Влияние Микеланджело на западное искусство неоспоримо. Его фрески в капелле Сикстинского собора сохранились через века и обладают непревзойденной культурной значимостью.

Но его живопись - это лишь малая часть его творчества.

В этой статье будет рассмотрена скульптура Микеланджело во всей полноте: какую роль он играл как великий скульптор в эпоху Ренессанса и что делало его скульптуры особенными по сравнению с другими произведениями его времени.

Скульптура Микеланджело и Ренессанс

Предпочтение Микеланджело к скульптуре было тесно связано с художественным периодом, в котором он жил: Ренессансом. Ренессанс характеризовался возвращением к классическому миру. Манускрипты древних произведений снова были обнаружены и оказали влияние на художников, политиков и философов того времени.

Идея гармонии происходит из классического мира: стремление к гармоничным пропорциям и существенным формам в фигуре и архитектуре.

Эти принципы привели к экспериментам в раннем Ренессансе с линейной перспективой в живописи и физическими пропорциями в скульптуре.

Высокий Ренессанс был пиком предыдущих попыток воплощения этих новых идей на практике в искусстве. В скульптуре Микеланджело мы можем увидеть эту визию идеальной симметрии и гармонии.

Искусство для Микеланджело было более чем средством достижения богатства или славы, оно было средством выражения и конкретизации его видения красоты.

Мужское тело является главным персонажем в большинстве скульптур Микеланджело, через него он мог выразить свои идеи.

Скульптура Микеланджело открывает форму красоты

Фото: giovannamatarazzo / Flickr

После его скульптуры Давида Микеланджело был очень востребован на заказы в Риме. Ему не столько было важно изобразить образ персонажа, сколько передать движение красоты в фигурах. Уже в юных годах он понял, что классические формы для этого идеальны.

Классический язык форм включал позы тела и фигуры, которые были уравновешенными и сложными.

Подобно бесчисленным складкам платья, мы видим стройное тело с его динамикой и мышцами, которые придают телу прекрасные размеры.

Классицизм ранних работ Микеланджело пропитан философским духом древних греков. Платоновская теория форм дает нам представление о методе работы Микеланджело.

Согласно Платону, формы были вечными составляющими того, что мы видим на земле. Они должны быть открыты разумом и размышлением, чтобы достичь этого более высокого понимания существования.

Фото: Андреа Иццотти / Шаттерсток

Подобно Микеланджело, скульптура тоже похожа на это. Он описывал скульптуру как высвобождение форм из их основного материала: каждый мраморный блок полон красоты и истины, которые мы видим, когда произведение закончено.

Когда мы рассматриваем персонажей Микеланджело, мы также получаем представление о его идеалах красоты, которые он выразил через них. Они не имеют ничего общего с историческими фактами, но служат выражением его борьбы с формами красоты, которые он разрабатывает для зрителя.

Движение как видение в искусстве скульптуры Микеланджело

Фото: Йорг Биттнер Унна / Википедия

Однако красота в отдельности не была достаточной для того, чтобы передать значение, которому стремилась скульптура Микеланджело. Было движение в статичных формах, которому они придавали значение.

Это были незаметные вещи, такие как поворот тела, положение ног или просто выбор взгляда, делающие его скульптуры столь особенными. Микеланджело обращал внимание на эти тонкости, чтобы создать нечто, превосходящее саму скульптуру.

Фреска склали художественное произведение, структура и форма которого Микеланджело не были слишком опытными. Однако здесь мы можем увидеть его эксперименты с человеческой формой. Работа Микеланджело доказывает нам, что форма человека не имеет ограничений. Ее выразительность кажется бесконечной в руках гения.

С помощью этих поз Микеланджело мог выразить свое представление о теле. Именно скульптура позволяет художнику создать динамику между видом неподвижной фигуры и текучим воображением наблюдателя.

Для Микеланджело человеческое тело было полной композицией. Это достигалось через сочетание тел в композиции, которые менялись в более сложные уровни. Динамика тел создавала настроение и значимость композиции, для создания бесконечной гармонии.

Основная мысль: Скульптура Микеланджело - это спектакль, который приводит зрителя в увлекательное путешествие, которое он создает.

Искусство незавершенной формы

Идеи о том, что означают и почему они здесь, у множества Художественных Историков появились по поводу рабов для гробницы Папы Иулия II. Но, если проанализировать их фигуры, мы можем увидеть намерения Микеланджело. Эти незавершенные формы кажутся завершенными; на самом деле они вызывают эмоции из-за того, что они незавершены.

В "Просыпающемся рабе" Микеланджело искусно формирует эффект произведения из исходного материала. Это происходит так, словно фигура раба навечно застряла в промежуточном мире и борется, чтобы быть освобожденной - проснуться - но никогда не добивается этого.

Визионерская искусство Микеланджело рассматривает мрамор и задает вопросы о границе между заброшенностью и завершенностью.

v.l.n.r.: Мичеланджело Пробуждающийся раб, Молодой раб, Бородатый раб

Также в Молодом рабе кажется, что молодой человек оживает из вечного сна внутри мрамора и возвращается к жизни. Техника включения необработанного мрамора в скульптуру Мичеланджело заставляет зрителя задуматься о связи между сыростью и красотой.

Эта отсутствующая потребность в совершенстве возрастала, по мере того как Микеланджело старел. Его представления о форме и красоте начали меняться, становясь менее идеализированными и тяжеловесными. Микеланджело видел красоту в своем видении искусства, которое не требовало соответствия классическим идеалам.

Когда Микеланджело стал старше, его христианская духовность возродилась. Возможно, именно это привело к изменению его стиля. Его скульптура стала более благочестивой, и тема Пиеты была всё чаще поднимаема, как будто он искал последнюю работу, чтобы передать эту духовность.

Микеланджело, флорентийская Пиета, ок. 1547 - 55 Фото: Wikipedia / Marie-Lan Nguyen / CC BY 2.5

Влияние скульптуры Микеланджело

Интерес Микеланджело к анатомии тела дал ему возможность понять его функционирование, и именно благодаря этому исследованию тела его фигуры преодолевают вымысел и приобретают фантастическую реальность.

Михеланджело вдохновил следующее поколение художников, позволив им понять, как человеческая фигура может самовыражаться. Он был предтечей маньеризма в искусстве, который был известен своими эстетическими средствами изображения темы.

Скульптура Михеланджело способна была создавать композиции в реалистическом облике, чего не хватало раннему Возрождению. Однако, достижение Михеланджело превосходило натуралистический стиль. Это была его способность изображать святых таким образом, что реализм повседневного тела соединялся с духовной сущностью, которую эти фигуры воплощали.

В этом отношении Микеланджело показал зрителю, чем они сами могут быть. Мы можем рассматривать его произведение как своего рода моральную миссию. Когда мы рассматриваем скульптуру Давида Микеланджело, мы поражены красотой его позы и полнотой. Прямая фигура вот-вот столкнется с гораздо более крупным Голиафом, которого все старые израильтяне боятся. Давид же не боится; он осознает божественную уверенность.

Видение искусства Микеланджело вдохновляло зрителей, приводя формы красоты к более простым проявлениям. Если учитывать гуманистическую идею о формальной позиции человека в цепи бытия, то Микеланджело побуждает нас стремиться к красоте и Богу.