Банкси - английский художник-граффитист, который смог стать одним из мировых признанных художников-мейнстримовых, используя непоколебимо критический образовательный язык и оставаясь при этом относительно анонимным.

Оставаясь верным принципам уличного искусства, он создал восхваляемое произведение, постоянное и переменное одновременно. Его искусство использует сатиру, черный юмор и иронию искусно, чтобы создать социальные, политические и гуманистические послания для масс.

Его стиль широко признан и основан на его характерной стенсил-живописи, которая превратила его из простого человека с баллончиком в чрезвычайно креативного и успешного коммерческих художника.

Содержание

Основные идеи о Бэнкси

Биография Бэнкси

Детство

О детстве Бэнкси известно очень мало, поскольку он продолжает скрывать свою настоящую личность. Сообщается, что он играл в футбол за команду Easton Cowboys в роли вратаря в 1990-х и начале 2000-х годов.

По словам Уилла Симпсона, еще одного долголетнего члена Easton Cowboys, в 2001 году Бэнкси отправился в Мексику вместе с командой и нарисовал ряд стрит-артовых работ в тех сообществах, где они играли.

По данным исследований нескольких бывших одноклассников и коллег, а также с учетом географических мест, в которых были созданы произведения Бэнкси, художником предположительно является Робин Ганнингем, бывший ученик Бристольской Кафедральной Школы.

Также было предположено, что Бэнкси не является одной личностью, а может быть коллективом из семи художников.

Образование и начальные работы в искусстве

Из-за анонимности Бэнкси мало известно о его художественном образовании. Однако уже на очень раннем этапе своей художественной карьеры мы видим его творческие способности развивать свой собственный уникальный голос через оригинальные работы.

В начале 90-х годов Бэнкси начал работать граффити-художником в составе группы DryBreadZ Crew (DBZ) в своем родном городе Бристоль. В 1994 году он перешел к шаблонному искусству, вдохновившись своим коллегой 3D, позже ставшим основателем группы Massive Attack.

Шаблоны традиционно рисовались или печатались вручную на ацетатных или картонах, а затем вырезались вручную. Затем шаблоны прикреплялись к поверхности и обрабатывались краской-спреем. Когда шаблон удалялся, образ оставался.

Этот первый типичный инструмент позволил Бэнкси создавать произведения искусства в одно мгновение. Как и многие уличные художники, он использовал распространенные повторяющиеся мотивы, такие как обезьяны, полицейские, солдаты, буйники, дети и пожилые люди, чтобы создать свой узнаваемый стиль.

Распространение этих культовых изображений по Бристолю и Лондону быстро привлекло внимание уличного искусства и широкой общественности.

Одной из первых больших картины, которая приписывается Бэнкси, является The Mild Mild West, выполненная спреем в Бристоле в 1997 году над рекламой юридической фирмы. На картине изображен медвежонок, бросающий коктейль Молотова в трех полицейских. Предположительно, она была создана в ответ на жесткую реакцию полиции на несколько рейвов.

Бэнкси также часто изображает крыс в своем искусстве, также как его предшественник, стрит-арт художник Блек ле Рат.

В творчестве Бэнкси эти ночные создания могут быть поняты как своеобразный псевдоним или автопортрет художника, который завершает свои нелегальные произведения искусства в тени тьмы. Крысы также являются символом сопротивления, упорства, интеллекта и способности выживать, поскольку они живут в постоянном конфликте с людьми. Подобно стрит-арт художникам, жизнь которых постоянно зависит от их умения избежать преследования со стороны властей и справиться с антивандальными мерами, которые стирают их труды.

Слово "крыса" также служит анаграммой для "искусства" - по крайней мере на английском языке (Rat - Art). Тем не менее, Бэнкси признался, что он рисовал крыс несколько лет, прежде чем кто-то обратил его внимание на этот факт.

В 90-х годах он познакомился с фотографом Стивом Лазаридесом, который начал снимать Бэнкси и его работы, а затем стал его посредником до 2009 года.

Лазаридес говорил о Бэнкси следующим образом:

Когда я впервые встретил этого грубого и мрачного парня в 1997 году, я никогда не подумал, что через 20 лет он станет самым известным художником своего поколения, и его работы будут изучаться в школьных учебниках.

