Арте повера (итал. Arte Povera) – это художественное направление, его возникновение пришлось на 1960-е годы в Италии. Фраза "арте повера" переводится как "бедное искусство" или "искусство бедности". Оно стало одним из наиболее оригинальных и влиятельных движений в искусстве XX века.

Концепция арте повера была основана на идее использования простых, естественных материалов для создания художественных произведений. Художники данного направления стремились придать материалам новое значение, преобразовывая их с помощью создаваемых композиций.

Известные художники, работавшие в рамках арте повера, включают в себя Марио Мерци, Микеле Черути, Жоанна Космидис, Гетано Песка. Каждый из них привнес свою оригинальность и способствовал развитию этого художественного направления.

Арте Повера - итальянский термин, означающий "бедное искусство" или "обедневшее искусство" - было одним из самых значимых и влиятельных авангардных художественных движений, возникшим в конце 1960-х годов в Южной Европе.

В более узком смысле, арте повера включает работы примерно дюжины итальянских художников, чьей главной художественной особенностью является использование повседневных материалов.

Особой популярностью пользовались земля, камни и предметы одежды. Традиционно непригодные или "бедные" материалы, которые они использовали для своего искусства.

Такой подход к искусству был вызовом для установленных представлений о ценности и корректности, и замаскированной формой критики индустриализации и механизации Италии того времени.

Её творчество было реакцией на абстрактное искусство модернизма, которое в 1950-х годах доминировало в европейском искусстве.


Содержание

  1. Введение
  2. Заключение

Появление и развитие Arte Povera

Пино Паскали, "Траппола", 1968 Фото: Мари-Лан Нгуен / Википедия

Арте Повера возникло из упадка чисто абстрактной живописи в Италии и растущего интереса к ранним авангардным подходам в искусстве 1920-х и 1930-х годов, таким как сюрреализм.

Его характер можно особенно отнести к трём художникам, работавшим в Италии в начале XX века:

Альберто Бури создал ранний пример использования простых материалов как авангардный метод, при котором холст, деготь и песок превращаются в абстрактные произведения на холсте.

Манцони и Фонтана были близкими друзьями и важными личностями итальянской художественной сцены.

Работы Манцони обладают многими ключевыми качествами позднего концептуализма и реагируют на абстрактную живопись и информель, используя простые концепции и юмористические подрывы, чтобы подвергнуть сомнению границы традиционной художественной практики.

Его самая известная работа состояла из консервных банок собственных экскрементов, которые он продавал коллекционерам по той же цене, что и золото. Это шокировало мир искусства, но также показало неограниченные возможности большинства исходных материалов.

  1. Художник Фонтана, чье творчество в основном состоит из монохромных картин, предоставил еще один пример силы искусства, которое радикально ограничивается всего несколькими элементами. Вместо того, чтобы ограничивать его эстетическое воздействие, скупость компонентов усиливает его влияние на зрителя.
  2. Термин "Arte Povera" впервые был использован в 1967 году художественным критиком Германо Челантом для описания работы группы молодых итальянских художников, которые только-только вышли на публику.
  3. В том же году Челант организовал выставку "Arte Povera - Im Spazio". При кураторской работе он сосредоточился на проникновении банального в область искусства и заставил своих зрителей переоценить ранее незначительные материалы и действия в новом контексте.

Всего лишь через два месяца после открытия выставки Челан написал манифест, в котором несколько художников дополнили первоначальную программу.

В этом манифесте Челан описал границы нового движения, внедрив в него себя и итальянцев, а также представив определение Арте-повера, более многозначное, чем все предыдущие попытки.

Наиболее явно это выразилось в работах Пистолетто, чьи зеркальные работы содержали элементы фотографии, средство, которое особенно избегали другие участники группы.

Концепции и стили

Арте-повера отличается прежде всего использованием повседневных материалов, которые были названы бедными (povera) из-за их всегдашнего присутствия и доступности.

Использование материалов, таких как пища и вода, в противовес промышленным чувствам американского минимализма, было рассмотрено художниками как несоответствующее культурному контексту послевоенной Италии.

В то же время, движение использовало авангардные тактики, такие как перформанс и оригинальные подходы к скульптуре, которые часто включали элементы инсталляции. В своей миссии связать жизнь с искусством, художники Арте Повера стремились вызвать субъективную и личную реакцию на каждую из их работ, акцентируя взаимодействие между зрителем и объектом, которое было неповторимым и полностью оригинальным.

Скульптура

Мариса Мерц, Живая Скульптура, Алюминий 1966 Фото: Джим Линвуд / Фликр

Скульптура - это художественное средство, которое наиболее тесно связано с арте повеpа.

Исходя из отвержения абстрактных и минималистических стилей живописи художниками, доминировавшими на международном художественном рынке 1960-х годов, они создавали объекты, которым требовалась взаимодействие с публикой или институтом, чтобы они функционировали.

Один из примеров такого может быть произведение "Без названия" (1968) Джованни Ансельмо, в котором галерея должна была постоянно менять салат в центре скульптуры, чтобы сохранить его подлинность, или серия «Минус-объектов» Микеланджело Пистолетто, которая призывала зрителя активировать или манипулировать объектом, чтобы извлечь его значение и буквально заполнить пробел или "минус-пространство" в скульптуре.

Также скульптуры художников из движения Арте Повера часто пытались соединить естественное с искусственным или, по крайней мере, указывали на эту различительность. Это проявляется наиболее отчетливо в выборе и представлении материалов, в работах, где, например, вода и земля могут быть ограничены геометрическими рамками или структурами.

