Одной из самых значимых скульптур всех времен, воплощающей эстетику Высокого Возрождения, является Давид Микеланджело.

Библейский герой Давид сражается с Голиафом - точная аналогия для флорентийского города-государства, который в то время страдал от мощных соперников.

Мраморная скульптура стояла перед палаццо Веккио, ратушей Флоренции, до 1873 года. Открыта 8 сентября 1504 года, впечатление от этого шедевра ренессансного искусства было ошеломительным. Флоренция никогда раньше не испытывала такого восторга, и Давид Микеланджело до сих пор остается иконой.

Здесь ты узнаешь все о происхождении и значении впечатляющей ренессансной скульптуры.

История Давида Микеланджело

Истоки алттестаментной скульптуры Микеланджело уходят в 1464 год, когда руководство собора поручило флорентийскому скульптору Агостино ди Дуччо создание скульптуры Давида.

Блок из каррарского мрамора был доставлен из карьера на севере Тосканы. Агостино ди Дуччо, который, по некоторым утверждениям, работал под руководством Донателло, смог отделать лишь небольшие части мрамора, прежде чем из неизвестных причин отказался от проекта после смерти Донателло.

Десять лет спустя скульптор Антонио Росселлино также по аналогичным причинам отказался от проекта.

После этого огромный мраморный блок хранился на дворе мастерской собора более 20 лет.

В 1500 году домканцлеры отчаянно искали скульптора, способного превратить запущенный мраморный блок в скульптуру, достойную стоять рядом с другими библейскими статуями, которые они планировали установить вдоль крыши восточной части здания собора.

Основной проблемой было то, что из относительно узкого, 5-метрового каменного блока нужно было вырезать впечатляющую человеческую фигуру. Рассматривались несколько художников, в том числе Леонардо да Винчи, но предпочтение отдали 26-летнему Микеланджело.

Выбор места установки

Конечная статуя была завершена в январе 1504 года и весила более 6 тонн, что оказалось слишком тяжелым для того, чтобы поднять ее на крышу собора.

Был созыв комитета из тридцати проминентных граждан для принятия решения о новом местоположении.

Предлагались два варианта:

Победил второй вариант.

Итак, в июне 1504 года статуя была постепенно перемещена перед входом в палаццо Веккио, где она заменила героическую бронзовую статую Юдифь и Олоферна Донателло.

Там Микеланджело Давид остался до 1873 года, когда скульптура была перемещена в близлежащую Галерею дельл'Аккадемия ди Фиренце, где она в настоящее время находится.

В 1910 году на Пьяцца делла Синьория была установлена копия в исходном месте.

Последний раз на один день в ноябре 2010 года на крыше собора Флоренции была установлена стеклопластиковая копия, чтобы показать, как бы выглядела статуя, если бы ее установили на ее предполагаемом месте.

Интерпретация Давида Микеланджело

Тема статуи Микеланджело не была новой. Библейская история победы молодого Давида над великаном Голиафом была популярной темой в искусстве эпохи Возрождения.

В 1443 году Донателло создал свою знаменитую бронзовую статую Давида. История Давида также была истолкована Андреа дель Верроккьо. Однако оба художника изображали Давида после схватки с отрубленной головой его противника. Микеланджело же намеренно изобразил его перед битвой с Голиафом.

Вместо расслабленного и уверенного после победы, Давид Микеланджело кажется напряженным и готовым к битве. Его лоб складочный, мышцы шеи напряжены, также как и мышцы его носа и губ. Его взгляд устремлен вдаль.

Он небрежно носит пращу через плечо. Это сочетание интенсивного выражения лица и спокойной позы захватывает короткий момент между решением сражаться и самим сражением.

На первый взгляд, Давид Микеланджело - всего лишь интерпретация стоящего героического мужского акта в стиле раннего ренессанса - популярная тема в греческом искусстве высокой классики.

Однако, композиция сложнее и политичнее.

Во-первых, Микеланджело отказывается от обычного кровавого меча и отрубленной головы, чтобы подчеркнуть духовную, а не физическую природу победы Давида. Это, так же как и размещение статуи рядом с центром флорентийского правительства, явно политическое заявление.

Микеланджело хочет показать, что личность Давида является ключевым фактором его победы. Подобно самому городу Флоренции, Давид обладает сильной волей и готов бороться до конца.

Композиция Микеланджело Давида

В ходе своей работы молодой мастер совершил серьезную ошибку. Он забыл о том, что только взрослые модели должны настраиваться на размер жизни и более.

Тем не менее, он выбрал молодого юношу как модель, который еще не полностью сформировался. Поэтому фигура имеет определенное неопределенность, что противоречит ее колоссальному масштабу.

Поза скульптуры очень проста. Учитывая размеры блока, движущаяся поза или резкий жест могли бы нарушить композицию. Возможно, состояние работы, когда Микеланджело получил каменный блок, не предоставило ему достаточного пространства для более захватывающего оформления скульптуры.

Дэвид стоит на правой ноге и расслабленно держит другую ногу. Это классическое контрапостное положение позволяет его бедрам и плечам покоиться в противоположных углах, что придает его верхней части тела легкую изгиб.

С легким наклоном левой ноги вперед, молодой герой опускает правую руку наполовину на бедро, в то время как левая рука согнута на уровне плеча.

С смелым взглядом, но задумчивым выражением лица, он ожидает своего противника Голиафа, в то время как, как положено настоящему флорентийцу, спокойно рассчитывает шансы на поединок и готовится к атаке.

Пропорции статуи не соответствуют обычным натуралистическим изображениям Микеланджело. Фигура Дэвида, например, имеет чрезмерно большую голову и руки.

Эти огромные размеры, возможно, были осознанно запланированы так, чтобы они были видны с их предназначенного места на крыше собора во Флоренции.

Особенно впечатляла массивность этой статуи для зрителей, включая художественных современников Микеланджело. Это первая самостоятельная памятная статуя с древнеримского времени.

Знаменитый маньеристский художник и биограф Джорджо Вазари считал, что это произведение превосходит все античные и современные статуи в истории скульптуры.