Густав Климт был австрийским художником, одним из самых известных представителей модернизма и символизма. Он родился в 1862 году в Вене и начал свою художественную карьеру в студии своего отца.

Климт известен своими портретами, которые отражают его уникальный стиль и чувственность. В его работах можно увидеть смелые композиции, роскошные декоративные элементы и использование золотой фольги, что придает картинам особую глубину и роскошь.

Он также был одним из основателей Венской секессии - группы художников, занимавшихся промышленным искусством и пропагандирующих новаторские идеи в искусстве.

Климт создал некоторые из наиболее признанных произведений искусства, таких как "Поцелуй", "Жадность" и "Дерево Жизни". Его работы были вдохновлены мифологией, символами сексуальности и жизни, а также его собственным эмоциональным внутренним миром.

Помимо своих художественных достижений, Климт оставил значительное художественное наследие, которое продолжает влиять на современное искусство. Его работы вызывают восхищение своей экспрессивностью и уникальной эстетикой.

Густав Климт был одним из самых инновационных, но и спорных художников конца 19 и начала 20 века в Вене.

Являясь одним из основателей Венской секции, он преследовал очень личный, эротический и эмоциональный стиль живописи. В области декоративного и изобразительного искусства Климт создал уникальные произведения, которые исследуют человеческую идентичность.

Содержание

Основные идеи о Климте

Биография Густава Климта

В следующем разделе вы найдете биографию Густава Климта, разделенную на детство, художественное образование и первые работы, среднюю и позднюю творчество.

Затем вы узнаете, какие художники и художественные направления повлияли на творчество Густава Климта.

Детство

Густав Климт родился 14 июля 1862 года в семье золототисца Эрнста Климта, родившегося в Чехии, и подающей надежды, но неудавшейся актрисы мюзикла Анны Финстер. Густав был вторым из семи детей, выросших в маленьком пригороде Баумгартен на юго-западе Вены.

Семья Климт жила в нищете, так как в первые годы Австро-Венгерской империи было трудно найти работу, что во многом было обусловлено крахом экономики в 1873 году.

Между 1862 и 1884 годами, семья неоднократно переезжала, живя в не менее чем пяти разных адресах и всегда искала более дешевые жилье. Помимо финансовых трудностей, семья также пережила трагедию в своих стенах. В 1874 году умерла младшая сестра Климта в пятилетнем возрасте после продолжительной болезни. Не долго спустя его сестра Клара пережила нервный срыв.

Уже в юности Густав и его братья Эрнст и Георг проявили заметные художественные способности. Густав был отмечен учителями как исключительный рисовальщик во время посещения средней школы.

В октябре 1876 года, когда ему было четырнадцать лет, один из родственников побудил его попытать счастья на экзамене в художественное училище, который он с отличием сдал. Позднее он заявил, что намеревался стать художником и получить учительскую должность в школе.

Климт начал свое формальное образование в Вене, когда город находился в периоде перемен. В 1858 году император Франц Иосиф I приказал разрушить остатки старого средневекового городского рова, окружавшего центр, и оставил огромное круглое пространство, которое было переделано в ряд широких бульваров, известных как Рингштрассе.

В течение следующих тридцати лет по Кольцевой улице были посажены деревья, и были построены большие буржуазные многоквартирные дома, а также казенные учреждения и городские учреждения, включая театры, художественные музеи, Венский университет и здание Австрийского парламента.

С вновь построенной городской железной дорогой, введением электрических уличных фонарей и перенаправлением Дуная началась золотая эра промышленности, исследований и науки в Вене, поддерживаемая современным расцветом.

Однако в Вене еще не было революционного духа искусства.

Образование и ранний успех

Учебный план и методы обучения в Школе прикладного искусства были достаточно устаревшими для своего времени, однако Климт никогда не ставил их под сомнение.