Эта яркая комбинация материалов проявляется также в противопоставлении индустриальных процессов с телесными жидкостями, отходами или вещами, которые обычно выбрасываются.

Отменяя тогдашнее понятие "большого объекта", художник обратил внимание на противоречия, которые inherent стоитлиpackageинности художественных объектов и самого галерейного пространства.

Кюрация

Кюрация является особенно важным аспектом для определения движения.

Абсолютно важным для возникновения и успеха искусства Арте Повера был Германо Челант. Через частую неясность идей и подходов становится явной очевидная согласованность их идеалов, подтвержденная критическим письмом и кураторством Челанта. Выбирая новых художников для выставок, Челант был инициатором идеи, что эти практики могут рассматриваться как "движение".

Некоторые из художников, которых он включал в выставки, уже были связаны с предыдущими движениями, но их позиция относительно новых художников дала им новое ключевое видение.

Челант также был занят сравнением своего определения движения с другими, чтобы лучше его определить и повысить его имидж. Это помогало лучше поддерживать интересы художественной группы и повышать культурное влияние индивидуальной практики каждого художника. Толкования Челанта художников, связанных с Арте Повера через его кураторскую практику, остаются важной точкой отсчета при изучении этого движения.

Вовлечение зрителя

Челант часто подчеркивал значимость интереса итальянцев к индивидуальной субъективности. Так, Микеланджело Пистолетто известен своими работами, на которых показаны фотографические образы на зеркалах, сочетающие техническое мастерство с необычным, но знакомым восприятием отраженного изображения.

Изумительно, как этот акцент на субъективности связан с призывом к взаимодействию скульптур и объектов в искусстве повара. Челант однажды описал сопряженную работу простой металлической конструкции "Структура для разговора в стоячем положении" (1965-66) как средство создания личного диалога между искусством и зрителем, свободного от предубежденных взглядов.

Художники Пино Паскали и Яннис Кунеллис, по словам Челанта, описывают свои практики таким образом, чтобы зритель мог испытать жизнь через чувственность, обращаясь к чувствам, чтобы вызвать чувство удивления, как в установке с живыми животными "Безымянный (двенадцать лошадей)" Кунеллиса.

Влияние художественного направления

Один из самых радикальных высказываний Челанта относился к иглам Марио Мерца и отражал его надежды на дальнейшее культурное наследие искусства Повера.

Так он писал о Мерце:

"Он постоянно жертвует банальным, повседневным предметом, как будто это вновь обнаруженный Христос. Мерц становится буржуа системы и распинает мир."

Челанту удалось создать место для искусства Повера в истории авангарда благодаря своей неутомимой адвокации за художников. Разобравшись в отношении к футуризму и классицизму межвоенного времени, он дал движению место в том, что можно было рассматривать как живую традицию в международной сети художественных практик.

Начиная с 1970 года, несколько художников начали строить свои международные карьеры на художественном рынке и пытались оторваться от искусствоведческого движения. Одной из основных причин такого развития было то, что импровизированные материалы стали ассоциироваться с их работами. Кроме того, несколько художников отказались от использования названия "Арте Повера" в названии важной групповой выставки в Люцернском художественном музее.

Не смотря на растущую популярность, движение начало разваливаться в середине 1970-х годов, поскольку индивидуальные стили художников начали развиваться в разные направления. Однако их короткое существование и способность Челанта выразить цели движения уже оказали свое влияние на историю искусства, хотя их значение было полностью осознано только через десятилетия.

После переоценки 1960-х годов в начале 21 века критики теперь обращают особое внимание на движения за пределами Соединенных Штатов в этот период. В результате этой критической изменения Arte Povera пережила своеобразное возрождение в академическом искусстве.

Движение также упоминается как предшественник некоторых подходов в скульптурной практике, включая Young British Artists. Другие движения, вдохновленные Arte Povera, включают японскую группу Моноха, чей фокус был на сущности используемых материалов, а также американские антиформальные или постминималистические подходы, такие как Роберт Моррис или Линда Бенглис.

Значимые произведения Arte Povera

Джованни Ансельмо, Вращение, 1968

Гиованни Ансельмо, Торсионе, 1968 Фото: Педро Рибейру Симоес / Фликр

В работе Гиованни Ансельмо изображен простой стержень, висящий на закрученной тканевой подвеске от стены.

Это произведение является значимым примером использования простых материалов и показывает акцент на движении в повседневных предметах и естественных элементах.

Торсион подвергает сомнению традиционные представления о скульптуре и гравитации и приглашает зрителя переосмыслить свое восприятие стабильности и дисбаланса.

Янис Кунеллис, Кавалли, 1969

Джаннис Кунеллис, Кавалли, 1969. Фото: Клаудио Абате / Галерея Алмино Реш

Кунеллис известен своими прорывными работами в рамках искусства Повера и его безымянное произведение, которое сегодня известно под названием "Кавалли", является ярким примером этого. В этой инсталляции живые лошади привязаны к стенам галереи, принося неожиданный и динамический элемент в художественное пространство.

Использование живых существ и природных материалов соответствует отказу от традиционных художественных конвенций этого художественного направления.

Работа ставит под сомнение границы между искусством и жизнью и подчеркивает значение опыта и временного характера в искусстве, что делает ее значимым и провокационным произведением в рамках искусства Повера.