Импрессионизм - самое известное художественное направление в истории французского искусства.

Импрессионизм, вероятно, является самым известным французским художественным направлением в долгой истории искусства в стране. Само название "Импрессионизм" было придумано французским художественным критиком Луи Леруа после его посещения первой выставки импрессионистов в 1874 году, где он увидел картину Импрессия: Восход солнца Клода Моне.

Всего в период с 1874 по 1882 годы импрессионисты организовали семь выставок, все в Париже.

Обзор: Импрессионизм вкратце

Особенности импрессионизма

Оригинальное произведение искусства: Клод Моне, Импрессия, Восход солнца, 1872 год.

Корни импрессионизма уходят в натурализм Камиля Коро и пленэрную живопись Школы Барбизон в начале 19 века под руководством Теодора Руссо.

Использование художниками импрессионистами в 1860-х, 1870-х и 1880-х годах выработанных стилевых приемов охарактеризовано некоторыми особенностями. Вот основные характеристики импрессионизма в обзоре:

Свободный почерк кисти в сочетании с ненатуралистическим использованием цвета и нетрадиционной композицией придали движению революционное достоинство и стилистически подготовили почву для экспрессионизма и фовизма.

Происхождение и намерения

В 1860-х годах художники, такие как Эдуар Мане со своими инновационными техниками и мотивами, ставили под сомнение академические нормы. Неконвенциональный подход Мане и его отвержение традиционных сюжетов подготовили почву для разрыва с академическими конвенциями.

В то же время начала формироваться группа единомышленников. Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Эдгар Дега и Берта Морисо составляли основу будущего импрессионистического художественного движения. Эти художники разделяли разочарование в ограничениях, навязываемых им традиционным миром искусства.

В 1863 году состоялся Салон отказников, который предоставил площадку для произведений, отклоненных официальным Парижским салоном, включая работы Мане. Это событие стало поворотным моментом, подчеркнувшим, что художники, не соответствующие академическим нормам, должны идти альтернативными путями.

В 1872 году был сформулирован термин "импрессионизм", когда Луи Леруа раскритиковал картину Моне "Импрессия, восход солнца". Несмотря на негативную коннотацию, художники присвоили этот термин и он стал символом их инновационного подхода к живописи.

Первая самостоятельная выставка импрессионистов состоялась в 1874 году в Париже, в ателье фотографа Надара. На выставке были представлены работы Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Моризо и других художников. Выставленные произведения сосредоточились на современной жизни, пейзажах и сценах, созданных "на свежем воздухе".

Финансовые трудности импрессионистов заставили их организовывать групповые выставки независимо друг от друга. Несмотря на финансовые трудности, группа сохраняла сильное чувство солидарности и стремилась оспаривать художественные нормы и поощрять индивидуальное выражение.

На последующих выставках импрессионистов в конце 1870-х и начале 1880-х годов приняли участие другие художники, в том числе Мэри Кассат и Поль Сезанн. Эти выставки продолжали демонстрировать многообразие художественных стилей в рамках данного движения.

Исходная группа импрессионистов начала разделяться в своих стилевых подходах в 1880-х годах. В то время как некоторые придерживались первоначальных принципов движения, другие обратились к новым путям, способствуя формированию постимпрессионистического стиля.

С течением времени движение импрессионизма приобрело признание и акцепт. Художники, такие как Моне, Ренуар и Дега, стали праздноваться личностями, чей влияние распространялось на вселенское искусство. Наследие движения импрессионизма продолжало расти даже после их смерти, и художники были признаны великими фигурами в истории искусства.

Клод Моне, отрывки из его серии "Кафедральный собор в Руане"

Так как вся фокусировка в импрессионистской живописи сосредоточена на восприятии определенного момента, было естественным, что импрессионисты целенаправленно искали временные эффекты.

В одной из картин Моне "Вход в станцию Сент-Лазарь" самые захватывающие особенности не в железнодорожном мосту и здании позади него, а в пареющих под мостом пара и локомотиве, которые специально были размещены слева, чтобы создать впечатление, что они уходят из картины.

Клод Моне, вход в вокзал Санкт-Лазар, 1877 год

Особые моменты, выбранные Моне, Писсаро и Сислеем, являются основной идеей их пейзажей, где всегда ощущается время суток, время года, точность солнечного света или плотность атмосферы.

Выдающиеся художники импрессионизма

Клод Моне

Одним из непременных элементов импрессионизма является Клод Моне, который стал главным представителем искусства этого направления.

Своей творческой манерой Моне продолжил и развил концепцию импрессионизма, поддерживаясь советами и влиянием побережных импрессионистов, в частности, Эжена Будена. В своих работах Моне стремился к абсолютной объективности.

