Фовизм - это художественное движение, которое появилось в начале XX века во Франции. Оно было характеризовано яркими и насыщенными цветами, а также абстрактными формами и выразительными кистевыми штрихами.

Фовисты стремились передать свои эмоции и впечатления от мира в их произведениях. Они отказывались от традиционной цветовой гаммы и техники, предпочитая использовать яркие и необычные цвета, которые выражали их индивидуальное видение.

Одной из ключевых фигур в фовистском движении был Анри Матисс, который использовал яркие краски и экспрессивные формы, чтобы создать живописные произведения, полные энергии и эмоций.

Влияние фовизма распространилось не только на живопись, но и на скульптуру, графику и даже архитектуру. Это движение вдохновило многих художников и стало одним из ключевых моментов в развитии современного искусства.

Фовистские работы часто вызывают смешанные реакции среди зрителей. Некоторые люди находят их яркими и привлекательными, в то время как другие могут считать их эксцентричными и странными. Но несмотря на это, фовизм оставил незабываемый след в истории искусства.

В начале 20-го века мир был свидетелем зарождения современного искусства. В Австрии Густав Климт создал свои мерцающие золотые картины. На Таити эмигрант Поль Гоген поддерживал постимпрессионизм. Во Франции художественная группа основала фовизм – художественное направление, отличающееся экспрессивным подходом к живописи.

В отличие от большинства других великих художественных направлений, фовизм продержался всего несколько лет. Хотя группа существовала лишь ненадолго, ее влияние было огромным.

Чтобы понять, как фовисты повлияли на современное искусство, в этой статье мы рассмотрим возникновение, особенности и последствия фовизма.

Что такое фовизм?

Фовизм - это движение, основанное французскими художниками Анри Матиссом и Андре Дереном. Стиль фовистов характеризуется яркой цветовой палитрой, сильными мазками кисти и упрощенными, часто абстрактными формами.

Как художественное движение, фовизм процветал в Париже и других частях Франции с 1905 по 1910 год.

История

В 1890-х годах Гюстав Моро преподавал нескольким французским художникам, таким как Анри Матисс, Жорж Руо и Альбер Марке, в Парижской Школе изящных искусств. Его глубокое уважение к чистым цветам и нестандартный подход к искусству вдохновили Матисса и его коллег на эксперименты с собственными цветовыми сочетаниями и техниками живописи.

Ученики Моро были не единственными будущими художниками-фовистами, которые исследовали новые границы искусства в то время. Другие, в том числе Андре Дерен и Морис де Вламинк, также экспериментировали с тогдашними ограничениями и возможностями искусства. Они были вдохновлены плоскими композициями Поля Сезанна и «экзотическими» цветами Поля Гогена.

В 1905 году эти авангардные достижения в живописи были выведены на передний план благодаря Salon d'Automne - независимой художественной выставке в Париже. Здесь Матисс, Дерен, Де Вламинк и другие художники представили свое неповторимое искусство, на которое критики смотрели с презрением. Самым известным критиком был Луи Воссельс, который прозвал художников «ле Фов».

Несмотря на то, что этот термин должен был унизить художественный стиль и его приверженцев, художники приняли этот термин и продолжали использовать его до конца движения в 1910 году как официальное название.

Особенности фовизма

Яркие цвета

Самая характерная особенность, связанная с фовизмом, - это яркое и смелое использование цвета. Крупная картина Матисса "Радость жизни" иллюстрирует это стремление.

Несмотря на то, что сцена происходит в естественной среде, Матисс отказался от нейтральных оттенков в пользу калейдоскопической цветовой гаммы. Он изобразил фигуры в радуге оттенков, рядом с апельсиновыми деревьями, синей травой и розовым небом.

Неуконтролируемая подача кисти

Фовисты не стремились к реализму в своей манере нанесения краски. Впервые введенные импрессионистами и адаптированные постимпрессионистскими художниками, их картины доминировали мощными, живописными мазками кисти.

Однако то, что отличает подход фовистов, - это само смешение цвета.

Вместо того чтобы наносить свои масляные краски с палитры, фовисты часто наносили краску непосредственно на холст. Также они использовали новые цвета, нанося их маленькими, плотно расположенными штрихами, вместо смешивания пигментов между собой.

Упрощенные формы

Вдохновляясь Поль Сезанном, фовисты экспериментировали с абстракцией. Вместо того чтобы изображать формы так, как они выглядят в реальной жизни, они предпочитали изображать их в виде упрощенных форм.

Вдохновленные Кезаном, они играли с перспективой и искажали плоскость картины, что приводило к созданию плоских композиций, где цвет и мазок растягивались за пределы пространственной глубины изображения.

Послефовизм

Для многих художников фовизм стал этапом перехода. После его завершения в 1910 году эти художники использовали свой опыт фовизма, чтобы начать новые проекты и творить в новых направлениях искусства.

Вырезки

В начале 20-го века между Матиссом и Пабло Пикассо возникла конкуренция. Оба художника стремились быть во главе модернизма и пытались выделиться своим передовым искусством.

Пикассо был известен своим постоянно меняющимся стилем и создавал постоянно новые произведения. Чтобы быть в курсе событий, Матиссу также пришлось развиваться.

Однако следы фовизма видны во всем его творчестве - не в последнюю очередь в его вырезанных работах. Эти картины нарисованные на бумаге, появившиеся в конце 1940-х годов, отсылают к цветовому воздействию фовизма.

Также абстрактные формы и силуэты этих вырезанных бумажных арок напоминают о простоте фовистских форм.

Приношение дань Цезану

В отличие от Матисса, который использовал яркую палитру красок на протяжении всей своей карьеры, некоторые из его коллег решили исследовать земляные оттенки.

Это интерес к более нейтральной палитре особенно явно проявляется в послефовистических работах Андре Дерена и Мориса де Вламинка, которые были вдохновлены пейзажами Сезанна.

Цветовое обращение Сезанна - не единственная черта, заимствованная от этих художников после 1910 года. Многие из них заменили потоковые формы фовизма геометрическим подходом Сезанна. Это особенно явно проявляется в кубизме.

Кубизм

Помимо Пабло Пикассо, совместное происхождение кубизма приписывается французскому художнику Жоржу Браку, стилю, отличающемуся фрагментацией мотива. Хотя Брак сегодня преимущественно связывается с этим движением, он также работал в стиле фовизма с 1905 по 1907 год, когда возник кубизм.

Опыт Брака в качестве фовиста несомненно повлиял на его последующую работу как кубиста. Подобно его фовистским произведениям, его кубистские работы разделены на плоские цветовые пластины. Хотя его более ранняя палитра более яркая, оба стиля проявляют интерес к изобретению этой новой перспективы.

Современное искусство

Сегодня многие художники уделяют особое внимание этому вековому движению. От флуоресцентных портретов Тода Джеймса до многоцветных пейзажей Марселя Мули, эти произведения передают неукротимые мазки кисти и яркие цвета фовистов в современной обстановке.

Интерпретируя и осуществляя этот стиль заново, современные художники демонстрируют его многосторонность и подтверждают его место как одно из важнейших современных художественных направлений.