Он также сказал о нем:

Мы работали вместе 11 великолепных лет, за это время мы нарушили все правила художественного руководства, вместе с несколькими прекрасными законами. Тем не менее, он стал глобальной суперзвездой и сохранил свою способность шокировать и заставлять людей смеяться.

После завершения профессионального сотрудничества с Лазаридесом, Бэнкси создал свою собственную организацию "Pest Control", которая выступает в качестве единственного представителя и контактного лица по его работе. Компания отвечает за проверку авторства его произведений и выдачу документов об их происхождении покупателям.

Художественная зрелость

В начале 2000-х годов Бэнкси перешел от использования шаблонной техники к продолжению своих несанкционированных публичных работ, при этом сохраняя тщательно скрытую анонимность в обществе. Многие из этих усилий высмеивали искусство как товар или давали конкретные заявления о том, как мы управляемся с массовым потреблением поп-культуры.

В 2004 году Бэнкси создал поддельные британские банкноты номиналом в 10 фунтов стерлингов общей стоимостью 1 000 000 000 фунтов, на которых он заменил изображение королевы на изображение Дианы, принцессы Уэльской, и изменил надпись "Банка Англии" на "Бэнкси Англии". В том же году он бросил несколько таких банкнот в толпу на карнавале в Ноттинг Хилле, после чего некоторые получатели попытались потратить их в местных магазинах.

В марте 2005 года он втайне модифицировал произведения искусства и разместил их в Музее современного искусства, Метрополитен-музее и Музее естественной истории в Манхэттене, а также в Бруклинском музее в Бруклине.

В августе и сентябре 2006 года Бэнкси разместил около 500 копий первого альбома Пэрис Хилтон "Paris" в 48 музыкальных магазинах по всей Великобритании, модифицированных его собственной обложкой. Многие люди приобрели множество копий герильского альбома до того, как магазины их убрали. Приобретенные экземпляры затем продавались на онлайн-аукционных сайтах за сумму до 750 фунтов.

В сентябре 2006 года Бэнкси нарядил надувную куклу в оранжевый комбинезон, черный капюшон и наручники, напоминающие заключенного из Гуантанамо-Бей. Затем он поместил куклу на аттракцион "Big Thunder Mountain Railroad" в Диснейленде в Анахайме, Калифорния, где она пробыла 90 минут, пока аттракцион не был остановлен и фигура не была удалена.

Удивительно, как он поместил яркий символ политической реальности в знакомую среду, чтобы привлечь внимание к нашей склонности закрывать глаза перед ужасающими правдами нашего времени.

Также в сентябре 2006 года Бэнкси провел выставку в Лос-Анджелесе под названием "Barely Legal". Выставка привлекла внимание знаменитостей, среди которых были Брэд Питт и Анджелина Джоли.

На выставке была представлена 38-летняя живая слониха по имени Тай из Восточной Индии, окрашенная в том же красно-золотом цветочном узоре, что и обоями на заднем плане. Согласно брошюрам, раздаваемым на выставке, этот "слон в комнате" должен привлечь внимание к проблеме нищеты в мире. Отдел животных города Лос-Анджелес предоставил разрешение на присутствие слона.

После жалоб защитников животных в последний день выставки слон был представлен неокрашенным. Его заботчики отвергли обвинения в жестоком обращении и сказали, что он снимался во многих фильмах. Говорится, что он привык к нанесению макияжа.

С 3 по 5 мая 2008 года в Лондоне Бэнкси организовал выставку под названием The Cans Festival. Художники-шаблонеры со всего мира были приглашены нарисовать оригинальные произведения искусства, при условии, что они не перекрывали или не наносили вреда другим произведениям.

Выставка проходила в туннеле, ранее используемом компанией Eurostar под лондонской станцией Ватерлоо. Место проведения было секретно до завершения работ и было оглашено только после этого. Eurostar обязалась сохранить работы в неизменном виде как минимум в течение шести месяцев после мероприятия.

В августе 2008 года, спустя три года после урагана Катрина и связанной с ним катастрофы, Бэнкси провел ряд работ в Новом Орлеане, преимущественно на зданиях, которые еще не были восстановлены.

