Речь идет о деньгах: огромных деньгах. Картины из прошлого продаются за астрономические суммы, достигающие миллионов. Неудивительно, что такие суммы также привлекают криминальных элементов, которые хотят получить выгоду от денежных потоков в мире искусства.

Именно художники-подделыватели с аккуратностью в деталях и безупречным мастерством пытаются подделать произведения востребованных художников, чтобы затем выгодно ввести их на художественный рынок.

Легендарная история Вольфганга Бельтраччи и его жены Хелены широко известна многим.

Чтобы предотвратить подделки, такие как те, что сделал Бельтраччи и другие художники-подделыватели талантливого художественного мастерства, подтверждать как подлинные произведения и выпускать в оборот как оригиналы, существуют три различных метода, которые мы рассмотрим далее.

Основное внимание в данном исследовании уделяется стилистическому анализу сомнительного живописного произведения. Затем проводятся исследования происхождения работы. В случае особенно дорогих или старых произведений искусства музейного качества также может проводиться научный анализ с использованием различных инструментов для выявления подделки.

Метод 1: Стилистический анализ

Первым этапом при анализе подлинности картины является стилистическая оценка произведения. Соответствует ли картина по стилю, технике и теме художнику и его творческому пути?

Для стилистического исследования обычно привлекается историк искусства, который отлично разбирается в творчестве искомого художника.

Существуют эксперты, которые специализируются только на работе одного конкретного художника. Чем лучше они знакомы с эпохой создания и работами художника, тем больше веса имеет их экспертное мнение о подлинности произведения.

Картины, которые предполагается продавать по высокой цене, подделываются настолько искусно, что работа стилевски не отличается от произведений имитируемого художника, если только в мельчайших деталях. Обнаружить такую подделку с помощью только визуального анализа практически невозможно.

Чтобы распознать такую подделку картины, необходимы дополнительные методы, выходящие за рамки стилевой оценки.

Метод 2: Распознавание подделки картины с помощью происхождения

Если возникает подозрение на подделку, проводится исследование происхождения произведения.

Примечание: Происхождение – это термин из мира искусства, обозначающий собственность на произведение искусства. Это записи о том, кто и когда владел объектом.

В идеальном мире мы могли бы подробно отслеживать, кто, когда и кем был приобретен и продан каждый произведение искусства, до такой степени, что мы точно знали бы момент, когда художник снял его с холста.

Однако, на практике все выглядит несколько иначе.

Записи теряются или не сохраняются, сделки заключаются по пожатию руки независимо от юридической документации, искусство незаконно конфисковывается организациями и государствами, которые потом пытаются сокрыть происхождение произведений.

Все это случилось за последние столетия активного творчества художников.

В ходе процесса поиска происхождения история произведения искусства восстанавливается с помощью публичных и частных записей, архивов и других художественных источников.

Иногда эксперты, изучая переписку, каталоги, продажные документы и даже само произведение искусства, обнаруживают, что очень маловероятно или даже невозможно, что художник создал определенное произведение. Например, переписка между Винсентом ван Гогом и его братом Тео использовалась для того, чтобы присвоить многие его произведения их последующим владельцам.

В других случаях они могут обнаружить ранее неизвестное законное подтверждение существования произведения, являющееся сильным доказательством его подлинности.

Исследование происхождения относительно недорого, очень эффективно и может также раскрыть другие важные детали о прошлом произведения искусства, например, было ли оно украдено.

Однако отрицательным аспектом является то, что исследования в этой области могут занимать много времени и часто они оказываются тщетными.

Метод 3: Научный анализ

  1. Определение подлинности картин с помощью микроскопа: В течение веков, увеличительное стекло стало неотъемлемым инструментом исследователей искусства.
  2. Современная микроскопия: Современная микроскопия открывает новые возможности для исследования искусства. Это широко используемая техника, связанная с увеличением изображений.
  3. Исследование крошечного образца: Изучение небольшого образца краски с помощью светового микроскопа может раскрыть много интересной информации о работе искусства.

