Джорджионе (1477/1478-1510) был одним из величайших художников эпохи Возрождения и считается одним из основоположников актовой и портретной живописи. Его техника и стиль оказали огромное влияние на развитие искусства.

По несчастью, очень мало информации о жизни и карьере Джорджионе сохранилось до наших дней. Его настоящее имя было Зорзе да Кастильоне, но известно его имя по прозвищу Джорджионе, которое означает "Большой Джорджо". Он родился в Венеции и происходил из семьи мастеров-художников.

С юных лет Джорджионе проявлял великий талант в живописи. Он получил образование в мастерской Джованни Беллини, одного из ведущих художников Венеции. Под его влиянием Джорджионе разработал свой уникальный стиль, отличающийся мягкой живописной обработкой и использованием светотеневых эффектов.

Джорджионе был знаменит своими актовыми и портретными работами, которые до сих пор вызывают восхищение своей красотой и эмоциональной глубиной. Он стремился изображать не только внешность своих моделей, но и передать их внутренний мир и эмоции. Его картины проникнуты таинственностью и атмосферой загадочности.

Трагической чертой жизни Джорджионе было его преждевременное смерт в возрасте всего 33 лет. Малоизвестно о причинах его смерти, но его ранняя кончина лишила мира искусства одного из его ярчайших талантов. Его произведения стали ценным наследием и вдохновением для многих поколений художников, которые последовали за ним.

Итак, Джорджионе занимает особое место в истории искусства. Великий художник, пионер актовой и портретной живописи, он оставил неизгладимый след своими работами, которые до сих пор восхищают и вдохновляют нас своей красотой и мастерством.

Джорджо да Кастельфранко, известный как Джорджионе, прожил короткую, но значимую жизнь. Жизнь, которая отмечает его как одного из самых важных и загадочных личностей в истории западного искусства.

Трудно постижимое поэтическое качество его живописи - без передачи предпочтений и целей художника и без записи требований его покровителей - обеспечило наследие, созданное за всего 15-летнюю карьеру.

Хотя картины Джорджионе не поддаются однозначной классификации, они несомненно протестировали современный стиль времени. Таким образом, художник существенно способствовал изменению в венецианской культуре в пользу нового признания античности, мифологии и мира природы.

Он будет запомнен прежде всего благодаря своим портретам и пейзажам. Касательно последних, существует некоторое согласие среди историков искусства, что его творчество способствовало развитию пейзажа как самостоятельного жанра. Васари в своей знаменитой биографии просто описывает его как человека с интеллектом, обаянием и удивительным талантом.

Он оказывается ключевой фигурой в эволюции ренессансного искусства к стилю, который способствовал чувственному сочетанию ярких цветов, которые мы до сих пор знаем как характеристику венецианского Ренессанса.

Основные идеи

Биография Джорджионе

Детство

Георгио да Кастельфранко родился около 1477 года в небольшом североитальянском городке Кастельфранко Венето, примерно в 40 километрах от Венецианской республики. Имя, передавшееся потомкам - Джорджоне или "Великий Джорджо" - возможно, говорит о его физическом теле, в то время как легенда скорее рассматривает его как привлекательного и страстного молодого человека.

Однако о Джорджоне известно мало, особенно о его раннем детстве. Из документа, в котором перечисляется его имущество вскоре после его смерти, известно имя его отца, Джованни Гаспарини, а также то, что его мать (имя неизвестно) умерла, когда Джорджоне был еще маленьким ребенком. Он был воспитан сводной матерью Алессандрой, хотя точное время этого события неизвестно.

Сам Гиорджо Вазари, автор влиятельных биографий художников, не предлагает более ничего, кроме констатации того факта, что художник родился в скромных обстоятельствах.

Тем не менее, нет сомнений в том, что он был замечательно талантливым ребенком, так как Джорджионе в возрасте 13 лет приехал в Венецию, чтобы учиться у выдающегося венецианского мастера второй половины XV века, Джованни Беллини.