Три года после Катрины я хотел сделать заявление о состоянии работ по уборке.

Он также нарисовал на восстановленной дамбе, которая, по его словам, представляла собой лучшую поверхность для рисования в штате Луизиана.

13 июня 2009 года в Бристольском городском музее и художественной галерее открылась выставка Banksy vs. Bristol Museum. Выставка представляла более 100 произведений искусства, включая скульптуры и инсталляции. В первые выходные выставку посетили более 8 500 человек, а за двенадцать недель - более 300 000 человек.

В декабре 2009 года Бэнкси сделал четыре граффити на стене во время конференции ООН по климату, обозначив конец конференции. Одно из них содержало фразу: «Я не верю в глобальное потепление», утопленную в воде.

В 2010 году творчество Бэнкси расширилось на кино, после того как он использовал восходящего уличного художника Тьерри Гетту в качестве ассистента и документалиста во время нескольких поездок в Лос-Анджелес.

Он побуждал Гетту продолжать развивать искусство. И Гетта последовал его примеру, став граффити-художником Мистером Брейнвошем.

Это путешествие стало основой документального фильма Бэнкси "Выход через сувенирную лавку" 2010 года, который был номинирован на Оскар.

С 21 августа по 27 сентября 2015 года Бэнкси открыл выставку "Дисмалэнд" в Вестон-супер-Мэре, Великобритания. Это большая групповая выставка, к которой приняли участие также художники Дэмиен Херст и Дженни Холзер. Она была темной и перевернутой версией Диснейленда.

Во временном парке был мрачный замок и опрокинутая карета Золушки.

Наследие Бэнкси

21 мая 2007 года Бэнкси был выбран для получения награды "Величайший живущий британец". Вместе с другими художниками, такими как Шепард Фэйри, Зевс и Рон Английский, ему приписывается превращение граффити из типичного "Bubble Writing"-стиля 1980-х годов в повествовательное уличное искусство наших дней.

Это современное уличное искусство сильно варьируется в эстетике и технике, от шаблонов Бэнкси до тайл-артов от Инвайдера. Другие уличные художники, такие как его ученик мистер Брэйнуош, приняли узнаваемый стиль Бэнкси с мгновенно узнаваемыми образами, подобными известным историческим картинам.

Художественное движение герилья, разработанное Бэнкси, часто играет с местоположением и окружением как частью работы и пытается вернуть власть у могущественных противников. Эти художники достигают этого, осуществляя интервенции в деловых и правительственных помещениях и используя изображения, такие как логотипы, maskothen, политические фигуры и официальную валюту.

Бэнкси также внес значительный вклад в использование альтернативных мест для представления уличного искусства, например, на стене канала в Венеции.

В дополнение к этому, его искусство продается по чрезвычайно высоким ценам, и произведения покупаются коллекционерами за миллионы долларов, что делает Бэнкси одним из немногих стрит-художников, ставших частью коммерческого художественного рынка (см. Кит Харинг и Жан-Мишель Баския). Однако этот коммерческий успех беспокоит художника, который говорит, что коммерческий успех является признаком неудачи для граффити-художника.

Если граффити не является преступным, оно теряет большую часть своей невинности.

Это постоянный спор в мире искусства, где многие художники осуждают себя за подчинение коммерческим интересам. Введение Бэнкси представителей и связей для продажи своих произведений только усугубило этот спор.

Однако другие уличные художники утверждают, что они используют это законное доход для финансирования дальнейшего незаконного, несанкционированного героического искусства.

Непреодолимое восприятие Бэнкси также легитимировало граффити как практическую форму общественного искусства и способствовало дебатам между вандализмом как преступной деятельностью и вандализмом как творческим средством художника. Многие его произведения остаются на зданиях и других общественных местах из-за их современной ценности, даже если в момент создания они считались незаконными. Многие владельцы зданий даже получили выгоду от того, что стали "владельцами" оригинального произведения Бэнкси.

Известные произведения искусства Бэнкси

Ярость, бросающая цветы, 2005

Фото: jensimon1 / Flickr / CC BY 2.0

На этой работе, которая сейчас была покрыта и защищена плексигласовым покрытием, можно увидеть мужчину, одетого в повстанческую одежду с платком на лице.