Используя стереомикроскоп, который позволяет создавать 3D-изображения, исследователь может более детально изучить, как краска была нанесена на произведение искусства, и, что самое важное, определить, была ли краска добавлена позже. Например, можно проверить, была ли на старой картины, которая на самом деле не произведением мастера, добавлена соответствующая подпись.

Микроскопы также хорошо подходят для исследования наплывшей глазури, то есть трещин, которые появляются со временем на старых масляных картинах. Различные картины из разных стран и времен имеют различные шаблоны трещин, которые очень трудно воспроизвести при подделке.

Примечание: В зависимости от цветовой комбинации, условий хранения и влажности воздуха образуются различные узоры растрескивания.

Под микроскопом исследователи искусства могут определить, имеет ли картина правильный узор растрескивания. Если характерные трещины отсутствуют или не соответствуют, ученый понимает, что имеет дело с подделкой.

Масс-спектрометрия

Проще говоря, масс-спектрометрия используется для точного определения, какие пигменты были использованы в определенной картине.

Для этого определяется масса молекул в образце пигмента путем измерения их массово-зарядного соотношения. Результаты представляются в виде диаграммы, так называемого спектра. Таким образом, искусствовед может сравнить массы, содержащиеся в образце пигмента, с известными массами определенных элементов или молекул.

С помощью масс-спектрометрии, например, можно определить, содержит ли предполагаемая старинная картина свинец. Свинец часто использовался художниками в прошлом, однако из-за опасности свинцового отравления он сегодня редок и труднодоступен. Если старинная картина не содержит свинца, возникает вопрос о ее подлинности.

Метод масс-спектрометрии также может выявлять наличие пигментов, которые еще не были созданы на момент создания исследуемой произведения искусства. Если масс-спектрометрия показывает, что предполагаемая ренессансная картина содержит пигменты, которые были произведены только в 20 веке, то это явное доказательство подделки.

Распознавание поддельных картин с помощью рентгеновских лучей

С помощью рентгеновской техники также можно определить, была ли возможная подделка нарисована на повторно использованном холсте. Умные подделыватели знают, что невозможно нарисовать предположительно старую картину на новом холсте.

Если взглянуть внимательно, например, с помощью микроскопа, можно увидеть, что оно не старое. Именно поэтому подделыватели часто перекрашивают менее ценные, но все же старые произведения искусства, чтобы создать более ценную подделку.

Многократное использование холстов в мире искусства не является чем-то неизвестным: обнищавшие художники различных эпох пытались сэкономить деньги, перекрашивая свои собственные или чужие картины. Но в этом случае старая картина, конечно же, всегда находится под новой картиной.

Например, если подозрительная картина XVII века пройдет рентгеновский анализ и под ней будет обнаружена картина XVIII века, искусствовед назовет эту картину подделкой.

Если установлено исследованиями в области истории искусства, что художник по самой своей природе рисовал только на новых холстах, то наличие более ранней картины под поверхностью будет явным признаком того, что тут работал подделыватель.

Исследование картины с помощью инфракрасного излучения

Большинство художниц и художников не рисуют просто весь рисунок непосредственно на холсте, не имея никакого конкретного плана.

Обычно художник перед и во время рисования делает по крайней мере несколько отметок или предварительных эскизов, чтобы определить форму и структуру мотива. Некоторые художники используют карандаши, другие - краски.

Некоторые художники используют только маленькие пометки, другие наброски почти полных версий окончательного произведения. В почти всех случаях художники используют одну и ту же технику подготовки к рисованию снова и снова, каждый по-своему.

Инфракрасная рефлектография позволяет заглянуть под поверхность картины и исследовать иначе невидимые наброски.

Эта техника основана на том факте, что инфракрасный свет, в отличие от света в нашем видимом спектре, может проникнуть сквозь пигментные слои, пока не достигнет наброски художественного произведения.

Затем инфракрасный свет отражается в специально разработанную камеру, которая создает изображение того, что находится под ним.