Художественное образование у Беллини

Будучи членом престижной венецианской художественной династии, к которой принадлежали его отец Якопо и брат Джентиле, стиль позднего Возрождения Гованни Беллини, несомненно, оказал сильное влияние на молодого Джорджионе.

Использование цветовой гаммы в произведениях Джорджионе показывает влияние Беллини, хотя ученик быстро превзошел своего учителя в технике. Также, он придавал своему творчеству большую глубину мысли, превосходя возможности Беллини в этом.

Художественная зрелость

Когда Вазари в 1568 году опубликовал второе расширенное издание своей биографии, его взгляд на Джорджионе изменился - от талантливого ученика семьи Беллини он стал самостоятельным мастером. Вазари намекнул, что Джорджионе был ответственен за поворот в венецианской живописи. Он начал развитие стиля, темы и настроения, которые отметили начало современного венецианского стиля.

Главный совет (Maggior Consiglio) в Дворце Дожей (Palazzo Ducale) поручил ему в 1507 году создание грандиозной работы для резиденции правительства, Салы Маггиоре Консильо (Sala del Maggior Consiglio). К сожалению, сейчас этот проект не сохранился.

Второе государственное задание поступило к нему в 1508 году, когда он украсил фасад Фондако дей Тедески (Fondaco dei Tedeschi) на Великом канале, на этот раз с поддержкой Тициана.

Точная связь между двумя художниками неизвестна. Веками после смерти Джорджоне историки искусства часто испытывали трудности с различением между работой Джорджоне и молодого Тициана.

Несмотря на то, что о его жизни и творчестве известно мало, смерть Джорджоны хорошо задокументирована, особенно в связи с знаменитой покровительницей и коллекционером искусства Изабеллой д'Эсте, маркизой Мантуи. Изабелла, дочь герцога Эрколя I из Эсте и Элеоноры Неаполитанской, выросла в высокоразвитой обстановке двора в Ферраре, северной Италии, и вышла замуж за Франческо II Гонзагу, маркиза Мантуи, в отсутствие которого она выступала как регент города.

Примечание: Как, пожалуй, самая важная меценатка эпохи Возрождения, она заказала произведения величайших художников своего времени, включая Беллини, Леонардо, Андреа Мантеньи, Рафаэля, Тициана, Коррежо и Джулио Романо.

В Октябре 1510 года Изабелла написала своему ассистенту Альбано после того, как узнала о смерти художника от чумы в венецианской больнице. Она просила его достать картину ночного пейзажа от Джорджоне, о которой слышала, что она очень красивая и оригинальная и находится в его студии.

Если эта картина так привлекательна, как говорят, то Альбано должен купить ее любой ценой. Однако из ответа Альбано стало известно, что в наследство Джорджоне не оставил такой живописи.

Из инвентаря, составленного по просьбе наследника Джорджоне, мы узнаем, что художник, умерший в возрасте около тридцати трех лет, оставил немного имущества и богатства.

Наследие Джорджоне

Итальянский поэт Габриеле д'Аннунцио из 20 века сделал следующее замечание о легенде о Джорджоне:

Он кажется скорее мифом, чем человеком. На Земле нет поэта, которому суждено такое судьба, сравнимая с его судьбой. О нем известно почти ничего, некоторые люди даже сомневаются в его существовании. Но вся искусство Венеции кажется возгорелось его творением.

Фактически, репутация Джорджоне, кажется, только выиграла от его преждевременной смерти. Уже в 1528 году в книге "Дворянское Искусство" Балдассаре Кастильоне назвал его одним из выдающихся художников Италии, наравне с Леонардо, Мантеньей, Рафаэлем и Микеланджело.

Живопись Джорджионе не поддается простой категоризации. Его вежливое признание использования Леонардо сфумато и хиароскуро было заимствовано поколением венецианских художников, таких как Себастьяно дель Пьомбо и Тициан, в то время как искусствоведы согласны в том, что Джорджионе эффективно переосмыслил живопись пейзажей.

