"Меланхолия I" - один из трех так называемых мастерских гравюр Альбрехта Дюрера. Вместе с "Рыцарем, Смертью и Дьяволом" и "Святым Иеронимом в окошке" "Меланхолия I" является творческой высотой Дюрера в 1514 году. С тех пор эти символические резцы были часто исследованы и анализированы.

Описание и истолкование "Меланхолии I" Альбрехта Дюрера

Эта медицинская сталь полна символов, некоторые из которых являются четкими представлениями, в то время как другие отзываются с трудно понятным значением.

Впереди сидит вялая фигура на каменной плите перед куском стены и смотрит в пространство. Смотрящее в сторону лицо (традиционная поза меланхолика) и ее великолепные крылья воплощают темное настроение. Ее темные черты также указывают на ее эмоциональное состояние.

На самом деле даже странная атмосфера, которую показывает обширный побережный пейзаж, окруженный радугой Монда и пронизанный кометой небесами, является чрезвычайно мрачной.

Вокруг крылатой фигуры разбросаны различные инструменты и приспособления, связанные с геометрией, архитектурой и искусством в общем. Среди них есть рубанок, пила, линейка, гвозди, чернильница и шкатулка для перьев, молоток и зажим для золотых изделий с тиглем. На стене висит весы, песочные часы и колокол.

Магический квадрат, в котором сумма каждой строки из четырех чисел составляет 34, часто называют Юпитеровым талисманом. Числа в нижней строке показывают дату гравюры.

Кажущееся многообразие изображенных объектов в печати свидетельствует о глубоком интересе Дюрера к пропорциям, математическим и измерительным теориям, которые достигли своего апогея в его математической книге, опубликованной в 1525 году. Каменный октаэдр, властвующий на левой стороне композиции, является доказательством радости художника от создания необычных геометрических форм.

Геометрия была основой творчества Дюрера. Эта дисциплина позволяла ему приблизиться к совершенству в его произведениях. Не без значения также, что основная фигура в "Меланхолии I" держит компас в своей правой руке.

В 1529 году Альбрехт Дюрер написал:
Необходимо правильно овладеть искусством измерения. Тот, кто владеет им, создает восхитительные вещи.

Роль меланхолии в древней теории темпераментов и в эпоху Ренессанса

Со времен античной гуморальной патологии меланхолия понималась как одно из четырех основных темпераментов. В этой учении о темпераментах состояние эмоционального и физического состояния человека определяется жидкостями тела: меланхолическим, холерическим, флегматическим или сангвиническим. Каждая из жидкостей определена одним из четырех элементов, одним из четырех времен года и одним из четырех времен дня.

В соответствии с космологией Ренессанса, которая часто проводила параллели между микрокосмом человеческого организма и Вселенной, юморальное состояние индивида в конечном итоге определялось планетами. Меланхолические типы, например, были под влиянием размышлений Сатурна. Кроме того, их связывали с элементом Земля, осенью, вечерним временем, жизненным периодом зрелости и характеристиками холода и сухости. Таким образом, цветочный венок, который украшает голову фигуры в "Melencolia I.", толковался как средство от последствий последних.

Согласно космологии эпохи Возрождения, люди связывали настроение и характер человека с влиянием планет. Например, меланхолические люди считались под влиянием размышлений Сатурна. Их связывали с элементом Земля, осенью, вечерним временем суток, возрастом зрелости, а также с холодом и сухостью. В религиозных произведениях, таких как "Melencolia I.", венок из лекарственных трав на голове фигуры символизирует лекарство от этих последствий.

В эпоху Возрождения неоплатонизм сменил оценки меланхолии: то, что ранее считалось болезнью или пороком, было возвышено на уровень божественного дара, связанного с исключительной творческой способностью. "De vita libri tres" Марсилио Фичино (1489) был самым значительным текстом, подтверждающим связь между художественным талантом и сатурническим темпераментом.