Мужчина выглядит так, будто собирается бросить коктейль Молотова. Он прицеливается и готов бросить своё оружие. Однако вместо оружия он держит букет цветов.

Эта работа Бэнкси находится на стене близ гаража в Иерусалиме, на главной дороге в Вифлеем.

Переведённый текст с использованием HTML разметки:

Творение Бэнкси - он заменяет оружие цветами и этим выражает свою идею о мире вместо войны. Он решил представить этот послание о мире в конфликтной зоне. К этому труду можно отнести и послание о том, что мир приходит с активными и настоящими усилиями. Цветы в этой работе символизируют не только мир, жизнь и любовь, но и могут напомнить о потерянных жизнях в ещё одном религиозном конфликте.

Вот прекрасный пример использования искусства Бэнкси для передачи социально-значимых сообщений.

Покажи мне Моне, 2005

Это произведение Бэнкси реконструирует иконическую импрессионистическую картину «Японский мост» (1899) Клода Моне. Оригинальная картина Моне раскрывает спокойную сцену его собственного сада, с пышной растительностью, отражающейся в спокойных воду.

Бэнкси почти точно воспроизвел оригинальную картину Моне, используя те же материалы, но добавил две выброшенные тележки и дорожный конус в пруд.

Шаблон для работы Бэнкси: Клод Моне, Японский мост, 1899

Используя тележки для покупок, символ связанный с потребительством, Бэнкси сообщает, что общество сосредоточено на материальных благах и покупает больше, чем необходимо, чтобы чувствовать себя счастливыми и удовлетворенными.

Кроме того, он критикует игнорирование природы современным обществом в пользу массового потребления и производства избыточного мусора, изображая эти искусственные объекты в прекрасной природной обстановке.

Также название работы Бэнкси подрывает значение оригинала, произнося слово Моне похожим на слово Money (деньги). Таким образом, работу можно понимать как критику коммерциализации искусства.

Единая Нация под наблюдением CCTV, 2007

  1. Фото: Jordi Martorell / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0
  2. На стене здания, используемого Royal Mail, была нарисована эта работа на Newman Street в Лондоне. Внизу справа можно увидеть ребенка в красном толстовке с капюшоном, черных шортах и сером рюкзаке, рисующего надпись "ONE NATION UNDER CCTV", под наблюдением полицейского и собаки.
  3. Этот граффити находилось в поле зрения видеокамеры наблюдения. Бэнкси удалось даже построить три этажа строительных лесов под прикрытием темноты, чтобы весь проект был реализован за одну ночь. Целью этой работы является критика чрезмерного наблюдения, которое в последнее время стало спорной темой как в Великобритании, так и в Германии и других западных странах.

Октябрь 2008 года Совет города Уэстминстер объявил, что произведение искусства будет перекрашено независимо от известности художника, поскольку это было незаконное граффити. Совет заявил, что Бэнкси не имеет больше права рисовать граффити, чем ребенок. Работа в итоге была перекрашена в апреле 2009 года.

Осуждение стрит-арта как незаконного вандализма и его частое удаление были в центре внимания многих других работ Бэнкси. С другой стороны, факт того, что многие его работы удаляются вскоре после их создания, добавляет возбуждения и фанатизма, окружающих произведения Бэнкси, перед тем, как они снова исчезнут.

Мона Лиза с базукой, 2007-2008

В этом произведении Бэнкси играет со одним из самых известных картин в мире - "Мона Лиза". Хотя главный персонаж в его работе носит наушники, в то время как прицеливается из своего типичного черно-белого почерка на ракетомет, тем не менее. Это произведение впервые появилось в районе Сохо, на западе Лондона.

Бенкси демонстрирует противопоставление самой знаменитой женщины в истории искусства мощному современному оружию, что, возможно, может показаться юморным и нахальным. Однако в картинах Бэнкси можно увидеть и другие интерпретации. В то время как "Мона Лиза" Леонардо да Винчи кажется изящной и пассивной, Бэнкси придает ей силу, конфронтацию и активность. Ее выражение лица остается таким же спокойным, как и в оригинале, но рядом с мощным оружием ее привлекательная улыбка может казаться угрожающей.