Джюджестез Герихт Микеланджело является одним из самых впечатляющих изображений этой темы в истории христианского искусства. Более 300 мускулистых фигур в бесконечном разнообразии динамичных поз заполняют стены до краев.

Здесь мы рассмотрим историю создания "Джюдже Герихт Микеланджело", прежде чем подробно описать основные детали этой впечатляющей фрески.

Планирование и предыстория фрески

Воплощение и место "Джюджестез Герихт" соответствуют конкретным пожеланиям первого заказчика, Папы Климента VII. К сожалению, он увидел только концепцию: фактическое создание фрески произошло при его преемнике, Папе Павле III, начиная с 1536 года после долгой и трудной подготовительной фазы.

При подготовке объекта была построена стена капеллы с более толстым слоем кирпичей сверху и тонким слоем снизу для создания наклонной поверхности. Наклон стены считался необходимым для улучшения видимости и предотвращения скопления грязи.

В этой фазе были уничтожены три фрески итальянского художника Перуджино, нарисованные им в верхней части стены, а также два полукруглых изображения, нарисованных Микеланджело более двадцати лет назад. Результатом стало создание площади, на которой можно было создать уникальный шедевр истории искусства.

Микеланджело работал весь период проекта в одиночку, за исключением небольшой помощи в подготовке красок.

Мотив и особенности в творчестве Микеланджело

Сикстинская капелла с Альтарем Страшного Суда в качестве фрески Фото: Антуан Тавено / Википедия

В то время как Страшный Суд был традиционной темой для больших церковных фресок, необычно было расположить его на Восточном конце над алтарем.

Традиционное расположение было на Западной стене над главными порталами сзади церкви, так что каждый прихожанин, покидая церковь, напоминал о возможной судьбе.

Однако ряд позднесредневековых панельных картин базировались на этой теме, хотя и адаптированные к горизонтальному изображению. Среди них Алтарь от Роджье ван Дер Вейдена в Боне и работы художников, таких как Фра Анджелико и Иеронимус Босх.

Рогир ван дер Вейден, <<Последний суд>>, между 1448 и 1451 годами

Многие аспекты композиции Микеланджело отражают хорошо установленное традиционное западное изображение, но обработаны новым подходом.

В большинстве традиционных изображений было изображено вознесение Христа примерно в том же положении, что и у Микеланджело, хотя и немного больше и с большей разницей в размерах по сравнению с другими фигурами.

Как и в <<Последнем суде>> Микеланджело, композиции изображали большое количество фигур, расположенных наверху, в качестве ангелов и святых вокруг Христа, в то время как души направлялись вниз.

Обычно существует яркий контраст между упорядоченными группами фигур в верхней части и хаотической суетой внизу, особенно на правой стороне, которая ведет к аду.

Поток душ обычно начинается внизу слева (взгляд зрителя), с восставших душ, восходящих из гробов и приближающихся к суду. Некоторым фигурам разрешен вход в рай на левой половине картины, в то время как другие осуждены к аду в правом нижнем углу.

Осужденные души часто изображались голыми в знак унижения, когда дьявол уносит их. Ангелы и восходящие в рай души одеты в одежду, причем их одежда может давать важные подсказки о личности групп или отдельных лиц.

Описание картины: Страшный суд Микеланджело

Микеланджело, "Суд последний", 1536-1541 гг.

"Суд последний" Микеланджело отличается радикальным отходом от традиционных изображений этой темы.

Первым заметным изменением является изменение основной композиции изображения.

Микеланджело заменил разорванные слои, изображающие небо, землю и ад, одним большим пространством. Фигуры группируются в отдельные формации и стоят изолированно друг от друга, характеризуя ужасное пустоту вечности.

В основе произведения находится изображение Христа, сделанное в момент перед Возвещением Судного дня. Справа от Христа находится его Матерь, скручивающая голову в жесте отрешения. Она больше не имеет влияния на судебное решение, а сможет только ждать его объявления.

Живопись изображает один из ключевых моментов христианской истории, отражая важность подчинения и веры перед возможным судом Божиим. Эта работа напоминает нам о неизбежности суда и необходимости приготовиться к нему.

