Анри Матисс, полное имя Анри-Эмиль-Бенуа Матисс (родился 31 декабря 1869, скончался 3 ноября 1954), часто считается одним из самых важных французских художников XX века.

Он был одним из пионеров фовизма в начале 1900-х годов и всю свою художественную карьеру занимался изучением выразительной силы цвета.

Основные идеи о Матиссе

Биография Анри Матисса

Портрет Ари Марковой Мейерсон: Ольга Маркова, 1911

Детство и художественное образование

Матисс, родители которого занимались торговлей зерном, до своих 20 лет проявлял мало интереса к искусству. С 1882 по 1887 годы он посещал гимназию в Сен-Кентене.

После одного года обучения праву в Париже, он вернулся в Сен-Кентен и стал сотрудником в бюро. Он участвовал в утреннем занятии по рисованию в местной школе Кентена-Латура.

В 1890 году, во время своего выздоровления от аппендицита, он начал заниматься живописью. В 1891 году он бросил закон и вернулся в Париж, чтобы полностью посвятить себя искусству.

Ранние работы художника

Однако Матисс не сразу стал членом авангарда. Чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в престижную Школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), в 1891 году он записался в частно ведомую Академию Жюлиана (Academie Julian), где его учил строго академический Уильям-Адольф Бугро.

То, что Матисс начал свое обучение в таком консервативном учебном заведении, может показаться неожиданным, но следует помнить, что он сам тогда был провинциалом, чьи вкусы были устаревшими в Париже, где уже были знакомы с постимпрессионизмом Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога.

Его самые ранние картины выполнены в нидерландском стиле XVII века, предпочитаемом французскими реалистами 1850-х годов.

В 1892 году Матисс покинул Академию Жюльена и пошел на вечерние курсы в Школу декоративного искусства и мастерскую символистического художника Гюстава Моро в Школе изящных искусств без необходимости сдавать вступительные экзамены. Моро был понимающим учителем, который не пытался навязать свой собственный стиль своим ученикам, а наоборот, поддерживал их в развитии их собственности и в изучении шедевров в Лувре.

Матисс продолжал свое обучение в мастерской с некоторыми перерывами до 1899 года, когда его заставили покинуть мастерскую после смерти Моро Фернаном Кормоном, художником, вызванным на эту должность. Несмотря на то, что ему было уже почти 30 лет, он некоторое время посещал частную академию, где иногда преподавала портретистка Эжена Карриер.

В 1896 году Матисс выставил четыре картины на выставке в Салоне Национального общества изящных искусств и одержал триумф. Он стал членом общества Салона и его картина Читательница (1894) была приобретена правительством. С этого момента он стал все более уверенным и готовым на риск, как художник и как человек. В следующие два года он отправился в исследовательское путешествие в Бретань, встретился с опытным импрессионистом Камилем Писсарро и обнаружил ряд импрессионистических шедевров в новой коллекции Гюстава Кайбота, которая была только что пожертвована. Его цвета на время стали ярче и одновременно насыщеннее.

В 1897 году он впервые освободился от своего привычного стиля и создал "Прислуга на столе", маленький скандал в салоне, в котором он соединил яркость Пьера-Огюста Ренуара с классической композицией в глубоких красных и зеленых тонах.

В 1898 году он женился на молодой Амели Парайр, покинул Париж на год и посетил Лондон, где изучал картины Джозефа Маллори Уильяма Тернера, а также работал на Корсике, где получил неизгладимое впечатление от средиземноморского солнечного света и цвета.

Средние работы и революционные годы

В течение 1898 года Поль Синьяк опубликовал свою самую важную манифестацию "От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму" в литературном журнале "La Revue Blanche".

Матиссе, который возвратился в Париж в 1899 году, прочитал статьи и заинтересовался идеей пуантилизма - достижения аддитивных смесей цветов на сетчатке глаза с помощью рядом расположенных точек на холсте.

Он углубил свои поиски новых техник, купив у известного дилера Амброзии Воллара картину Сезанна, одну из Гогена и рисунок Ван Гога.

Часто в сопровождении своего близкого друга Альбера Маркета, который тоже интересовался явлением чистого цвета, он начал рисовать пейзажи в Париже, в пригороде Аркей и из открытого окна своей квартиры с видом на Сену.

Огюст Роден. В 1899 году он начал посещать вечерние курсы по скульптуре. Его первое скульптурное произведение, первое из примерно 60 работ, выполненных им в течение его жизни, раскрывает влияние не только Родена, но и Антуана-Луи Барьера, который обычно считается величайшим французским скульптором животных.

После 1899 года Матисс перестал выставляться в Салоне и постепенно стал знакомой фигурой в парижских кругах. В 1901 году он впервые показал свои работы на эклектичной выставке "Салон де Индепандант", основанной в 1884 году в качестве места, где художники, неприемлемые для официальной выставочной комиссии Салона, могли представить свои работы. В 1902 году его работы были представлены на коллективной выставке в маленькой галерее Берты Вейль.

