Поль Гоген был французским художником, одним из основателей постимпрессионизма. Его работа "Откуда мы приходим? Кто мы такие? Куда мы идем?" - это одна из его самых известных картин, написанная в 1897-1898 годах.

Картина представляет собой панорамный пейзаж, на котором изображены три женские фигуры, представляющие бесконечный цикл существования - от рождения до смерти. Разнообразие цветов и форм символизируют различные фазы жизни и, возможно, ответы на вопросы, которые задаётся художник в названии своей работы.

Гоген пытался исследовать вопросы о смысле жизни и непостижимости всего сущего. Он был увлечен идеей о единстве человечества и подчеркивал идею цикличности жизни и вселенной в общем.

Картина вызывает много вопросов и интерпретаций у зрителей. Здесь нет однозначного ответа на вопросы, заданные в названии. Каждый зритель может найти своё собственное искусство и смысл в этой работе. "Откуда мы приходим? Кто мы такие? Куда мы идем?" - вопросы, которые каждый задаёт себе в определенный момент своей жизни, и Гоген, возможно, намекает на то, что ответы на эти вопросы индивидуальны для каждого из нас.

Откуда мы приходим? Кто мы такие? Куда мы идем? - это огромное, яркое, но все же загадочное произведение Поля Гогена, написанное на холсте.

Оно содержит множество человеческих, животных и символических фигур, расположенных в островном пейзаже. На заднем плане видны море и вулканические горы Таити.

Это самая большая картина Поля Гогена, и он сам считал ее своим самым красивым произведением.

О художнике Гогене

Французский художник стал профессионалом после неудачной карьеры биржевого брокера в начале 1880-х годов. Он жил на Таити, во Французской Полинезии, с 1891 по 1893 год, прежде чем сделать новый старт в Париже.

В 1895 году он вернулся в Полинезию, где в 1897 году написал это грандиозное полотно, а в конце концов, в 1903 году, умер на острове Хива-Оа, одном из Маркизских островов.

Гоген о "Откуда приходим? Кто мы? Куда мы идём?"

Гоген написал своему другу Даниэлю де Монфриду, который управлял Гогеновской карьерой в Париже, в то время как художник оставался в Южной Океании:

Я считаю, что это полотно превосходит все мои предыдущие произведения и что я никогда не создам ничего лучшего или даже сравнимого.

Гоген, якобы, закончил картину за продолжительное время, всего за месяц, и утверждал перед де Монфридом, что отправится в горы, чтобы совершить самоубийство по окончании работы.

Поль Гоген, мастер самопредставления, который очень хорошо осознавал свой образ как авангардного художника,, возможно, отравил себя мышьяком, чтобы избавиться от страданий сифилиса, проблем с сердцем и хронического воспаления глаз. Он выжил после этой плохо задокументированной попытки суицида, но ему пришлось лечиться несколько недель.

Эта легенда, в любом случае, подходит к темам жизни, смерти, поэзии и символического значения картины.

Гаген сам описал тайный язык картины в том же письме к де Монфриду:

У меня есть холст размером четыре метра пятьдесят в ширину и один метр семьдесят в высоту. Верхние два угла холста окрашены в хромово-желтый цвет. На левой стороне холста находится надпись, а на правой - моё имя. Это напоминает фреску, углы которой со временем потеряли свою привлекательность и которая была нанесена на золотую стену.

Вопросы и проблемы о своём прошлом и будущем волнуют большинство людей. Картина Поля Гогена "Откуда мы происходим? Кто мы такие? Куда мы идём?" была написана в 1897 году и отражает эти непростые вопросы.

На нижнем краю картины видно спящего ребёнка и три женщины, сгорбившиеся в кучу. Две фигуры в фиолетовом наряде сосредоточены на своих мыслях. Одна огромная фигура, преувеличенная намеренно, поднимает руки и с удивлением смотрит на эти двоих, смеющихся над своей судьбой.

Посередине на рисунке изображена фигура, собирающая плоды. Рядом с ребенком находятся две кошки. Возле них стоит белая коза. Деревянная статуя, руки которой стремительно поднимаются в ритме, кажется указывает на потусторонний мир.

В конце концов, старая женщина, близкая к смерти, принимает все и смиряется со своими мыслями. Она завершает эту историю! У ее ног находится странная белая птица, держащая ящерицу в когтях, которая воплощает бессмысленность слов.

Текст Гогена не только освещает некоторые абсурдные, самобытные символы картины, но и приглашает нас "читать" ее как историю.

Гоген предполагает, что фигуры имеют мистическое, символическое значение и что они могут ответить на вопросы, возникающие из названия произведения.

Подобно священному тексту, написанному на древнем языке, картину нужно читать справа налево: от спящего младенца - откуда мы приходим - через стоящую фигуру посередине - кто мы такие - до левого края картины с сидящей старой женщиной - куда мы идем.

Варианты толкования символики

Структурно композиция выполнена так, чтобы напоминать фрески, написанные на золотом фоне. Ярко-желтые верхние углы способствуют этому эффекту, а фигуры кажутся несоразмерно большими друг к другу, как будто они парят в пространстве, а не твердо стоят или лежат на земле.

Эти стилистические особенности, а также загадочная тема Гогена, придают этой картине философское качество. И как и у других символистических работ того времени, полное толкование картины лежит в глазах зрителя.

Картина представляет собой сознательное сочетание универсального содержания и эзотерической загадки. Вопросы, заданные в заголовке, являются фундаментальными вопросами, касающимися корней человеческого существования.

В то время как картина в большой степени напоминает декоративные панорамные картины французского художника Пьера Пюви де Шаванна, "Откуда мы пришли? Кто мы такие? Куда мы идем?" - это в основном частная работа, точный смысл которой вероятно знал только сам Гоген.

Судьба картины

Через несколько месяцев после завершения картины Гоген отправил ее вместе с несколькими другими произведениями искусства в Париж с намерением выставить их в галерее или художественной мастерской.

Он отправил Монфриду тщательные инструкции о том, как следует оформить картину в раму и кого следует пригласить на выставку. Заботы, которые Гоген проявлял в этих деталях, указывают на его постоянное осознание парижского художественного рынка, даже находясь на небольшом тропическом острове на другом конце земли.

В ноябре и декабре 1988 года группа таитянских картин была выставлена в галерее Амбруаза Воллара, занятой продажей произведений авангардных художников. Воллару, похоже, было трудно продать это большое произведение.

Усилия парижских друзей художника для совместной покупки этой картины и пожертвования ее французскому государству так и не были воплощены в жизнь.