Ежен Делакруа, один из самых влиятельных художников XIX века и несомненно один из лучших исторических живописцев нового времени, также был ведущей фигурой во французской романтике.

Создавая картины, состоящие только из ярких цветов, он отступил от "официального" стиля классического академического искусства, воплощенного Ингре. Кроме того, его страстная манера нанесения кистью оказала существенное влияние на стиль импрессионизма, а его эксперименты с экзотическими темами вдохновили представителей символистического движения.

В начале своей карьеры он был повлиян французскими романтиками, такими как Антуан-Жан Гро и Феодор Жерико, а также английскими пейзажистами, вроде Джона Констебля и Ричарда Паркса Бонингтона.

Среди его самых известных работ - "Массакр на Хиосе" 1824 года и "Свобода ведет народ" 1830 года. Помимо своего искусства на холсте, включающего портреты, пейзажи и натюрморты, Делакруа был мастером фресковой живописи, как подтверждает потолок Галереи Аполлона в Лувре.

Эжен Делакруа - биография

Родившись в Шарантоне, предполагается, что его отец был бесплоден, и его настоящим отцом, возможно, был знаменитый дипломат Шарль Морис де Таллейран, который позже стал премьер-министром Франции.

Делакруа был похож на Таллейрана как во внешности, так и в характере, и Таллейран поддерживал художника на протяжении всей его карьеры. Жанг Эжен Делакруа получил образование в лицее Луи-ле-Гран, где изучал классические шедевры и получал награды за свое рисование.

Его дядя, впечатленный его талантом в рисовании, поддержал его в решении изучать искусство в Эколь де Бо Зар в Париже.

Ранняя карьера

В 1815 году он присоединился к студии художника Пьера-Наркиса Герена, чья классицистическая живопись соответствовала стилю Жака-Луи Давида. Его ранние работы из этого периода отражают влияние Рафаэля и Рубенса в цвете и стиле, что можно увидеть в двух религиозных произведениях искусства, "Дева урожая" и "Дева Святого Сердца".

Вот вам уникальная информация- Die Jungfrau der Ernte, 1819 - прекрасный картина авторства Каспара Давида Фридриха. Она была создана в 1819 году и считается одной из самых известных работ художника. Картина изображает вертикальное поле, на котором стоит невеста, символизирующая богиню плодородия и плодородия. Фоном служат гигантские темные деревья и зыбкая туманная гора на горизонте. Мастерство Фридриха заключается в создании атмосферы тайны и таинственности, которая пронизывает картину и придает ей особый магический шарм. Картина Die Jungfrau der Ernte, 1819, можно сказать, является визуальным произведением искусства, которое вызывает у зрителей много вопросов и эмоций. Она предлагает свою собственную интерпретацию и позволяет нам погрузиться в мир таинственности и мечтаний.

Одна из самых известных картин Эжена Делакруа, "Дева Святого Сердца", была написана им в 1821 году.

В это время он подружился с Феодором Жерико и Полем Деларошом, двумя известными представителями романтизма в Париже. Герико известен своей знаменитой работой "Плот Медузы", которая вдохновила Делакруа на его первую крупную работу - "Данте и Виргилий в Лимбе". Эта картина была принята на Парижском салоне в 1822 году, но она была широко игнорирована обществом.

Через два года, в 1824 году, на салоне Делакруа получил общественное признание за свою работу "Расправа на Хиосе". Это большая картина, вдохновленная борьбой греков против турок, и она показывает его приверженность романтическим художникам.

В конечном итоге Делакруа стал признанным лидером романтической школы во французской академии.

Массакр на Хиосе, 1824

Посещение Англии: Вдохновение Шекспиром

Ежен Делакруа провел лето 1825 года в Англии, где изучал произведения других художников и использовал свои навыки в литографии, чтобы иллюстрировать работы Сэра Уолтера Скотта, Шекспира и Лорда Байрона. Фактически мотивы произведений Шекспира оказались плодотворным источником вдохновения для него до конца его жизни.

Также в Лондоне он обнаружил еще один источник драматических тем, когда посетил оперу, вдохновленную "Фаустом" Гете; 17 литографий, которые он создал в следующем году, вызвали искреннее похвалу от самого Гете.

Смерть Сарданапала

Смерть Сарданапала, 1827

После возвращения во Францию Делакруа создал свою большую романтическую работу "Смерть Сарданапала", изображающую побежденного ассирийского царя, наблюдающего, как его слуги и животные убиваются по его приказу.

