В ландшафтной живописи существует принцип, известный как "правило третей", которое помогает создать более интересные и гармоничные композиции.

Вы можете представить поле зрения, разделенное на девять равных частей с помощью двух горизонтальных и двух вертикальных линий. "Правило третей" заключает в себе размещение основных объектов и элементов композиции вблизи одной из этих линий или пересечении.

Например, при рисовании ландшафта вы можете разместить горизонт на верхней или нижней горизонтальной линии, создавая баланс между небом и землей. Деревья или горы могут быть размещены рядом с вертикальными линиями, чтобы создать более интересную композицию.

Применение "правила третей" помогает избежать симметричности и сделать вашу работу более динамичной и привлекательной для зрителя. Оно также помогает сохранить равновесие и гармонию в композиции.

Используя "правило третей" и экспериментируя с различными расположениями объектов, вы можете создавать уникальные и привлекательные ландшафты, которые привлекут внимание зрителей.

Третье правило - одно из тех понятий, которые вы в основном найдете в фотографии, но оно также применяется в натуралистической пейзажной живописи.

Это правило помогает сделать ваши изображения интересными и выделяться среди остальных.

Подробнее о третьем правиле

Коротко говоря, третье правило - это простое правило композиции, которое делит изображение горизонтально и вертикально на трети. Таким образом, эта композиция является очень простой в реализации, но все же тщательно проверенной.

Девять прямоугольников кажутся как сетка, когда вертикальные и горизонтальные вспомогательные линии перекрываются.

Одна такая решетка образует четыре пересечения, вблизи которых вы можете расположить ключевые элементы вашего пейзажного мотива. Достопримечательности и основные черты вашей сцены будут расположены вокруг центра, но не точно посередине, чтобы избежать скучной композиции.

Не все пересечения должны быть заполнены сценическими особенностями. Закон третей работает лучше всего, когда в вашем мотиве есть только одно или два пересечения с интересными аспектами. Это позволит избежать предсказуемой схемы.

Вы также можете использовать правило третей в пейзажной живописи, чтобы включить горизонтальную линию в ваш пейзаж. Пейзаж становится несколько скучным, когда горизонт находится ровно посередине вашего холста или бумаги для рисования. Лучше всего рисовать горизонт близко к одной из двух горизонтальных линий, деленных на треть.

Когда следует не использовать правило третей

Есть несколько исключений, когда правило не следует применять.

Примером может быть портрет, который часто характеризуется центрированием главного объекта. В этом случае, вы можете свободно размещать глаза объекта. Но также может выглядеть убедительно, если разместить глаза на одной из горизонтальных линий, чтобы объект не казался слишком центральным.

Еще одна причина отказаться от использования правила третей, это симметрия. Если симметричный пейзаж центрировать, то внимание будет обращено на эту симметрию, а использование правила третей нарушит этот эффект. Если пейзаж обладает естественной симметрией, которую вы хотите выделить, то вы можете использовать центрирование, чтобы подчеркнуть ее.

В абстрактной живописи правило вообще не применяется.