В течение своего интенсивного художественного обучения ему было поручено копировать декорации, эскизы и гипсовые отливки классических скульптур с максимальной точностью. Только после того, как он успешно справился с этим заданием, ему было разрешено рисовать фигуры из повседневной жизни.

С самого начала Климт впечатлил своих преподавателей и вскоре перешел в специализированный класс по живописи, где он проявил свой талант в работе с фигурами и использовании различных инструментов.

Обучение молодого художника включало также интенсивное изучение произведений Тициана и Питера Пауля Рубенса. Климт также имел доступ к коллекции картин венского Кунстхисторического музея, где он изучал работы испанского мастера Диего Веласкеса и развивал неизмеримое восхищение к его творчеству, которое он позднее назвал важным вдохновением и влиянием на своё собственное искусство.

Также Климт очень ценил Ханса Макарта и его технику работы с драматическими световыми эффектами и открытой любовью к театральности и пышности. Во время учебы, по слухам, Климт подкупил одного из помощников Макарта, чтобы попасть в его ателье и изучить последние работы художника.

Почти перед окончанием обучения в художественной школе, к усилиям Густава присоединился его младший брат Эрнст и еще один молодой художник по имени Франц Матш. Климт и Матш окончили свое образование в 1883 году и сняли вместе большую мастерскую в Вене. Несмотря на этот шаг и ранний успех, Густав Климт оставался жить с родителями вначале.

Климт и Матш вскоре стали востребованными художниками города. Среди их заказчиков были известные архитекторы и общественные деятели. Уже в 1880 году Климта и Матша были рекомендованы их преподавателем Фердинандом Лауфбергером для выполнения заказа на четыре картины для архитектурного бюро в Вене.

Несмотря на спрос, оплата услуг Климта и Матша не была особо прибыльной. Когда Густав Климт, его брат Эрнст и Матш получили заказ на украшение великолепной лестницы нового Бургтеатра, они обнаружили, что их комиссия не покроет даже расходы на найм моделей, поэтому они привлекли друзей и семью к выполнению этих задач. Сегодня можно увидеть сестер Климт - Гермину и Йоханну, а также трех художников среди зрителей в Шекспировском театре, в то время как их брат Георг играет умирающего Ромео.

Густав Климт, Шекспировский глобус-театр, 1886-87, Бургтеатр Вена

Художественная зрелость и средний период творчества

К концу 1892 года умерли как отец Густава, так и его младший брат Эрнст. Эти смерти глубоко потрясли Густава, который теперь должен был финансово обеспечить свою мать, сестер, вдову брата и свою маленькую дочь.

У вдовы брата, Хелены Флеге, и ее семьи был дом как в городе, так и за городом, где Климт часто бывал в гостях. Климт вскоре начал тесное дружеское общение с сестрой Хелены, Эмилией Флеге, которая продержалась на протяжении всей его жизни и стала основой для одного из его самых известных портретов.

После смерти своих родственников Климт замедлил свой темп работы. Художник также начал подвергать сомнению конвенции академической живописи, что привело к пропасти между Климтом и его давним партнером Мацхем. В 1893 году художнический совет министерства образования обратился к Мацху с заказом на украшение потолка нового здания Большого зала Университета Вены. Климт, наконец, присоединился к проекту, при этом эта совместная работа стала последней между двумя мужчинами.

Климту было поручено создать три большие потолочные картины для Большого зала Университета, которые стали известны как Факультетские картины Венского Университета.

К удивлению заказчиков, Климт решил использовать очень орнаментальную, трудно истолковываемую символику, что привело к явному изменению его отношения к живописи и искусству в общем.

"Философия, медицина, юриспруденция" - так можно описать три картины Климта, созданные для университета.

Картины, созданные для университета, вызвали значительные споры, особенно из-за обнаженности некоторых персонажей и обвинений в неясности содержания.

Картины для университета так и не были установлены, после чего Густав Климт решил больше не принимать публичные заказы.

Основание Венской секции

Работа Климта над картинами для Венского университета совпала с более обширным расколом в венской художественной среде.

В 1897 году он, вместе с несколькими другими современными художниками, отказался от членства в Кунстхаузе, ведущем художественном объединении Вены, в котором он состоял с 1891 года. Кунстхауз был главным местом выставок современного искусства в городе, и Климт и его товарищи по модернизму жаловались на то, что им отказывают в тех же привилегиях. Они утверждали, что Кунстхауз отказывается выставлять их прогрессивные работы, так как считает, что более консервативные произведения имеют больший коммерческий потенциал.

Современное художественное сообщество немедленно объединилось для создания Венской секции в 1897 году. Кроме Климта, к группе присоединились Иосиф Хоффман и Йозеф Мария Обрих. Климт был назначен первым председателем Секции.

Основные принципы Сецессии были следующими:

Сецессия быстро утвердилась в художественной среде города благодаря ряду выставок, в организации которых активное участие принимал Климт. Многие из них представляли работы иностранных художников, являвшихся соответствующими членами сообщества. Выставки вызвали большой интерес у публики и удивительно малое сопротивление, так как венчане имели очень мало или вообще не имели дела с современным искусством.

Примечание: В 1902 году члены Сецессии провели свою 14-ю выставку в честь композитора Людвига ван Бетховена, для которой Климт написал свою известную Партию Бетховена.

Хотя сецессия посвящена идее Gesamtkunstwerk, она стремилась превзойти искусство за пределами коммерческих интересов. Для ее членов, в основном декоративных художников, это было проблематично, так как их работа требовала коммерческого спроса при проектировании предметов потребления.

В 1903 году двое известных участников сецессии, Йозеф Хоффманн и Коломан Мозер, основали новую организацию Wiener Werkstatte, которая должна была посвятить себя развитию и созданию прикладного искусства и архитектуры.

Климт, близкий к Хоффману и Мозеру, потом работал над несколькими проектами Werkstatte, в частности, над монументальной фреской Штоклет для палаццо Штоклет в Брюсселе.

Выход Климта из Секессии

В 1905 году Густав Климт и его товарищи покинули Венскую Секессию, так как не смогли договориться о сотрудничестве группы с местными галереями, которое в Вене прошло неудачно, и о способе продажи своего искусства. Несмотря на наличие своей собственной выставочной площади, Сецессионисты все еще страдали от отсутствия систематического места для финализации продаж своих произведений.

Группа вокруг Климта предложила, чтобы Секессия купила галерею Митке, но в голосовании проиграла с одним голосом, так как оппозиция хотела полностью отделить Секессию от коммерческих интересов.

Отказ группы Климта от Секессии разорвал связи с самыми известными международными членами группы. Тем не менее, оставшиеся члены несколько раз переосмыслили себя в последующие годы и теперь являются единственной австрийской художественной группой, которая все еще посвящена продвижению современного искусства.

Поздний период

В период с 1898 по 1908 годы, во время работы в Секессии и в комиссиях для университета, стиль Климта достиг своей полной зрелости. В эти годы были созданы несколько его самых известных произведений, которые сегодня вместе олицетворяют его "Золотой период", так названный в основном из-за обширного использования золотой фольги.

Среди этих картин можно выделить следующие:

Несмотря на сегодняшнее уважение, которое сейчас пользуется Блох-Бауэр I., раньше поддержка была не всегда такой щедрой: один критик пошутил, когда он впервые увидел Блох-Бауэр I., что это "скорее блестящая латунь, чем блестящий блест".

Густав Климт, Адель Блох-Бауэр, 1907

Юмористически: Если Климт не любил отзывы на свои картины, то, возможно, он был рад, что критики никогда не видели его скетчбуки. Он утверждал, что кошачья моча - лучший фиксатив, поэтому часто наносил ее на свои скетчбуки, чтобы делать свои эскизы стойкими.

В последние годы жизни Климт провел большую часть времени в своей студии, в своем саду в Вене и в загородном доме семьи Флёге, где он и Эмили много времени проводили вместе. Хотя, несомненно, существовало романтическое привязанность между ними, обычно считается, что они никогда не поддавались физическим желаниям.

Во время этого лета Климт создал множество своих захватывающих пейзажей, которые он рисовал на открытом воздухе. Несколько раз он запечатлел виды с лодки или с открытого поля.

У Климта было две предпочтения: живопись и женщины. Личная жизнь Климта стала очень спекулятивной темой для критиков и историков, особенно в свете множества женских портретов Климта и молчаливости художника о своих отношениях. В то время как многие сообщают о близких связях Климта, другие сомневаются в наличии любовных связей между Густавом Климтом и его моделями из-за отсутствия однозначных доказательств.

В то время, как Климт в последние годы не менял свою тему, его живописный стиль претерпел значительные изменения. Художник в значительной степени отказался от использования золота и серебра, а также от использования украшений в общем, и начал использовать нежные комбинации цветов, таких как сирень, коралловый, лососевый и желтый.

В течение этого периода Климт также создал удивительное количество рисунков и студий, которые до сих пор редко показываются, так как их содержание является слишком эротичным. В то же время, многие из поздних портретов Климта были похвалены за повышенное восприятие характера художником и предполагаемый новый интерес к языку изображения. Эти особенности особенно ярко проявляются в Адель Блох-Бауэр II из 1912 года.

11 января 1918 года Климт перенес инсульт, который парализовал его с правой стороны. Бедствующий и лишенный возможности рисовать, Климт отчаялся, после чего заболел испанкой гриппом. 6 февраля 1918 года австрийский художник скончался, став одним из самых известных жертв волны гриппа.

Также в том же году от испанки гриппа скончался Эгон Шиле. До своей смерти различные течения современного искусства, в том числе кубизм, футуризм, дадаизм и конструктивизм, привлекли внимание европейцев. Творчество Климта на протяжении последующих лет рассматривалось как часть ушедшей эпохи в живописи, которая всё ещё фокусируется на человеческих и природных формах, а не на полной абстракции реальности.

Художественное наследие

Густав Климт никогда не вступал в брак, нарисовал всего один портрет себя и никогда не утверждал, что художественная индустрия нуждается в перемене. Климт не много путешествовал, но покинул Австрию на некоторое время, совершив несколько поездок по Европе.

Секцессия, которую он основал, стремилась привлечь внимание к современным венским художникам и обратить их взгляд на более обширный мир современного искусства за пределами Австрии. В этом смысле Климт содействовал превращению Вены ведущим центром искусства и культуры в период близкий к началу ХХ века.

Прямое влияние Густава Климта на других художников и последующие движения было довольно ограниченным. Если Климт восхищался Гансом Макартом, но в конечном счете отошел от стиля своего наставника, то молодые венские художники, такие как Эгон Шиле, уже рано восхищались Климтом, чтобы затем продвигаться к еще более абстрактным и экспрессионистским формам живописи. В возрасте 17 лет Шиле обратился к Климту и развил дружбу с мастером, которая сегодня может быть прослежена в нескольких произведениях. Климт представил Шиле множеству галеристов, художников и моделей, включая Валери (Валли) Нейзил, с которой Шиле начал отношения в 1911 году. В 1916 году Нейзил вернулась в Вену, чтобы снова работать моделью для Климта.

Искусствоведы помнят о работах, созданных Эгоном Шиле и Густавом Климтом в 1914 и 1916 годах соответственно. Эти произведения были написаны по портретам богатой меценатши Фридерики Марии Беер-Монти. Поначалу Густав Климт отказался от заказа, потому что Эгон Шиле уже закончил свой портрет дамы, но в конце концов все же согласился.

Ссылки: Эгон Шиле, Фридерике Мария Беер-Монти, 1914 Справа: Густав Климт, Фридерике Мария Беер-Монти, 1916

Есть мнение, что творчество Климта не должно быть включено в канон современного искусства, но его работы выделяются своим сочетанием старого и нового, а также реального и абстрактного. Климт создал свои важнейшие произведения в период экономического расцвета, социальных изменений и внедрения радикальных идей, и эти черты отчетливо прослеживаются в его картинах.

Климт разработал очень личный стиль, и значение многих его работ невозможно полностью расшифровать без знания его личных отношений с изображенными. В связи с тщательной сдержанностью относительно своей личной жизни, значение многих его работ, вероятно, никогда не будет полностью понято. Некоторые из его работ почти непостижимы из-за поразительных композиционных решений. Однако эта факт безусловно способствует значимости Климта, так как его картины постоянно будут окутаны загадкой и будут способствовать бесчисленным толкованиям и интенсивным критическим дебатам.

Кроме того, следует отметить, что Климт был мастером использования различных техник и материалов, что придавало его работам особую глубину и выразительность. Он не боялся экспериментировать и искать новые способы выражения себя. Это позволяло ему создавать уникальные произведения и привлекать внимание публики.

Кроме живописи, Климт также занимался графикой и создавал прекрасные рисунки и гравюры. Эти работы являются отличным примером его мастерства и таланта.

В целом, творчество Климта имеет глубокий эстетический и эмоциональный потенциал. Его картины переносят зрителей в мир мечты и фантазии, заставляя задуматься о множестве жизненных и философских вопросов.

Климт создал бессмертие через дебаты о содержании своих произведений в начале века и тайну своих отношений с портретируемыми.

В 1930-х годах несколько картин Климта попали в коллекции еврейских ценителей искусства. Этот факт, вероятно, в сочетании с выдающимся статусом Климта как современного художника, привел к их конфискации нацистами после 1938 года. В настоящее время исходные владельцы и их наследники, в частности семья Альтманн, которая имела претензии к картина Адели Блох-Бауэр I Климта, подали иски, чтобы вернуть оккупированное искусство в частную собственность. Именно такие события еще больше увеличили известность Климта как художника, что позволило продажам его картин в прошлом достигать рекордных цен.

Известные произведения Густава Климта

Паллас Афина, 1898

У Густава Климта было множество впечатляющих произведений, но одно из наиболее заметных – "Паллас Афина". Это картина, написанная в 1898 году и являющаяся одним из ярких примеров стиля "символизм". В этом произведении Климт изобразил богиню мудрости и искусства – Паллас Афину.

На картинах Густава Климта часто можно заметить использование золотых тонов и декоративных орнаментов. "Паллас Афина" не исключение – картина выделяется своей яркостью и пышностью. Паллас Афина изображена в золотистой одежде и украшенных узорами, в то время как фон оформлен тонкими линиями и геометрическими фигурами.

Одним из интересных особенностей этой картины является использование разных текстур. Климт виртуозно сочетал гладкую поверхность фигур с разнообразными тканями, создавая таким образом игру света и тени. Это придавало изображению дополнительную глубину и выразительность.

"Паллас Афина" – лишь одно из множества произведений Густава Климта, которые оставили огромное влияние на искусство. Его творчество по-прежнему вызывает восторг у зрителей со всего мира и вдохновляет молодых художников на новые высоты.

Описание произведения искусства: Несмотря на то, что Сецессия была известна как группа, члены которой стремились разорвать с художественными традициями, их отношение к прошлому было более сложным, чем просто ориентация на будущее.

Вместе с многими своими коллегами Климт владел глубоким пониманием символического значения мифологических и аллегорических фигур и рассказов из Греции, Рима и других древних культур.

С помощью своих мягких цветов и неопределенных границ между элементами Климт начинает разрушать фигурное в сторону абстракции, которая в полной мере проявит свою силу после его ухода из Сецессии.

Бетховенфриз, 1902 год

Описание художественного произведения: Климт создал "Бетховенфриз" для 14-й выставки Сецессии в 1902 году и посвятил его одноименному композитору, который долго проживал в Вене.

Это монументальное произведение имеет высоту 2,15 метра и ширину 34 метра. Нарисованное на внутренние стены здания Сецессии, оно сохранилось, но было впервые показано лишь в 1986 году и сегодня находится в постоянной экспозиции подвала.

Аделе Блох-Бауэр I, 1903-1907

Описание произведения искусства: Среди картин Густава Климта это произведение считается одним из самых красивых художника. Возможно, это его самая известная работа, потому что она играет центральную роль в одном из самых известных случаев нацистской конфискации искусства.

Из множества женщин, которых изображал Климт, Аделе Блох-Бауэр, жена венского банкира и магната сахара Фердинанда Блох-Бауэра, была одной из его любимых. Адель позировала для двух портретов и служила вдохновением для нескольких других картин, включая "Иудифь I".

"Поцелуй", 1907-1908

Описание произведения искусства: Поцелуй, возможно, самое известное произведение Густава Климта, посвящённое романтической любви и, вероятно, наиболее часто воспроизводимое произведение.

Оно, подобно Блох-Бауэр I, является одним из самых значимых произведений из Золотого периода Климта, продолжавшегося с 1903 по 1909 годы, и часто рассматривается как пример художественного стиля стиля югендстиля.

Оно демонстрирует способность Климта создавать картины, при этом обращаясь к широкому спектру источников, несмотря на то, что общая композиция остается довольно простой.

Часто задаваемые вопросы о художнике

Как можно охарактеризовать стиль живописи Густава Климта и его эпоху?

В 1897 году развился узреваемый стиль Климта. Кроме того, он основал Венскую секцию - группу художников, которые боролись против академического искусства и выбрали выразительный стиль, похожий на модернизм.

Художественный стиль Густава Климта был изысканным, детальным и декоративным, часто украшенным яркими узорами и золотой фольгой. В его работах также существует экзотика, так как он черпал вдохновение из византийского, греческого и египетского искусства. Ему удалось весьма искусно соединить исторические и традиционные элементы, такие как узоры и мотивы, с современным стилем живописи. Он также сочетал абстрактные узоры с реалистической живописью фигур, демонстрируя, насколько искусно он смешивал прежнее с новым.

Стиль Густава Климта - это смесь абстрактного искусства и реалистической живописи с натуралистическим оттенком.

Цитаты Густава Климта

"С влюбленной женщиной можно делать все, что она хочет."

"Тому, у кого есть чувство для уродливого, на земле, должно быть, хорошо".

"Время своему искусству, искусство своей свободе." (Девиз Венской секции)

Данный девиз, приписываемый Венской секции, подчеркивает важность искусства в обществе. Он выражает идею того, что каждая эпоха имеет свое собственное искусство и что искусство должно быть свободным от ограничений, чтобы полностью выразить себя.

Искусство, как отражение времени, является своеобразным зеркалом общества и его ценностей. Оно может переживать эволюцию и изменения вместе с обществом или же воплощать значения, которые остаются неизменными на протяжении времени.

Венская секция, основанная в 1897 году, была создана группой художников с целью пропаганды новых идей в искусстве. Это было времена, когда установленными рамками застывшего академического искусства и архитектуры в Австрии начали подвергаться сомнению.

Концепция девиза утверждает, что искусство имеет свою уникальную роль и значение в каждой эпохе. Оно может быть не только отражением культурных и социальных тенденций, но и драйвером прогресса. Через свободу выражения и креативности искусство может стимулировать изменения и влиять на мысли и чувства людей.

В итоге, искусство и свобода - это две взаимосвязанные понятия, которые могут оказывать огромное влияние на общество. Девиз Венской секции напоминает нам о важности сохранения свободы в искусстве и его значимости в нашей культуре.