-
Содержание
Деконструктивизм - одна из наиболее впечатляющих визуально форм искусства, когда-либо разработанных. Его странный, но интенсивно творческий стиль архитектуры XX века возник в конце 80-х годов, главным образом в Лос-Анджелесе, но также и в Европе.
Как часть постмодернистского искусства, сделанного возможным с использованием программного обеспечения, разработанного для авиационной и космической промышленности, деконструктивная архитектура противопоставляет себя упорядоченной рациональности геометрии и предпочитает нестандартный подход к дизайну, который обычно искажает внешность структуры и подрывает ценности модернизма.
Некоторые историки считают, что деконструктивистская философия противопоставлена постмодернистскому искусству, хотя практические последствия этого отношения неясны. В конце концов, деконструктивистическому архитектору приходится следовать законам науки, как ему нравится или нет.
Самым известным представителем деконструктивистской архитектуры является канадско-американский лауреат Прицкера Фрэнк О. Гери. Другими известными деконструктивистами являются Дэниел Либескинд, Заха Хадид, Бернард Цуми и Питер Эйзенман. К необычным деконструктивистским зданиям относятся: Танцующий дом (Прага), Гуффенхаймский музей (Бильбао) и Музей дизайна Витры в Вейл-ам-Райне.
История деконструктивизма
Деконструктивизм стал известен благодаря проектам для архитектурного конкурса Парка Виллетта в 1982 году, представленным Жаком Дерридой, Петером Айзенманом и Бернаром Чумми. В 1988 году Музей современного искусства в Нью-Йорке провел знаковую выставку "Деконструктивистская архитектура", кураторами которой были Филип Джонсон и Марк Уигли. На выставке были представлены проекты Фрэнка Гери, Даниэля Либескинда, Захи Хадид, Рема Колхаса и Бернара Чумми.
В следующем году был открыт Векснерский центр искусств в Колумбусе - первое большое общественное здание, созданное Петером Айзенманом в деконструктивистском стиле.
С момента появления деконструктивизма некоторые связанные с ним архитекторы отклонились от данной концепции или отказались от нее, но термин остался, и его буйная дизайн-философия проникла как в современную американскую архитектуру, так и в европейский дизайн.
Некоторые эксперты хотят увидеть связь с конструктивизмом, развиваемым в России Владимиром Татлином, Любовью Поповой и Эль Лиссицким, в то время как другие отрицают подобную связь. Одни утверждают, что движение деконструктивизма частично исходит из концепций постструктуралистского философа Жака Деррида.
Еще одним важным, хотя и не определенным текстом для деконструктивистов является "Сложность и противоречия в архитектуре" Роберта Вентури.
Особенности деконструктивизма
Деконструктивистская архитектура отличается манипуляцией поверхностей, фрагментацией и нелинейными формами, искажающими и отменяющими архитектурные конвенции относительно структуры и площади. При этом умышленно противостоят друг другу элементы, которые кажутся противоречащими, чтобы подвергнуть сомнению традиционное представление о гармонии и непрерывности.
Короче говоря, деконструктивизм подвергает сомнению почти все традиционные стили архитектуры. Однако он не является действительно больше, чем набором постмодернистских "побуждений", а не целостным движением или последовательным стилем дизайна.
Примеры деконструктивистской архитектуры
Вот краткие описания десяти наиболее влиятельных конструкций деконструктивизма.
Витра Дизайн Музей, Вайль-ам-Райн, Германия
Витра Дизайн Музей расположен в городе Вайль-ам-Райн в Германии и является одним из самых известных музеев дизайна в мире. Он был основан в 1989 году, и с тех пор стал настоящей достопримечательностью для любителей современного искусства и дизайна.
Музей представляет огромную коллекцию экспонатов, посвященных различным аспектам дизайна: от мебели и предметов интерьера до графического и промышленного дизайна. Здесь можно увидеть работы таких выдающихся дизайнеров, как Чарльз и Рэй Имс, Альвар Аалто, Жан Пруве и многих других.
Помимо постоянной коллекции, Витра Дизайн Музей проводит регулярные выставки и мероприятия, на которых представляются самые актуальные и новаторские проекты в области дизайна. Здесь можно увидеть прототипы будущих мебельных изделий, концептуальные проекты и экспериментальные работы, которые показывают, как дизайн может влиять на нашу жизнь и окружающую среду.
Витра Дизайн Музей также славится своей архитектурой. Здание музея было спроектировано самими ведущими архитекторами, такими как Фрэнк Гери и Заха Хадид. Современный и оригинальный дизайн здания идеально сочетается с его функциональностью, создавая уникальную атмосферу для посетителей.
Витра Дизайн Музей является не только местом экспозиций и выставок, но и центром образования и исследований в области дизайна. Здесь проводятся лекции, семинары и мастер-классы, которые позволяют посетителям углубить свои знания о дизайне и развить свое творческое мышление.
Если вы интересуетесь дизайном или просто хотите окунуться в удивительный мир современного искусства, Витра Дизайн Музей обязательно стоит посетить. Здесь вы сможете насладиться искусством дизайна и узнать о его влиянии на нашу жизнь.