Мы видим Христа, который занимает центральное место на картине, что указывает на его особое положение и власть в этой ситуации. Он предстоит объявить судебное решение и распределить награды и наказания согласно делам каждого человека.

Оптический фокус на Христе и его Матери усиливает их эмоциональную значимость в этот момент. Взгляд Христа направлен вперед, в то время как глаза Матери направлены вниз, что является символом её позиции отрешения и понимания того, что ее влияние на исход суда минимально.

В медленном круговом движении Христос окружает фигуры, которые можно назвать святыми и избранными Бога. Особенно заметными являются Симон Петр, держащий ключи от неба, Варфоломей, держащий свою собственную кожу в левой руке, которая, в свою очередь, многими историками искусства воспринимается как автопортрет Микеланджело, святая Екатерина Александрийская с колесом и святой Себастьян, стоящий на коленях рядом с ней, держащий стрелы.

Несколько из самых важных святых на Страшном суде представляют Христу свои характерные черты в качестве доказательства своей мученической смерти. Ранее это трактовалось так, будто святые звали к проклятию тех, кто не служил делу Христа.

Однако можно также и трактовать это так, будто святые сами не уверены в своей судьбе и в последний момент пытаются напомнить Христу о своих страданиях.

В середине нижнего раздела видны ангелы Апокалипсиса, которые звуком длинных труб пробуждают мертвых. Слева воскресшие поднимают свои тела, восходя к небесам. Справа ангелы и демоны сражаются за то, чтобы погрузить проклятых в ад.

Подробности: Нижняя левая половина изображения

Подробности: Нижняя левая половина изображения

Рядом расположено схематичное изображение ада, изображение, которое было выполнено, как пламенный выход из картины. Ужен Харон перевозит проклятых через реку мертвых, где умерший король Минос (серпент окутывает и ужал) в качестве судьи подземного мира ждет их. Эта часть однозначно относится к инферно в "Божественной комедии" Данте.

В центре над Хароном находится группа ангелов на облаках, из которых семеро играют на трубах (как описано в Книге Откровения), в то время как другие держат книги, в которых записаны имена спасенных и осужденных.

Справа от них видна более крупная фигура, схожая с мыслителем Огюста Родена. Кажется, что он только что осознал, что он осужден и потому взволнован до паралича. Два дьявола тянут его вниз.

Микеланджело способен передать полную силу ужаса в тот момент, когда уже нет возможности исправить свои ошибки.

Все изображение подчинено человеческой фигуре, которая почти всегда изображена полностью обнаженной. Тела нарисованы с большой выразительностью цветов, которые неподдельно выражают эмоции и мысли изображенных.

Реакции на произведения Микеланджело

Юджентес Герхт Микеланджело получил много похвалы, но также и критику по религиозным и художественным причинам. Как обращение к наготе, так и мускулистые тела стали спорными вопросами, а сама композиция – еще одним.

Юджщшти Геричт привёл к расхождениям между критиками католической контрреформации и сторонниками художника. Михеланжело был обвинён в том, что он преувеличил наготу и не соблюл точно описанное в Библии действие.

Смешение персонажей из языческой мифологии с изображениями христианских тем было также подвергнуто критике, также были критикованы персонажи Харона и Миноса, ангелы без крыльев и очень стилизованное изображение Христа.

Все трубящие ангелы принадлежат к одной группе, в то время как в Книге Откровения они направляются "к четырем углам земли". В отличие от Библии, Христос не сидит на троне. Воскресшие души были изображены двумя способами: одни были представлены в виде скелетов, в то время как другие были заметны как люди с кожей и волосами.

Дискуссии продолжались много лет, пока на Соборе Тридентском, после смерти Микеланджело в 1564 году, не было принято решение закрыть некоторые из изображений Страшного Суда, которые считались "неприличными". Даниэле да Вольтерра был первым художником, который позже облачил некоторых фигур, чтобы скрыть их наготу. В следующие века добавились ещё несколько перекрасок.

Несмотря на эту цензуру, картина не потеряла своей эмоциональности. Даже после множества модификаций, изменений и реставраций она по-прежнему является одной из самых впечатляющих картин в истории искусства. Конечно, она наряду с фреской на потолке Сикстинской капеллы и скульптурой Давида является шедеврами Микеланджело.