Задняя часть: Фрэнсис Макдональд – Середина (слева направо): Маргарет Макдональд, Кэтрин Кэмерон, Джанет Айткен, Агнес Рэйберн, Джесси Кеппи, Джон Кеппи – Передняя часть (слева направо): Херберт Макнэр, Чарльз Ренни Макинтош

Для пятого выпуска Женского Искусства отправимся в Глазго 19 века. Вместе со своими партнерами сестры Макдональд создали впечатляющие произведения искусства в стиле модерн.

Здесь вы узнаете больше о Фрэнсис и Маргарет Макдональд, которые вызвали большой интерес в шотландской столице своего времени, но сегодня, к сожалению, почти никому в говорящем на немецком языке регионе неизвестны.

Детство и переезд в Глазго

О детстве Фона Макдональда известно мало. Он был самым младшим из пятерых детей и родился в Кидсгроув в графстве Стаффорд. Семья часто переезжала из-за переменных профессиональных назначений отца. Джон Макдональд постепенно стал руководителем шахты, управляющим недвижимостью и консультантом-инженером.

С середины 1860-х до конца 1880-х годов семья проживала в поселках Конгривз, Типтон, Кидсгроув и Честертон. В 1882-1888 годах брат Чарльз изучал юриспруденцию в Глазгоу, прежде чем остальная семья последовала за ним в Глазго.

Ранняя художественная карьера и первые работы

По приезде в Глазгоу сестры Фрэнсис и Маргарет зарегистрировались студентками художественной школы Глазгоу. Они впервые упоминаются как студенты в ежегодном отчете 1890-1 годов. Судя по стилистической зрелости и исполнению их произведений искусства в начале 1890-х годов, вероятно, что сестры получили художественное образование в Англии еще раньше, хотя есть только неполные доказательства того, что Маргарет Макдональд получала уроки живописи.

В 1890-х годах сестры Макдональд создавали разнообразные и инновационные работы в акварели, графике и обработке металла. Их эскизы отличались узнаваемыми стилизациями человеческих и растительных форм, создавая линейные, часто симметричные узоры из переплетенных конечностей и развевающихся волос. Такие стилизации свидетельствуют о знакомстве современников: Яном Тооропом, Обри Бирдсли и Карлосом Швабе.

Совместные выставки как "Глазго Четверка"

Вместе с Чарльзом Ренни Макинтошем и Джеймсом Хербертом МакНэйром, двумя архитекторами, которых они позже вышли замуж, сестры Макдональд выставляли свои стилево-сходные работы. Поэтому эта группировка сегодня также известна как "Глазго Четверка" или просто "The Four".

Наиболее известные работы Макдональд были плакаты, созданные в середине 1890-х годов, особенно для компании Drooko, базирующейся в Глазго, и Глазговского института изящных искусств. Её работы выставлялись в Глазго, Лондоне и Париже.

Творчество сестер Макдональд часто подвергалось насмешкам, но более замысловатые критики, такие как Глисон Уайт, находили работы глазговских художниц интересными.

Произведения поздних 1890-х годов, особенно иллюстрации к "Четырем временам года" и "Защите Гуиневеры" и другим стихотворениям Уильяма Морриса - оба в сотрудничестве с сестрами Макдональд - скорее декоративные.

Вместе с их последующими мужьями сестры Макдональд выставляли свои стилистически сходные произведения. По этой причине группу сегодня также называют "Глазго четыре" или просто "четыре".

Братья и сестры идут по разным дорогам

В 1900 году Маргарет вышла замуж, и обе сестры прекратили своё художественное сотрудничество. Маргарет начала тесно сотрудничать со своим мужем, и она оказалась за пределами многих его успешных проектов. Чарльз признался, что Маргарет составляет половину, если не три четверти его всего архитектурного творчества. Он назвал Маргарет гением.

Фрэнсис начала сотрудничать с Хербертом, за которого она вышла замуж в 1899 году, и в это время она преподавала в Ливерпуле.

Грустный конец сестер Макдональд

После того, как они расстались в искусстве, карьеры сестер пошли по разным путям.

Творческие достижения Фрэнсис сегодня намного меньше известны, чем ее сестры, что частично объясняется ее ранним уходом из Глазго, а также тем, что ее муж Герберт уничтожил большую часть ее работ после ее смерти.

Маргарет до сих пор считается одной из самых влиятельных дизайнеров английского стиля модерн. В 1921 году, за 12 лет до своей смерти, она вынуждена была прекратить творчество из-за своего плохого здоровья. В 2008 году произведение "Белая роза и красная роза" 1902 года было продано на аукционе за высокую цену, почти 3 миллиона евро, частному коллекционеру.