Независимо от того, какие мотивы являются любимыми у художников, большинство из них занимались древним искусством портретной живописи. Определяемое изображением людей, это направление практиковалось самыми влиятельными художниками в истории искусства и достигло своего апогея в обширной коллекции всемирно известных портретов.

Хотя художники, создавшие эти произведения, обычно известны, их темы часто менее очевидны. Несмотря на то, что многие известные портреты указывают на личность показанных на них лиц, некоторые настолько смутны, что сейчас уже невозможно идентифицировать изображенных людей. Именно эта неопределенность, эта тайна идентичности являются отличительной особенностью некоторых знаменитых портретов, которые заставляют зрителей задумываться даже спустя веки.

Леонардо да Винчи, Мона Лиза, ок. 1502-1506 гг.

Леонардо да Винчи, Мона Лиза, ок. 1502 - 1506

Одна из самых известных картин в истории искусства, Мона Лиза, была написана итальянским художником, изобретателем, писателем и универсальным гением Леонардо да Винчи в 1506 году. Это шедевр показывает полупортрет женщины, сидящей в лоджии и глядящей на размытый пейзаж. Фигура смотрит на зрителя и ласково улыбается.

Итак, кто такая Мона Лиза? Веками оставалась загадкой личность этой неповторимой фигуры. Однако в 2005 году немецкие ученые обнаружили рукописный комментарий в Гейдельбергском манускрипте, который однозначно идентифицировал ее как Лизу дель Джокондо (урожденная Герардини), флорентийскую дворянку. Портрет был заказан ее мужем Франческо Джокондо.

Хотя портрет, который висит в парижском Лувре, является самой известной Моной Лизой, это не единственный. С течением веков многие художники создавали свои собственные портреты ныне легендарной Лизы дель Джокондо, включая знаменитую картину ученика Леонардо да Винчи, Франческо Мельцы.

Рембрандт, Самопортреты, начиная с 1628 года

В отличие от остальных портретов в этом перечислении, портреты Рембрандта - это не одно произведение, а целая серия собственных портретов, которые он начал делать в начале своей художественной карьеры и продолжал рисовать практически до своей смерти.

Всего Рембрандт нарисовал более 40 различных портретов себя, которые довольно точно документируют его внешний вид в разные моменты времени. Большинство работ играют с особенным освещением, которое часто освещает только часть его лица и скрывает остальное изображение в темноте.

Рембрандт также не стеснялся украшать свои автопортреты. В его более поздних портретах его лицо отчетливо отображает процесс старения, с глубокими морщинами и седыми волосами.

Ян Вермеер, Девушка с Жемчужной Шпилькой в Ухе, 1665 год

Ян Вермеер, Девушка с жемчужной серьгой, 1665 год

Когда мы говорим о знаменитых портретах, нельзя не упомянуть это произведение. В 1665 году нидерландский художник Йоханнес Вермеер создал свое самое известное произведение искусства - Девушку с жемчужной серьгой.

Многие искусствоведы ставят под сомнение истинную личность молодой женщины, изображенной на картине. Одна из часто встречающихся теорий гласит, что эта женщина - Мария Вермеер, старшая дочь художника. Однако все еще есть ученые, которые сомневаются в этом, и хотя это масляная картина часто считается одним из самых значимых портретов, технически она вообще не является портретом.

Девушка с жемчужной серьгой - на самом деле это "тронь" - исследование неопределенной личности. Тронь были особенно популярны во время голландской "Золотой эпохи", когда художники, такие как Вермеер и Рембрандт, начали использовать неименованные мотивы для своих "портретов". Эти фигуры часто одеты в роскошную одежду и помещены перед простым фоном, чтобы подчеркнуть их анонимный характер.

Джеймс Аббот Макнейл Уистлер, "Композиция в сером и черном № 1", 1871 год

Джеймс Абботт Макнейл Уистлер, Композиция в сером и черном No. 1, 1871 год

Американский художник Джеймс Абботт Макнейл Уистлер окрасил в 1871 году "Композицию в сером и черном No. 1", портрет своей матери Анны Макнейл Уистлер.

Анна Макнейл Уистлер, родившаяся в Северной Каролине, переехала в Россию в 1830-х годах со своим мужем Джорджем Вашингтоном Уистлером. После его смерти она переехала в Англию, где жила у своего сына Джеймса. В его лондонском доме он нарисовал этот знаменитый портрет, на котором изображена 67-летняя женщина, сидящая перед серой стеной.

Хотя это произведение часто просто называется "Мать Уистлера", художник назвал его "Аранжировка в сером и черном №1" в качестве проявления своего лирического подхода к живописи. "Так же как музыка - поэзия звука, так и живопись - поэзия зрения, и объект ничего не имеет общего с гармонией звука или цвета", - сказал он в 1878 году.

Винсент ван Гог, Селфпортрет с соломенной шляпой, 1887

Ван Гог в своём творчестве придавал большое значение портретам, особенно себя изображал. Одним из самых известных портретов в истории искусства является его автопортрет с соломенной шляпой, который он выполнил в пяти разных версиях.

Представленная версия, которая сейчас находится в Метрополитен-музее, была создана им во время его пребывания в Париже с 1886 по 1888 год. За это время он нарисовал более 20 автопортретов.

