Картина «Великая волна у берегов Канагава» Кацушики Хокусая изображает мощь океана в элегантном двухмерном изображении, кажущемся поразительно простым и завораживающим. Однако то, что скрыто за этим любимым произведением 19 века, может вас удивить.

1. Несмотря на то, что оно названо волной, на картине также изображена гора

Внимательно посмотри в середину. То, что ты, возможно, принял за еще одну волну, на самом деле является покрытой снегом горой Фудзи, самой высокой вершиной Японии.

2. Это серия гравюр, а не картина

Хотя Хокусай был также художником, эдовский художник был известен прежде всего своим гравюрами на дереве. Великолепная волна у берегов Канагавы - самое известное изображение его серии "36 видов горы Фудзи".

Полная яркости цветов и убедительной глубины, каждая из этих гравюр показывает громадный пик с разных ракурсов и в разных окружениях.

3. Создание этой серии было хитроумным ходом

Гора Фудзи считается священным местом во многих частях Японии и имеет настоящую фан-базу. Таким образом, создание серии гравюр горы, которые могли быть легко выпущены в серию и продаваться по низким ценам, было игрой деталей.

Но когда туризм в Японии позднее начал расцветать, печати снова стали популярными как часть процветающей сувенирной отрасли.

4. Хокусай рисовал 60 лет, прежде чем создал эту волну

Точный возраст Хокусая на момент создания "Великой волны у берегов Канагавы" сложно определить. Однако общепринято считать, что ему уже было более 70 лет, когда он завершил это произведение.

Хокусай начал рисовать в 6 лет, в 14 лет он был учеником резчика по дереву. В 18 лет Хокусай учился у гравюра Ukiyo-e Катсукавы Шуншо.

5. "Великая волна у берегов Канагавы" можно увидеть в музеях по всему миру

Поскольку это дереворез, здесь есть много больших волн перед Канагавой, которые стоит исследовать. Музей метрополитена в Нью-Йорке, Британский музей в Лондоне, Художественный институт в Чикаго, LACMA в Лос-Анджелесе и Национальная галерея Виктории в Мельбурне имеют все отпечаток из серии на своих публичных выставках.

6. Япония задержала славу волны

Великая волна перед Канагавой, вероятно, была напечатана между 1829 и 1832 годами, но в то время Япония культурно не взаимодействовала с другими нациями. Единственный товарообмен происходил в результате торговли с Китаем и Кореей, которая строго контролировалась, и с Нидерландами, которые имели право оперировать только в Нагасаки.

Понадобилось почти 30 лет политического давления, чтобы Япония открыла свои порты и начала экспортировать товары в другие страны. В 1859 году весь Европа была завалена волной японских гравюр, которые вызвали восхищение таких художников, как Винсент Ван Гог, Джеймс Эбботт Макнилл Уистлер и Клод Моне.

7. Японские политики и историки искусства не считали это настоящим искусством

Великая волна у Канагавы стала настолько известной, что для большей части мира стала важным символом японского искусства и культуры. Но в Японии гравюры не считались искусством, а скорее популярной формой выражения и рекламной печатью.

Изначально использовавшиеся для буддистских текстов, деревянные гравюры превратились в синоним иллюстраций для стихов и любовных романов. Поэтому японские представители правительства и историки искусства были не очень восторженными тем, что такая на первый взгляд простая форма искусства могла определить их культуру.

8. "Большая волна у берегов Канагавы" не является чисто японским по стилю

Хокусай изучал не только японские работы, но и европейские, и особенно был впечатлен линейной перспективой нидерландского искусства.

Его собственная версия этой перспективы проявляется в работе с низкой горизонтальной линией, в то время как европейское влияние проявляется в использовании прусского синего, цвета, пользовавшегося популярностью на континенте.

9. Чем раньше печать, тем выше ее ценность

По различным оценкам было изготовлено от 5000 до 8000 печатей картины "Великая волна у берегов Канагавы". К сожалению, в процессе производства разрушились деревянные блоки, на которых наносились краски, и как следствие, качество изображения ухудшилось. Это постепенное ухудшение является причиной того, что музеи гордятся наличием печатей ранних изданий.

10. В настоящее время печати стоят высокую цену, несмотря на свою прежнюю недороговизну

Не смотря на то, что было напечатано тысячи экземпляров, сегодня сохранилось только несколько сотен печатей. Состояние печати определяет ее стоимость. Первое издание издательства Nishimuraya Yohachi имело выраженные синие контуры, в то время как второе издание имело черные контуры.

В течение последних лет печатные издания первого тиража принесли около 50 000 долларов дохода, в то время как печатные издания второго тиража продавались за половину этой суммы.

11. Печать подписывается дважды

В верхнем левом углу печати вы найдете прямоугольник с надписью и еще одну надпись непосредственно рядом с ним. В прямоугольнике было вырезано имя произведения с указанием его принадлежности к серии. Но слева от него он написал «Хокусай аратамэ иццу хито», что в переводе означает: «От кисти Хокусая, изменившего свое имя на Иццу».

В течение своей карьеры Хокусай изменял свое художественное имя более 30 раз. Сегодня эти различные имена используются для различения характерных периодов его творчества.

12. Он вдохновил музыку

Французский композитор Клод Дебюсси был вдохновлен большой волной при написании своей оркестровой композиции «La Mer». На обложке нотных листов был нарисован эскиз Великой волны перед Канагавой, соответствующий теме музыкального произведения.

13. Серия, к которой она относится, вдохновила поэзию

Богемский-австрийский поэт Райнер Мария Рильке был впечатлен усилиями, вложенными в амбициозное творение Хокусая. И вот родилось его стихотворение «Гора», начинающееся так:

Тридцать шесть и сто раз
художник нарисовал эту гору,
смывал, снова рисовал ее
(тридцать шесть и сто раз).

14. Волна стала эмодзи

Эмодзи для изображения волны был создан после iOS 10.2 с изображением большой волны перед Канагавой. Фон печати скрыт, но волна очень похожа на японский оригинал.

15. Эта волна не является цунами, но все равно огромна

Волны-преступники также называются убийственными волнами, потому что они внезапно возникают в открытом океане и погружают под себя огромные корабли.

Автор Ленни, 28 декабря 2018 года

Как основатель Daskreativeuniversum, я делюсь своими знаниями и опытом в области истории искусства и современного искусства с вами.