Несмотря на признание, Матисс несколько раз пробывал на грани финансовой катастрофы. В 1900 году ему пришлось взять на себя работы по украшению Гранд-Пале, построенного для части новой Всемирной выставки. Его жена открыла магазин одежды в надежде продержаться. В 1901 году бронхит заставил его сделать долгую паузу.

В 1902 году Матисс был вынужден вернуться домой в Буэн, вместе со своей женой и тремя детьми - Маргаритой, Жаном и Пьером. Он уже был 34-летним, когда в июне 1904 года в Галерее Воллара у него состоялась первая персональная выставка, и она провалилась.

На протяжении лета 1905 года Матисс провел время в Кольеуре вместе с Андре Дереном. Кольеур - небольшой французский рыбацкий порт на средиземноморском побережье, недалеко от испанской границы. При ярком солнце он быстро освободился от диктатуры пуантилизма. Тщательно размещенные маленькие точки, которые требовал подход аддитивного смешивания, превратились в вихри и пластины, созданные спонтанной ведением кисти, и теоретически реалистические цвета взорвались в эмоциональное изображение комплементарных цветов.

В том же осеннем салоне d'Automne Матисс выставил две из этих картин рядом с работами других художников, которые также экспериментировали с яркими цветами. Парижский критик Луи Воссельл назвал группу "дикие звери" - "les fauves". Так возник фовизм, и Матисс почти немедленно стал признанным пионером этого движения.

Ситуация с его финансами резко изменилась к лучшему. Семья Штейн из Парижа стала коллекционерами произведений Матисса. В 1906 году художник провел выставку в галерее Дрю в Париже и участвовал как в выставке Салона Независимых, так и в выставке Салон Осени. В 1908 году он выставлял свои работы в Нью-Йорке, Москве и Берлине.

Фовизм был слишком беспорядочным и неорганизованным, чтобы существовать долго. Вскоре его последователи, в зависимости от своего темперамента, двинулись в сторону экспрессионизма, кубизма или другой формы современного искусства своего времени. В его поиске цветового баланса и линейной экономии можно проследить через ряд главных произведений, созданных между появлением фовизма в 1905 году и окончанием Первой мировой войны. В 1906 году он написал "Радость жизни", в 1908 году "Красная комната" (гармония в красном), в 1915 году "Золотые рыбки" и в 1916 году "Урок игры на фортепиано".

В таких произведениях постоянно повторяются основные черты зрелого стиля Матисса. Формы склонны быть изображены в плавных, массивных контурах с небольшим количеством деталей внутри; цвет наносится в больших, ярких, тщательно подобранных областях. Тени практически исключены, и изображенное пространство является крайне плоским и нарушает академические правила перспективы. Общий эффект, возможно, напоминает узоры ковров, текстильных изделий и керамической продукции исламского мира.

Выбор и обработка тематики подразумевает оптимизм, интеллект, изысканную сенсуальность и практически никакого следа конвенционального выражения чувств, несмотря на множество изученных изображений одетых и незамаскированных женщин.

Годы на французской Ривьере

В 1912 году скульптура Матисса была представлена в Нью-Йорке, а его картина была выставлена в Кёльне и Лондоне. В 1913 году он представил 13 картин на многобеседовавшей и многохваленной выставке Armory Show в Нью-Йорке. Но средний возраст, растущее благосостояние, установившаяся международная репутация, трудности Первой мировой войны и неохота к публичным беспорядкам постепенно привели к тому, что он отдалился от центров авангарда.

Он начал зимовать на Французской Ривьере. В начале 1920-х годов он жил главным образом в Ницце и его окрестностях. Его картины стали менее смелыми в своем стиле и менее коммерческими в своих средствах. Как и многие художники того времени, Матисс отошел от современности и приблизился к модернизированному классицизму. Типичными произведениями этого периода его творчества в Ницце являются "Одализки с магнолиями" (1923-1924) и "Декоративная фигура перед орнаментальным фоном" (1925-1926). Оба являются шедеврами и заслуживают популярности.

Процветание не сделало Матисса менее трудолюбивым. В 1920 году он взял на себя создание декораций и костюмов для балета "Песнь Соловья" Сергея Дягилева. Он вернулся к скульптуре, которую он пренебрегал несколько лет. В 1930 году он завершил свою четвертую и почти абстрактную версию "Спины", монументальный акт женского рельефа, над которым он работал с 1909 года.

Как всегда он замедлялся, путешествуя в 1921 году в Этрета на побережье Нормандии, в 1925 году - в Италию, а в 1930 году - на Таити. В течение 1933 года он посетил Венецию и Паду. В Мерионе, США, он создал и установил окончательную версию своей большой фрески "Танец", заказанной Альбертом К. Барнсом для Барнс Фаундейшн.

Матиссе интересовался гравюрой и связанными с ней методами графики с самого начала своих пребываний в Париже. В 1932 году он опубликовал 29 гравюр в качестве иллюстрации к изданию стихов Стефана Малларме "Поэзии", в которых его талант в мягких контурах и строгой простоте идеально сочетался с чистотой средств, раскрытой в поэзии.