На картине он изобразил себя с жёлтой соломенной шляпой и синей рабочей курткой, какие обычно носили работники на полях. Такое одеяние должно было соответствовать его представлению о себе как художнике-работнике и выражать желаемый им образ.

Пабло Пикассо, портрет Гертруды Стайн, 1905 год

Пабло Пикассо, Гертруда Стайн, 1905 Фото: Роб Кордер / Фликр

В начале 20 века известный писатель и коллекционер Гертруда Стайн стояла на челюсти парижского авангарда. После переезда из Окленда, Калифорния во французскую столицу в 1903 году, она сотрудничала с важными фигурами модернизма, начиная с революционных писателей, таких как Ф. Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй, и заканчивая художниками, такими как Анри Матисс и Пабло Пикассо.

Для Пикассо важна поддержка Стайн, которая признает ее покровительство как катализатор его раннего успеха. В 1905 году он нарисовал портрет Стайн в стиле, typique для его "розового" периода, которая характеризуется теплой цветовой палитрой и намеками на влияния, такие как африканские маски и иберийская скульптура.

Портрет Гертруды Стайн не только иллюстрирует основные черты этого значимого периода, но также передает уверенность и удовлетворение от самосознания и созданного ею статуса.

Известные портреты: Анри Матисс, Женщина в шляпе, 1905 год

"Фрау с шляпой", 1905, Жорж Матисс

В 1905 году художник Жорж Матисс создал "Фрау с шляпой", многоцветный портрет своей жены Амели. Это полотно не только демонстрирует Матиссову экспрессивность в искусстве и стиль фовизма, но также игриво указывает на профессию Амели - владение магазином головных уборов.

В течение многих лет Амели работала менеджером своего мужа, но его одержимость искусством разлучила их. "Я очень тебя люблю, мадемуазель", сказал Матисс своей жене. "Но я всегда буду больше любить живопись".

Хотя они разошлись в 1939 году после более чем 40 лет брака, их романтические и рабочие отношения были запечатлены на нескольких полотнах с Мадам Матисс.

Портрет Адель Блок-Бауэр I, 1907

Густав Климт, Аделе Блох-Бауэр I, 1907

Во время своего "золотого периода" Густав Климт начал украшать свои холсты золотой фольгой. Это монументальное решение привело к созданию двух его самых ценных картин: "Поцелуй" и "Портрет Аделе Блох-Бауэр I".

Портрет Аделе Блох-Бауэр I изображает Аделе Блох-Бауэр, богатую венгерскую еврейку. Блох-Бауэр считалась другом художника и его покровительницей искусства. Она и ее муж Фердинанд Блох-Бауэр собрали коллекцию из более чем 400 произведений искусства, включая портрет Аделе Блох-Бауэр - картина, которую Фердинанд заказал в качестве юбилейного подарка для своих свекровей.

Помимо изысканного изображения госпожи Блох-Бауэр, картина также известна своей спорной историей. В своем завещании она заявила, что картина должна была попасть в Австрийскую государственную галерею в Вене, но ее шурин решил это считать "просьбой" и решил оставить ее в семье. Эта картина часто была выставлена в музеях и галереях, но в 1941 году она была украдена нацистами.

После войны знаменитый портрет был размещен в Австрийской галерее Бельведер в Вене, где он оставался до своего возвращения в семью Блох-Бауэр в 2006 году. Через несколько месяцев они продали его Опре Уинфри за многие миллионы.

  • Самые дорогие картины всех времен

Знаменитые портретные картины: Грант Вуд, "Американский готик", 1930

Грант Вуд, «American Gothic», 1930 год

Грант Вуд, американский художник, написал в 1930 году «American Gothic», одну из самых известных современных американских картин.

Хотя многие люди считают, что мрачно выглядящий мужчина и женщина основаны на реальном фермере и его жене, эта иконическая картина на самом деле является портретом необычной пары. Женщина - младшая сестра художника Нэн Вуд Грэм, а мужчина - его зубной врач Др. Байрон МакКиби.

Вуд был вдохновлен написанием этой картины, когда он увидел Диббл-хаус, живописный неоготический дом в городке Элдон, штат Айова.

Хотя Вуд намеревался изобразить пару отца и дочери, он открыт для интерпретаций зрителей.

Самопортрет с горлышком из шиповников Фриды Кало, 1940 год

Фриду Кало, мексиканская художница, считается одной из самых важных портретисток всех времен и создала множество иконических автопортретов в ходе своей карьеры.

Вернувшись к живописи после развода с Диего Риверой и окончания отношений с фотографом Николасом Мюрреем, она написала автопортрет с венцом из шипов.

Приверженность Кало идей культуры мексиканских коренных народов сказалась на ее стиле живописи. Ее картины часто пронизаны символами этой культуры. С помощью мощной иконографии мексиканской индейской культуры Кало поддерживает продолжающееся восстание против колониальной власти и мужского правительства.

  1. В мексиканской народной культуре мертвый колибри, который висит на ее шее как подвеска, считается талисманом удачи для влюбленных. В то же время кошка является символом несчастья и смерти, а обезьяна - символом зла. Ривера подарил Кало обезьянку, что может указывать на то, что это символ Риверы, особенно учитывая, что он наносит Кало боль, сильно дергая за шипящую цепь, чтобы она кровоточила.
  2. Как и во всех картинах Фриды Кало, стоит заглянуть глубже в значение ее произведений и то сообщение, которое она хотела передать с их помощью.