Традиционное японское искусство имеет уникальные черты, которые делают его отличным от других художественных направлений. Вот 8 особенностей нихонга живописи:

  1. Тематика природы: В японской живописи большое внимание уделяется природному миру. Горы, реки, деревья, цветы и животные являются основными мотивами работ нихонга художников.
  2. Минимализм и простота: Основной принцип японского искусства - простота и минимализм. Живопись нихонга отличается утонченностью и спокойствием, без излишней детализации и сложных композиций.
  3. Уникальная красота линий: Линии в японской живописи играют особую роль. Их плавность, элегантность и точность создают особую графику и характерные черты для нихонга.
  4. Колорит и цветовой гармонии: Цвет представляет собой важный элемент в японской живописи. Яркие краски и цветовые переходы используются для создания гармоничных и запоминающихся образов.
  5. Глубокий символизм: Всякая работа нихонга, будь то пейзаж или портрет, имеет свою скрытую символику. Все элементы художественного произведения имеют глубокий смысл и являются носителями особых сообщений или метафор.
  6. Использование традиционных материалов: Живопись в стиле нихонга часто выполняется с использованием традиционных материалов, таких как деревянные панели, рисовая бумага и тонко натертые краски.
  7. Точность в деталях: Несмотря на простоту и минимализм, японская живопись известна своей точностью при изображении деталей. Каждый элемент, будь то листок на дереве или плавающая облаком капля, изображается с невероятной аккуратностью и реализмом.
  8. Влияние японской культуры и философии: Нихонга живопись отражает японскую культуру и философию. Это искусство, которое не только делает видимым внешний мир, но и передает внутренние чувства, настроения и эмоции художника.

Эти особенности делают нихонга живопись уникальным и значительным аспектом японской культуры, сохраняющим свою важность и до сегодняшнего дня.

Японская живопись включает в себя разнообразное сочетание стилей искусства, многие из которых очень популярны на Западе: от зен-искусства и мощных укиёэ-печатей до современной манга-индустрии.

Может быть, немного иронично, что Нихонга, буквально переводящаяся как "японская живопись", является одним из самых малоизученных видов искусства.

Как вы увидите, нет оснований для того, чтобы продолжать пренебрегать движением Нихонга, поскольку художники Нихонга создали некоторые из самых убедительных произведений искусства за последние 150 лет.

Давайте рассмотрим некоторые из элементов, которые составляют современный японский стиль искусства Нихонга.

1. Что такое Нихонга?

В эпоху Эдо в Японии знание о иностранном искусстве было ограничено, поэтому японским художникам вдруг представился целый мир новых идей, когда в 1853 году «Черные корабли» США прибыли в Японию.

Живопись в западном стиле, называемая Ёга, стала источником восхищения как для художников, так и для потребителей искусства.

Однако, как и в случае большинства революций, контрреволюционеры также требовали внимания. Движение Nihonga возникло из желания многих людей оценить вещи, которые являлись уникальными и красивыми в отечественном японском искусстве, такие как "Белая цапля" Сакакибары.

2. Кто создал Nihonga?

Большинство историй о Nihonga подчеркивают роль Токийской школы изящных искусств, основанной Окакура Тэнсином и Эрнестом Феноллоcой в 1889 году.

Фактически, эта школа была первой организацией, которая формально разделила Nihonga и йогу и разработала некоторые принципы живописи Nihonga.

Конечно, ни одно лицо или институт не создали такое всеобъемлющее художественное движение, как японская живопись. Всё чаще и чаще любую живопись, созданную с использованием традиционных техник и материалов, начали считать "Нихонга".

Тэншин в 1896 году сказал: «Если живопись маслом выполняется японцем, она становится Нихонга».

Сегодня Нихонга включает в себя широкий спектр тем и стилей. Сравниваем легкую контурную линию работы "Летний вечер" Кансетсу Хашимото с тонкими деталями в работе "Естественные белые глаза и цветы сливы" Шихо Сакакибары.

3. Естественные оттенки

В искусстве Нихонга часто используются натуральные материалы для создания желаемых цветов, включая минералы, такие как азурит для синего и малахит для красного. Чем мельче частицы этих минеральных пигментов, тем ярче кажется цвет.

Для создания земляных оттенков могут использоваться разные тона и мел, а ярко-красный цвет можно получить от насекомых, таких как личинки кошенили, или растений, таких как деревья с алезином или гарцинии.

4. Использование золота и серебра

В Японии мастера-ремесленники долгое время достигали беспрецедентного уровня мастерства в обращении с золотом и серебром, создавая некоторые из самых тонких золотых и серебряных дисков в мире.

Художники живописи нихонга последовательно использовали это, например, в работе Канзана Симомуры "Попрошайка". Богатство и блеск золотого фона используются для противостояния предположениям зрителя о жизни субъектов в слепоте и нищете.

5. Шелк и бумага

В отличие от западных художников, предпочитающих холст, представители нихонга малерии выступают за возвращение к традиционным материалам - ваши (буквально "японская бумага") и шелку. Оба материала впитывают пигменты по-разному, способствуя созданию характерной для нихонги мягкой смешанной цветовой палитры.

Сегодня можно приобрести ваши-бумагу, пользующуюся популярностью благодаря художникам, использующим её, например, стилю Тайкан.

6. Нихонга малерия ориентируется на свободное пространство

Одной из самых характерных особенностей японской живописи по сравнению с европейской является использование пустого пространства. И, конечно же, это различие было унаследовано в области живописи Nihonga в двадцатом веке.

В снежной картине Shoen Uemura большое пустое место на бумаге передает ощущение плохой погоды.

7. Ведение кисти

В то время как Yoga избегает сильных контуров, Nihonga не имеет той же натуралистической цели. Искусство в японской традиции понимается как творческое представление реальности, а не попытка воссоздать реальный мир на бумаге.

8. Традиционные и национальные темы

В первую очередь стоит отметить, что при создании Нихонга движение имело явно националистический оттенок. Школы и ассоциации, преподававшие и продвигавшие новый японский художественный стиль, также способствовали включению традиционных японских тем, особенно религиозной иконографии.

Конечно, разнообразие форм внутри Нихонга бесконечно, и, как предсказал Тэншин, стало сложно провести четкую границу того, что именно составляет данный стиль японской живописи.

Тем не менее, есть неопределенное присутствие, которое их объединяет. Уже из этого краткого обзора ясно, что живопись Нихонга представляет собой форму красоты, которая делает нас всех богаче своим присутствием.

Автор: Ленни, 30 декабря 2018 года