Картина одновременно жестока и прекрасна: она ярко представляет смерть, но прекрасна в своем чувственном использовании цветов. Красота этой работы, выставленной на салоне в 1827 году, вызвала ожесточенное сопротивление со стороны критиков.

Свобода ведет народ

Свобода ведет народ, 1830 год

В это время была написана картина "Свобода ведет народ". Это произведение, вероятно, самое известное масляное полотно Делакруа.

Правительство приобрело картину, но вскоре убрало ее из общественного доступа, считая ее слишком возмутительной. Работа подтвердила его статус наследника Гро и Жерико. Обладая мощным чувством героического, Делакруа превращает исторические факты в эпос в этом шедевре.

Ориентализм - Марокко

Султан Марокко и его свита, 1845

В 1832 году он провел 6 месяцев в Марокко в качестве сотрудника французского посольства. Благодаря сохраненным им скетчбукам, мы можем следовать его путешествию по Марокко, Алжиру и Испании, практически день за днем. Для Делакруа это было не только открытие классической античности, но и волшебства цвета и света. Он был очарован цветами, жизнью и обычаями местных жителей, что вдохновило его работы, такие как "Женщины Алжира" и "Султан Марокко и его свита".

Его яркий стиль восточной живописи был хорошо принят на Салоне, и Делакруа стал известен своей способностью придать обыденному нечто особенное благодаря драматичности его композиций.

Государственные заказы

После возвращения из Северной Африки во Францию, он получил ряд государственных заказов. Эти заказы позволили ему создавать крупномасштабные картины, которые напоминают работы мастеров, которых он восхищался, таких как Рубенс и Тинторетто. Его любовь к искусству Ренессанса привела его к популярным темам того времени, таким как музыканты, религиозные фигуры и иллюзионистические настенные росписи в стиле "тромп-л'уэль".

Тем не менее, в то же время он продолжал выставляться на салоне. После 1842 года он также нашел свежие темы для своей натюрмортной живописи в изучении природы и цветочных букетах, зачастую рисованных в доме Жоржа Санда в Ноанте. Кроме того, в его пейзажах можно уловить импрессионистическую чувствительность, например, в работах "Море над Дьепом".

Поздний период творчества

Последнее десятилетие его жизни было отмечено этими важными работами:

  • Покрытие потолка Галереи Аполлона в Лувре
  • Салон де ла Пэ в отеле де Виль в Париже
  • Капелла Святых Ангелов в церкви Сен-Сюльпис

В 1855 году он представил гордых 48 картин на Всемирной выставке в Париже. Его последнее выступление в Салоне было в 1859 году. После этого Эжен Делакруа полностью посвятил себя украшению Сен-Сюльпис, которую он завершил в 1861 году после почти сверхчеловеческих усилий.

В 1862 году он был одним из основателей Societe Nationale des Beaux-Arts, объединивших два общества для организации групповых выставок. Организацию возглавлял писатель Теофиль Готье, долголетний друг Делакруа, а заместителем председателя стал художник Эм Милле.

Делакруа страдал от туберкулеза и скончался 13 августа 1863 года в своей квартире в Париже. Ему было 65 лет. Societe Nationale des Beaux-Arts провела ретроспективу его работ в течение этого года, на которой было представлено более 248 картин и литографий. Он был очень продуктивным во время своей жизни, создав более 800 масляных живописных работ, 1500 пастельных и акварельных рисунков и почти 7 000 других рисунков.

Репутация и наследие

На русском языке это можно перефразировать следующим образом:

Благодаря своим вкусам к большим историческим, мифологическим, религиозным или литературным композициям, а также своему глубокому чувству декоративности, Делакруа также являлся одним из самых первых художников в искусстве нового времени. Его исследования цвета и их комплементарных свойств, а также его «разрозненный» мазок оказали сильное влияние на будущий импрессионизм. Особенно важным для импрессионистических художников было его понимание того, что цвет в первую очередь должен передавать свет, а тень - это цветное отражение света.

Также его тачизм и мощность его оттенков проложили путь для важных движений в современном искусстве, таких как фовизм и экспрессионизм.

Евгений Делакруа был значительным представителем романтизма во французской живописи XIX века, и его произведения оказали влияние на множество художников, включая импрессионистов Пьера Реноара и Эдуарда Мане. Даже Эдгар Дега приобрел одну из его картин для своей частной коллекции.

Картины Евгения Делакруа сегодня висят в лучших музеях мира, включая Лувр и Музей Делакруа в Париже.