованием мочалки привела к созданию полевой живописи и оказала влияние на работы других художников, связанных с этим стилем, таких как Моррис Луис, Кеннет Ноланд и Джулс Олицки. Помимо заметного отказа от абстрактного экспрессионизма первого поколения, полевое искусство часто рассматривается как важный предшественник минимализма 1960-х годов.

Картины Франкенталер и ее коллег-полевых художников отражают теории самого влиятельного спонсора этого движения. Их отсутствие иллюзионистической глубины воплощает то, что Гринберг назвал логическим результатом современной живописи: все большее включение внутреннего качества средства выражения, что для него означало понятие плоскости.

В конце концов движение и идеи Гринберга утратили свою популярность и оказались затонувшими в бурных потоках поп-арт и минимализма.

Известные произведения Хелен Франкенталер

Горы и море, 1952

Это картина является культовым произведением художницы, в котором она впервые сделала прорыв в своем процессе втирания и пропитывания. Несмотря на ее габаритные размеры, это произведение обладает спокойной интимностью.

После возвращения художницы из Новой Шотландии в Канаду, впечатления художницы остаются от окрестностей мыса Брейтон.

Здесь цвет играет новую, первостепенную роль, с промывками розового, синего и зеленого, которые определяют холмы, скалы и воду, их формы набросаны углем.

Увидев работы Франкенталер, включая "Горы и море" и другие работы, выполненные с использованием метода втирания и пропитывания, Моррис Луис и Кеннет Ноланд сразу же приняли этот метод и инициировали течение цветного полотна как одну из самых значительных художественных выражений своего времени.

Каньон, 1965

Топографические особенности ландшафта часто служили вдохновением для абстрактных картин Франкенталер. Каньон отражает изменения в творческом подходе Франкенталер, которые были начаты несколько лет назад, с его яркой красной мойкой, заполняющей большую часть холста.

В то время она начала использовать акриловые краски вместо масляных. Ее полотна большие, но не смелые; абстрактные, но не пустые или свободные; они упорядочены и живые, но одновременно спокойны и мирные.