После начала Второй мировой войны он все больше стал заниматься графикой. Помимо нескольких черно-белых иллюстраций для книг, он выпустил Джаз, книгу, состоящую из собственных размышлений о искусстве и жизни.

Поздние работы Генри Матисса

В последние годы своей жизни он был более уединенным человеком, отделенным от своей жены и детей, которые разъехались по свету.

После 1941 года, когда он перенес операцию по поводу заболевания кишечника, он проводил большую часть времени в постели.

После 1950 года у него также развились астма и проблемы с сердцем. Под опекой русской женщины, которая в 1930-х годах была одной из его моделей, он жил в большой студии в отеле Анциен-Регина в Симье с видом на Ниццу. Он часто вынужден был работать над своими огромными проектами из кровати, используя цветные карандаши, прикрепленные к длинной палке. Однако нет никаких признаков того, что он утрачивает творческую энергию или испытывает печаль в своих последних достижениях. Напротив, эти произведения являются одними из самых смелых, завершенных и оптимистичных в его карьере.

В Вансе, где Матисс с 1943 по 1948 год обладал виллой, он завершил в 1951 году после трехлетнего планирования и выполнения свою Шапель дю Розарий для местных доминиканских монахинь, одна из которых ухаживала за ним во время его почти смертельной болезни в 1941 году. Он начал создавать несколько панно из стекла, затем разработал фрески и спланировал почти все внутри и снаружи, включая перила и предметы литургии.

Перед тем, как капелла была закончена, он работал над огромными кусками цветов, которые сделали его во многих отношениях "самым молодым" и революционным художником ранних 1950-х годов.

Художественное наследие Анри Матисса

В 1950-х годах художники-историки искусства описывали Матисса и фовизм как предшественников абстрактного экспрессионизма и большей части современного искусства. Несколько абстрактных экспрессионистов связывают свое происхождение с ним, хотя и по разным причинам.

Художники, такие как Ли Краснер, были вдохновлены его работами в различных средах. Матисс вдохновил их на разрезание и сборку своих собственных картин.

Художники-колористы, такие как Марк Ротко, были влюблены в его широкие, яркие цветовые поля.

Ричард Дибенкорн, напротив, больше интересовался тем, как Матисс создавал иллюзию пространства и пространственное напряжение между своей темой и плоским холстом.

Некоторые художники, такие как Роберт Мазервелл, не показывали в своих произведениях прямого влияния Матисса, но были повлияны его взглядом на живопись цвета и формы.

Искусство Матисса по-прежнему очаровывает не только художников, но и коллекционеров, которые покупали его картины за большие деньги.

Известные произведения искусства Анри Матисса

Люкс, спокойствие и наслаждение, 1904-05

Название этой картины заимствовано из припева стихотворения Шарля Бодлера "Приглашение к путешествию" (1857), в котором мужчина приглашает свою возлюбленную отправиться с ним в рай.

Пейзаж, вероятно, основан на виде из дома Поля Синьяка в Сен-Тропе, где отдыхал Матисс. Большинство женщин неодеты, но одна из них - жена художника - одета в современную одежду. Это единственная крупная картина Матисса в неоимпрессионистском стиле, техника которой вдохновлена пуантилизмом Поля Синьяка и Жоржа Сера.

Однако он отличается в своем подходе к изображению фигур, чтобы придать им особое значение.

Женщина с шляпой, 1905 год

Жоржэ Анри Матисс, Женщина с шляпой, 1905

В этой картине Матисс нападает на традиционное портретирование своей жены Амели. Поза Амели и ее платье являются типичными для того времени, но Матисс наносит яркие цвета на ее лицо, шляпу, платье и даже задний фон.

Это шокировало его современников, когда он представил эту картину на выставку "Салон д'Отомн 1905".

Ню I, 1908-09

Фото: Rocor / Flickr / CC-BY-NC 2.0

Несмотря на то, что Матисс больше известен как художник, скульптура была также важной для него. Он особенно вдохновлялся Огюстом Роденом, которого он посетил в своей студии в 1900 году. Рельеф I является первым из серии из четырех больших рельефных скульптур, над которыми Матисс работал с 1909 по 1931 год и которые все представляют собой новаторские работы.

Обычно задний план рельефной скульптуры рассматривается как виртуальный уровень, как своего рода воображаемое пространство, которое зритель заполняет своими собственными представлениями. Но в своей серии Матисс предложил, чтобы фон был выполнен из того же тяжелого материала, что и фигура сама. В течение серии фигура постепенно упрощается и сливается с задним планом.

Танец I, 1910

Фото: Уолли Гобетц / Фликр / CC BY-NC-ND 2.0

В 1909 году Матиссе получил важное задание. Очень богатый русский промышленник по имени Сергей Щукин попросил Матиссе создать три крупногабаритных полотна для украшения винтовой лестницы своей виллы в Москве.

Великолепная и популярная работа "Танец I" в Музее современного искусства имеет несколько неискреннее название. Несмотря на то, что это крупногабаритная картина, исполненная маслом, Матиссе считал ее всего лишь предварительным эскизом. Однако сравнение начальной и конечной версий является просветительным.