Другие понимают его наследие как начало культурных изменений в ренессансном искусстве, которые вызвали новое восприятие древнего мира и его мифологии, а также его утонченное изображение атмосферы стало образцом для развития романтизма в начале 19 века.

Также, "Спящая Венера" Джорджионе (1508-10) послужила вдохновением для двух великих шедевров западного искусства: "Венера из Урбино" Тициана и "Олимпия" Мане.

Знаменитые произведения Джорджоне

Гроза, ок. 1507-08 гг.

На зеленом берегу реки молодая мать, облаченная только в белую мантию и кружевную шапочку, кормит своего ребенка. Она поворачивает голову, чтобы встретить взгляд зрителя.

Слева модно одетый молодой мужчина рассматривает сцену, оперлся на посох. За его спиной видны остатки двух сломанных колонн и других фрагментов архитектуры. Деревья окружают сцену слева и справа, а в глубине виднеется деревянный мост через воду к жилым домам города. Наверху из облачного неба вырывается молния, что придает картине ее название: Гроза.

Гиорджионе был частью первого поколения художников в Италии, которые работали исключительно с маслом. Масляная живопись была разработана североевропейскими художниками, такими как Ян ван Эйк, и введена в Венеции Антонелло да Мессина в 1470-х годах.

Молодой Гиорджионе, возможно, также изучал эту технику в творчестве немецкого художника Альбрехта Дюрера, который посетил город в 1494-1495 годах, когда его обучение у Джованни Беллини подходило к концу. В этой картинах он использует потенциал масляной краски, чтобы запечатлеть напряжение и ожидание летнего дня перед бурей.

Волнующая красота североитальянской местности, которая почти выходит на передний план здесь, неизбежна. В некотором смысле Гиорджионе с такими работами продвинул развитие пейзажного искусства как отдельного жанра живописи.

Спящая Венера, около 1508-10 гг.

«Спящая Венера» - картина, созданная художником-ренессансистом в период с 1508 по 1510 год. Произведение известно своей изящностью и элегантностью, а также передачей безмятежного сна греческой богини любви - Венеры.

Художник пытался передать красоту и изящество женской формы, используя плавные линии и изысканные детали. Ее голое тело кажется мягким и уязвимым в своей беспечности. Цветовая гамма мягкая и пастельная, создавая ощущение нежности и расслабленности.

Поза Венеры, лежащей на боку, придает картины естественность и гармонию, что отражает идеалы идеала женской красоты, присущие эпохе ренессанса.

Работа выполнена маслом на холсте, что позволяет создать глубокую текстуру и богатство оттенков. Картина является историческим искусствоведческим достоянием и выражает идеалы женственности, красоты и гармонии эпохи Возрождения.

На зеленом пейзаже, защищенная от солнца каменной скалой, лежит прекрасная молодая женщина без одежды. Она отдыхает на изящном шелковом покрытии, которое светится на солнце. Ее верхняя часть тела опирается на красную подушку с позолоченными нитями.

На переднем плане из травы прорастают дикие цветы, в то время как на среднем плане виднеются фермерские дома перед облачным небом и ландшафтом, который простирается до дальних лесов и холмов. Венера лежит с правой рукой над головой, ее лицо обращено к наблюдателю, но глаза закрыты. Кажется, что она не замечает наш взгляд, причем ее левая рука прикрывает область ее интимных мест. Тем не менее, расположение левой руки вызывает у нас вопросы: спит ли Венера на самом деле или притворяется?

Маркантонио Микель, венецианский дворянин, описал это произведение как полотно, на котором Венера спит в ландшафте с ангелами. По словам Микеля, Венеру нарисовал Джорджоне, ландшафт и Купидон к ее ногам добавил Тициан (теперь перекрашен).

Знание этой детали позволяет нам увидеть тесные связи между этими двумя художниками и влияние, которое Джорджоне оказал на своего коллегу в композиции. Хотя женские акты уже были изображены в Венеции на маленьких досках свадебных сундуков, это было первое крупноформатное изображение акта в городе и первое убедительное изображение женской формы в трехмерной глубине.