Фото: Laura Zamboni / Shutterstock
Витра Дизайн Музей, Вейль-ам-Райн, Германия
Проектировал Фрэнк Гери
Завершен: 1989
Музей представляет собой абстрактное собрание кубистических и изогнутых форм, и является домом для одной из крупнейших коллекций мебели в мире, включающей почти все эпохи и стили с XIX века до наших дней.
Витра Дизайн Музей, первое здание Фрэнка Гери в Европе, построенное совместно с архитектором Гунтером Пфейфером из Лоррака, является одной из нескольких архитектурных достопримечательностей на территории мебельной компании Витра.
УФА-Кристалл Фильмпаласт, Дрезден, Германия
Фото: Владимир Заплахов / Shutterstock
Проектировал Coop Himmelb(l)au
Завершено: 1997–98
Состоит из двух объединенных зданий: блока кинотеатров с восьмью кинозалами и более двух тысяч мест и хрусталя из стекла, который служит фойе. Хрусталь, который Coop Himmelb(l)au называет "городским пассажем", также используется как место для публичных мероприятий, а его городское качество усиливается мостами и лестничными системами, позволяющими разглядеть людей через световые и цветовые слои.
Центральная библиотека Сиэтла, Вашингтон
Фото: ARTYOORAN / Shutterstock
Создано OMA/Rem Koolhaas
Год завершения: 2004
В этом 11-этажном прорывном здании с крестообразным фасадом из стекла и стали находится "Книжные спирали", непрерывная 4-этажная система полок, позволяющая посетителям просматривать всю коллекцию библиотеки, не используя лестницы или входить в другую часть здания.
Еврейский музей Берлина
Фото: Марек Шливецкий / Википедия
Проектирование Даниэля Либескинда
Завершено: 2001
Этот образец Холокост-искусства состоит из уникальной зигзагообразной структуры, обложенной тонкими оцинкованными листами, пронизанными окнами. Музей прорубает огромный провал, символизирующий исчезновение тысяч берлинцев, потерявших жизнь в Холокосте.
Центральный офис CCTV, Пекин, Китай
Фото: axz700 / Shutterstock.com
Разработано OMA
Завершено: 2008
Этот уникальный пример деконструктивистской архитектуры небоскреба, который китайский президент назвал "странным" и в котором расположено главное здание Центрального телевидения Китая, является необычной петлей из шести вертикальных и горизонтальных секций.
Несмотря на критику, в 2013 году он был удостоен награды за лучший небоскреб года от Совета по высоким зданиям и городскому жилью (CTBUH). OMA был основан в 1975 году нидерландским архитектором Ремом Кулхаасом и греческим дизайнером Элией Ценгелисом вместе с Зои Ценгелис и Маделон Фризендорп.
Парк Вильетт, Париж, Франция
Фото: Christian Mueller / Shutterstock
Задумано Бернардом Цюми
Завершено: 1984-87
Парк ла Вилетт в Париже, оригинальная икона деконструктивистского дизайна, отличается особой сетью ярко-красных структур, предназначенных не для отдыха, а для взаимодействия и исследования.
Со своими тематическими садами, детскими игровыми площадками и другими объектами науки и музыки, он включает около 25 зданий, дорожек, мостов и ландшафтных садов, построенных за пятнадцать лет.
Центр искусств Уэкснера в Огайо
Фото: Сьюзан Монтгомери / Shutterstock
Создано Питером Айзенманом
Завершено: 1989
Этот пятиэтажный открытый комплекс со своим белым каркасом искусства, который придает всей структуре незавершенный вид, не имеет заметной точки входа, и интерьер кажется вызывающим тошноту у некоторых посетителей из-за столкновения уровней дизайна.
В этом смысле структура остается одним из наиболее бескомпромиссных примеров деконструктивистской архитектуры, поднимающей абстрактные теории о комфорте и функциональности.
Центр современного искусства в Цинциннати, Огайо
Архитектор - Заха Хадид
Дата завершения проекта: 2003 год
Центр современного искусства Лоиса и Ричарда Розенталь в Цинциннати - одна из лучших галерей современного искусства в Америке, специализирующаяся на выставках постмодернистских художников.
Было решено поручить проектирование этой галереи революционной деконструктивистской архитекторке Захе Хадид, родившейся в Ираке и удостоенной Прицкеровской премии.
Концертный зал Вальта Диснея, Лос-Анджелес
Проект Фрэнка Гери
Год завершения: 2003
Работа над проектом началась в 1987 году и заявка была подана в 1991 году. Строительство началось в 1992 году, и в 2003 году работы были завершены с общим финансированием в объеме 274 миллионов долларов США. Концертный зал состоит из серебристых, изогнутых, кубических форм и вмещает 2 265 человек. Он служит концертным залом Филармонического оркестра Лос-Анджелеса.
Танцующий дом в Праге
Foto: kaprik / Shutterstock
Авторы: Владо Милиуниц и Фрэнк Гери
Год окончания строительства: 1996
Это уникальное здание на реке Молдава было признано журналом Time лучшим дизайном года в 1996 году, но не очень хорошо сочетается с готическими, барочными и югендстильными постройками, за которые Прага славится. Однако, спустя несколько лет оно признается одним из самых интересных зданий в городе.
Интерьер был разработан чешской архитектором, родившейся в Чехии, Евой Йиричной.