Если в течение четверти часа природа отклонялась от обычных рамок, то Моне безоговорочно следовал за ней в бездонный омут безвкусицы.

Его собственное чувство гармонии цвета порой вызывало сожаление. Однако он обладал большим знанием пленэрной живописи и внес значительный вклад в развитие ландшафтной живописи в импрессионистском художественном движении.

Камиль Писсарро

Камиль Писсарро был самым продуктивным художником группы и единственным, кто принимал участие во всех импрессионистических выставках.

Как бессменный анархист он почти не зарабатывал деньги, а его эмоциональная привязанность к определенным цветам и сценам заставляла его изменить своё беспощадное, объективное отношение к живописи, в отличие от Моне.

Альфред Сислей

Альфред Сислей, вид канала Сен-Мартен в Париже, 1870 год.

В отличие от этого, одиночка Альфред Сислей вел буржуазный образ жизни и мог начать жить на искусство только в среднем возрасте.

Он был таким же хорошим наблюдателем, как и Моне, но его спектр был уже: он ограничивался фиксацией «обычных» световых условий. Эти три художника - Моне, Писсарро и Сислей - составляли основной отряд импрессионистической пейзажной живописи.

Эдуард Мане

Эдуар Мане, Олимпия, 1863 год

Мане (1832-1883) был уважаем художниками-импрессионистами. Он стал ключевой фигурой французского реализма, прежде чем приблизиться к принципам импрессионизма.

До него, возможно, только Веласкес был художником, который так хорошо контролировал свой темперамент, что Мане, в знак уважения к Веласкесу, нарисовал свою известную "Олимпию".

Он понимал влияние света, но, за исключением его поздних набросков на открытом воздухе, он не использовал "диалеистическую" технику, которую позднее Моне попытался использовать для создания динамики света.

Эдгар Дега

Эдгар Дега, "Урок танца", 1874 год

Дега (1834-1917) не особо интересовался эффектами света, но его увлекали неожиданные жесты повседневности. Его глаза мгновенно запечатлевали такие жесты, придавая им дополнительную натуралистичность.

Камера не может выбирать изображение. Она просто фиксирует часть того, что находится перед ней, и вырезает его, как кусок пирога. У неё нет преграды, чтобы прямо проникнуть сквозь объект; у неё нет чувства равновесия, ни симметрии. Из этого случайного обращения Дега разработал новую систему композиции. Он создаёт впечатление моментального снимка, небрежного и случайного, но, тем не менее, его дизайн ничего не оставляет наобум.

Дега понимал, как создавать тонкое искусство, которое выглядит естественно и непринужденно. Его персонажи казались такими, будто бы их не заметили, не застывших на полпути своего жеста.

Уолтер Сикерт

Самым талантливым последователем Дега был англичанин Уолтер Сикерт, который, не обладая ястребиным порывом Дега, видел жизнь таким же образом. Дега с некоторым разочарованием воспринимал жесты повседневности; Сикерт делал это с неким художественным улыбкой.

Дега был на два года моложе Мане и происходил из того же социального окружения. Оба художника, оба городские люди, стали друзьями и посещали одни и те же круги в парижском обществе. Дега, пожалуй, был самым многогранным художником из всех основателей импрессионистского искусства: сначала он ненавидел пленэрное живопись и предпочитал работать в своей мастерской, где он продемонстрировал удивительное разнообразие в рисовании, акварели, пастели и скульптуре.

Поль Сезанн

Поль Сезанн, "Игроки в карты", 1894–1895 гг., Музей д'Орсе, Париж

Еще одним художником, происходившим из богатой семьи, был Поль Сезанн (1839-1906), сын банкира из Экса. Из-за своей скромности и южного, деревенского образа жизни у него были проблемы в парижском высшем обществе. Когда в 1895 году он провел большую выставку в Париже, это было первое его выставочное участие в городе за последние 20 лет.

Огюст Ренуар

Огюст Ренуар (1841-1919), выходец из очень бедной семьи, должен был буквально голодать, чтобы достичь успеха как художник. Он получил поддержку от Нарсисса Диаза, одного из основателей школы Барбизон, и тесно сотрудничал с Моне над пейзажами, прежде чем заняться работой в студии с портретной и фигуративной живописью.

Несмотря на прежние сходства, искусство Ренуара отличалось от искусства Моне. Ему действительно не было дела до мимолетных моментов или мимолетных изображений света. Солнечный свет Ренуара всегда постоянен, даже его женские акты вечны. Это женщины, которые видятся так, как ребенок мог бы видеть свою мать: мягкие, сияющие и вечные. В этом смысле можно сказать, что Ренуар скорее является частью основного течения, чем революционного импрессионизма.

Известные картины импрессионизма

Ниже приведен список выдающихся картин импрессионизма: