Альберто Джакометти прошел замечательный путь в искусстве, отражающий развитие европейского искусства до и после Второй мировой войны.

Как сюрреалистический художник 1930-х годов, он разработал инновационные скульптурные формы, которые немного напоминают формы игрушек. После войны он был пионером экзистенциализма в создании стиля, объединяющего интересы философии к восприятию, искажению и страху.

Хотя его работы включают и живопись, и рисунок, Гиакометти в основном известен своими скульптурами.

Сводка: творчество Альберто Джакометти вкратце

Биография Альберто Джакометти

Детство

Альберто Джакометти родился 10 октября 1901 года в швейцарском городе Боргоново. Он был старшим из четырех детей Жованни Джакометти, импрессионистского художника, и Аннетты Джакометти-Стампа, чья семья была одной из влиятельных владельцев земли в регионе.

Помимо его отца, несколько членов семьи Джакометти также были художниками, включая Августо Джакометти и Куно Амие.

Еще до того, как Джакометти исполнился десять лет, он начал отправлять своему крестному отцу Амие рисунки карандашом и цветными карандашами, большинство из которых сохранены до сегодняшнего дня.

В следующие годы он начал часто экспериментировать с масляными красками и натюрмортами, часто смотря на пример своих братьев и сестер. Его первую картину он нарисовал в двенадцать лет.

Ранние работы и образование

В 1915 году Гиакометти поступил в Евангелистскую школу в Ширсе, где вначале работал в небольшой частной студии. Позже он поступил в Школу промышленного искусства в Женеве и изучал живопись, рисунок и скульптуру у художника Давида Эстоппея и скульптора Мориса Саркисова.

В мае 1920 года Гиакометти отправился в Италию со своим отцом, где на Биеннале в Венеции он видел картины Джакомо Тинторетто, фрески Джотто в Падуе и древнеегипетское искусство в Археологическом музее во Флоренции.

Вскоре после этого он переехал в Париж, где записался на несколько художественных курсов. Он начал интересоваться кубизмом и примитивным искусством.

В 1926 году он впервые выставил свою первую большую бронзовую работу на салоне Тюильри - идолоподобную Ложку-женщину (Femme-cuillere).

Художественная зрелость

В 1930-х годах Гьякометти был тепло встречен в сюрреалистических кругах и приблизился к таким личностям, как Ман Рэй, Жоан Миро, Андре Массон и Макс Эрнст, а также к инициаторам движения Андре Бретону и Луи Арагону.

Он также публиковал в журнале "Документы", издаваемом писателем Жоржем Батаем, который тогда предлагал свою версию сюрреализма против той, которую предлагал Бретон.

В июне 1940 года Гьякометти и его брат Диего сбежали из Парижа на велосипеде и едва не столкнулись с наступающей немецкой армией. В то время Гьякометти остался во Франции и подружился с Жан-Полем Сартром и Симоной де Бовуар. Это были два мыслителя, которые позже повлияли на его объемные работы.

В 1946 году, после освобождения Парижа и трехлетнего пребывания Жакометти в Женеве, он вернулся во французскую столицу. В том же году к нему вернулась его бывшая возлюбленная, Аннет Арм. Они поженились в 1949 году. Арм неоднократно позировала ему, в том числе для картины маслом Аннет на колеснице.

В эти годы в Париже он пришел к своему складчатому стилю длинноногих фигур, потратив время на рисование прохожих на улицах города, как сообщается.

Поздний период творчества

В период с 1950-х до 1960-х годов стиль Жакометти продвигался вперед, его бронзовые фигуры становились все более крупными и сложными: от высотой около одного метра Женщины Венеции II ( 1956 ) до практически трехметровой Высокой женщины II ( 1960 ).

Более того, он в значительной степени уделял внимание портрету, как в живописи, так и в скульптуре. Среди его постоянных моделей были Диего и Аннет, а также Исаку Янаихара, японский профессор философии и писатель, которого он познакомил себя в 1955 году.

В 1960-х годах Гьякометти был известен в мире, но его здоровье стало ухудшаться. У него были проблемы с сердцем и сосудами. В последние недели своей жизни он работал над бюстом и картиной Эли Лотара, французского фотографа и близкого друга.

Вечером 11 января 1966 года Альберто Гьякометти скончался от воспаления мешка сердца.

Художественное наследие

В двух значимых периодах творчества Гьякометти появились новации, которые повлияли на широкий круг художников.

Его сюрреалистическая скульптура 1930-х годов, например, повлияла на Генри Мура и в какой-то степени на сюрреализм. Без примера Гьякометти, наверняка, сложно представить себе собственные инновационные эксперименты Мура.

Также появилась новая идея о том, что Гьякометти является важной фигурой в восстановлении фигуры в качестве функционального мотива в послевоенное время, когда абстрактное искусство было на верховенстве. Его хрупкие бронзовые фигуры, кажущиеся запутанными и хрупкими, во многом являются оптическими выражениями экзистенциального мышления и символами состояния современного человечества, страдающего сомнениями.

Важные произведения Альберто Джакометти

Туалет, 1928

В свои ранние годы Джакометти часто испытывал трудности в создании произведений из жизни. В этой отчаянии он начал работать из памяти.

Первая гипсовая голова Tete qui regarde - вероятно, первая действительно уникальная работа художника - иллюстрирует вершину его усилий. Плоскость головы и лица приводит к бюсту, который одновременно является абстрактным и образным. И все же тема, лежащая в основе этой работы, приглашает зрителя задуматься, является ли то, что он видит, действительно отражением.

Когда Tete qui regarde был впервые выставлен в Париже в 1929 году, он сразу привлек внимание французских сюрреалистов и установил связь, которая определила начальный период карьеры Джакометти.

Boule suspendue, 1930-31

Хотя работы, подобные Tete qui regarde, привлекали внимание сюрреалистов, именно Boule suspendue побудила Андре Бретона пригласить Джакометти стать членом группы.

На белой круглой форме скульптуры и загадочном объекте под ней отображаются мечта и эротические качества, которые любили сюрреалисты. Фактически, после групповой выставки в 1930 году Сальвадор Дали написал статью о сюрреалистических объектах для журнала Бретона. Несмотря на это ассоциации с группой вокруг Бретона, критики также связывали скульптуру с идеями его соперника Жоржа Батая.

Доводили, что элементы в скульптуре осознанно загадочны, поскольку они намекают на сексуальный акт, но неясно, какой элемент мужской, а какой женский. Это путаница полов должна воплощать понятие Батая о неформальности или формлозности.

Пьяцца, 1948

Площадь Пьяцца - удивительная демонстрация, создающая впечатление щедрой ландшафтной среды.

Внутри пустого пространства фигуры возникают из ниоткуда. В то время Джакометти хорошо знаком с экзистенциализмом, и Площадь могла быть толкована так, что она изображает человечество как чистую тень самого себя, существующую на полпути между Бытием и Небытием.

Женщина Венеции II, 1956

Возможно, ни один другой писатель не смог лучше передать бронзовые фигуры Гьякометти, чем Фрэнсис Понж, который написал в 1951 году в статье для журнала Cahiers d'Art:

Человек - и только человек - сведенный к нитке - в упадке и страданиях мира - ищущий самого себя - с самого основания. Человек на тротуаре, как пылающая железо, не способный поднять свои тяжелые ноги.

Как и другие произведения Альберто Джакометти из этой серии, Женщина Венеции II изображает одну фигуру, тело которой почти разрушено, но она все еще стоит прямо и непоколебимо. Центральной темой таких работ было достоинство человека и потребность человечества подтвердить свое существование в огромной вселенной, которая идет на свою разрушительную гибель.

Краткая информация и 10 фактов:

Альберто Джакометти в Венеции в 1962 году. Фото: Паоло Монти CC-BY-SA 4.0

Родился: 10 октября 1901 года в Боргоново, Швейцария
Умер: 11 января 1966 года в Чуре, Швейцария
Направления в искусстве: Сюрреализм, Кубизм, Экспрессионизм
Родители: Джованни Джакометти, Аннетта Стампа
Жена: Аннетт Арм (1949-1966)