Файюмские портреты, изображающие реалистичные лица античных египтян, являются одним из уникальных проявлений искусства и культуры римского периода в Египте. Эти портреты были созданы во II веке до нашей эры и были внедрены в мумифицированные тела умерших. Они служили своего рода "визуальным памятником" и представляли собой уникальное сочетание египетской и римской искусственной традиции.

Особенностью файюмских портретов является их реалистичность и естественность. Художники стремились передать все детали внешности человека: морщины, складки кожи, выразительность глаз и особенности прически. В результате получались портреты, которые словно оживали на переднике мумии, создавая иллюзию присутствия самого изображаемого.

Интересно, что файюмские портреты отражали и социальный статус человека, чье лицо было изображено. Богатые и высокопоставленные египтяне могли позволить себе заказать портреты профессиональным художникам, используя дорогие материалы и драгоценные краски. Таким образом, портреты становились своего рода показателем престижа и достатка их владельца.

В настоящее время файюмские портреты представляют собой ценный источник информации о культуре и искусстве древнего Египта. Сотни этих портретов были найдены в различных археологических раскопках в Египте и за пределами его территории, что свидетельствует о широком распространении этого феномена в римской эпохе. Они являются не только произведениями искусства, но и своего рода "окном в прошлое", позволяющим нам погрузиться в мир и жизнь старинных египтян.

Римское влияние на Египет

После поражения Марка Антония и Клеопатры Октавианом в 30 году до н.э. Египет стал провинцией Римской империи. Римляне затопили свою новую африканскую территорию и хорошо влились в существующую культуру.

Римляне оказали огромное влияние на бывшую египетскую империю, что до сих пор заметно. Прежде всего, включение греко-римского стиля в египетские ритуалы смерти делает этот процесс заметным.

Смешение египетской и римской культур

Египтяне продолжали активно изучать смерть и загробную жизнь, что было тесно связано с их религией, политикой и повседневной жизнью.

Великие пирамиды Гизы, которые считаются одним из семи чудес древности, являются массивными мавзолеями, построенными для нескольких бывших фараонов Египта. На головы мумий надевались роскошные золотые маски, украшенные драгоценными камнями, чтобы вечно почитать образы лиц под ними.

Римляне также имели собственные обряды похорон, хотя они были далеко не такие экстравагантные и долговечные. После смерти гражданина часто устраивался процессия, в которой выступали пантомимы и танцоры в роли предков умершего. Само тело было нести по улицам на подставке. Затем бездыханный останки сжигали.

Во втором веке н.э., после завоевания Римом Египта, похороны стали все более распространенными.

Файумские портреты в качестве посмертных масок

В то время на их табуретках были представлены тщательно выполненные портреты умерших. Практика захоронения в саркофаге и создание изображения, которое должно было быть размещено над головой умершего, была заимствована из Египта, а древние техники живописи были приняты у римлян, которые, в свою очередь, заимствовали их у греков.

Энкаустика - это средство из пигмента и пчелиного воска. Большинство египетско-римских масок умерших были сделаны из такой энкаустики. Стиль живописи, в котором лица изображены реалистично, существовал уже с классической эпохи в греческом искусстве (4-5 век до н.э.).

Если маски не были нарисованы энкаустикой, художники использовали темперу, чтобы нарисовать тонкие черты лица.

Файумские портреты датируются периодом между 1 веком до н.э. и 1 веком н.э. Более 900 отделанных энкаустика и акварелью портретов до сих пор сохранились.

Особенно уникальны глаза файлских портретов, с большими, круглыми зрачками и пышными веками. Они светятся светом, указывающим на жизнь, оставленную за масками, и придают мрачную строгость каждому портрету.

Хотя их часто называют портретами фаюмского времени - региона Египта, где когда-то находился храм фараона Аменемхета III, эти портреты происходят из разных мест по всему Египту. Есть свидетельства того, что многие мумии, найденные в этом районе, происходят из всей провинции, что указывает на то, что римляне там широко смешали местную культуру со своими собственными практиками. Однако наибольшая коллекция таких портретов все же родом из региона Файюм.

Египетско-римские "потусторонние маски" намного более натуралистичны, чем все, что можно было видеть в западном мире по крайней мере в следующие 600 лет, если не более.