Хиароскуро - это термин, используемый в живописи и относящийся к использованию светлых и темных пятен цвета для создания иллюзии трехмерного пространства на плоском холсте.

В более узком смысле термин "хиароскуро" используется для описания произведений искусства, которые обладают крайним контрастом между светом и тенью, используемым в качестве средства выразительности.

Термин происходит из итальянского языка и может быть переведен как "светлый-темный". Chiaro означает светлый или ясный, а scuro - темный.

Истоки хиароскуро

Хиароскуро имеет свои корни в работах Аполлодора Афинского, греческого художника, который подчеркивал объем с помощью штрихованного света и тени.

Ни одно из произведений Аполлодора не сохранилось, но примеры его техники "теневой живописи" можно увидеть в других гелленистических произведениях искусства. Мозаика "Охота на оленей" 4 века до н.э. является хорошим примером раннего хиароскуро, который был хорошо сохранен.

Gnosis, каменная мозаика охоты на животных из Пеллы, около 300 г. до н.э.

Хиароскуро в эпоху Возрождения

В 15 и 16 веке большой интерес к классическому искусству привел к тому, что художники эпохи Возрождения заимствовали и усовершенствовали прежние техники окрашивания.

Первым великим мастером Возрождения, развившим техники штрихования для достижения реального эффекта светотени, был Леонардо да Винчи.

Да Винчи дарил жизнь своим персонажам, вдыхая в них объем. В своих рисунках он начинал с темных оттенков на цветной бумаге и продвигался к светлым тоналностям. Единичные акценты он часто добавлял с помощью белой гуаши или светлого мела.

Леонардо да Винчи, Карточный дом Берлингтон Хаус, 1499/1500

Масляные краски - ключ к хиароскуро

Художники эпохи Возрождения стремились передать мир, который они видели вокруг себя. Углубление линейной перспективы, созданное архитектором Филиппо Брунеллески, дало художникам возможность создать иллюзию глубины и реалистичной пропорции на плоской поверхности живописного полотна.

Одно из важных открытий в это время было использование масляной краски. До эпохи Возрождения самым популярным средством была быстросохнущая темперная краска. Однако из-за своего быстрого высыхания эта краска сложна в смешивании и не подходит для нанесения слоев из-за своей высокой плотности.

Масляная краска, использующая в качестве связующего вещества масло (например, льняное масло), высыхает намного медленнее. Это медленное высыхание в сочетании с ее прозрачностью позволяет наносить тонкие слои краски друг на друга таким образом, что глубокие слои просвечивают на поверхности.

Это упрощало задачу художникам эпохи Возрождения смешивать и наращивать постепенно оттенки красок, что делало хиароскуро подходящей техникой для создания реалистичных форм.

Тенебризм

Еще одним термином для этой техники светотенистой живописи является теневая живопись, который происходит от итальянского слова (tenebroso), означающего темный или мрачный.

Караваджо, Давид с головой Голиафа, 1610

На данной картины Давид сияет ярким светом, падающим на него с левой стороны изображения. Его изобразили смягченными тонами и плавными переходами. Обратите также внимание, как тени находящихся в тени частей Давида плавно сливаются с черным фоном.

В отличие от этого, отрезанная голова Голиафа, из которой все еще течет кровь из горла, выдвигается на передний план в нижней правой части. Свет падает прямо на Голиафа и освещает тени его волос, складок на лбу и погруженных глаз.

Караваджо и караваджизм

Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо из 17 века принес шиароскуро на пик популярности, часто затемняя большую часть заднего плана и освещая предметы на переднем плане.

Эта комбинация высокого контраста и единственного источника света имела невероятно драматический эффект.

На следующей картине предметы освещены единственным источником света, который идет с правой стороны картины. Драматизм сцены усиливается сильным контрастом между темными тенями и теплыми акцентами и переходными оттенками. Свет привлекает внимание зрителя к людям, сидящим за столом.

Караваджо, Призвание святого Матфея, 1600 год.

Великая площадь черного фона в сочетании с ярко освещенными изображениями настолько тесно связана с творчеством Караваджо, что такой стиль живописи сегодня называют караваджизмом.

Голландское хиароскуро

Другие художники прибегали к более чуткому использованию светотени для создания спокойной и задумчивой атмосферы.

Голландский мастер Рембрандт ван Рейн известен своим тонким применением этой техники.

В данном автопортрете Рембрандта художник исследует отношение между светом и тенью с помощью своего ведения кисти. В отличие от многих других портретов, большая часть лица Рембрандта находится в тени, только одна сторона его лица слегка освещена светом. Фон выполнен в средних тонах, в отличие от многих других картин этой техники, где он ярко-черный.

Автопортрет в юном возрасте, 1628 год, масло на дубе, 22,6 x 18,7 см

Хиароскуро при свете свечи

Французский художник Жорж де Ла Тур часто использовал свечи в качестве основного источника света для своих картин. В нижеприведенной картине он использовал свет свечи, отраженный от зеркала, чтобы осветить сидящую Марию Магдалину.

  1. На этой картине чувствуется тепло от свечного света. Бумага в руке фигуры светится словно гладкое золото.
  2. В этом произведении искусства словно ощущается теплая атмосфера свечного света. Бумага, которую держит фигура, светится как полированное золото.
  3. В этой картины можно почувствовать тепло, исходящее от света свечи. Бумага в руке фигуры сверкает, как золото.
  4. На этой холсте можно буквально почувствовать обволакивающую теплоту свечного пламени. Бумага в руке изображенной фигуры сияет словно гладкое золото.
  5. Это полотно передает тепло свечного света. Бумага, которую держит фигура, лучится словно блестящее золото.

Жорж де ЛаТур, "Раскаявшаяся Мария Магдалина", 1640 год.