1. Сила, скорость, величественная красота, преданность, а также одновременная чувствительность и уязвимость. Какое удивительное существо!
  2. Лошади - один из первых мотивов изобразительного искусства, изображенных на стенных росписях и использованных во множестве скульптур.
  3. Лошадь в искусстве ассоциируется с плодородием и дикостью. С течением времени стали формироваться ассоциации лошади с предзнаменованиями, волшебством и языческими божествами.
  4. Многих людей вдохновляла внешняя красота этих животных, но они также ощущали что-то еще - элемент свободы, скрытый под гривой.
  5. В этой статье вы узнаете, какие символы связаны с лошадью в искусстве, и как изменилось изображение этого животного.

Ранние изображения лошадей в искусстве

Фото: thipjang / Shutterstock.com

Для жителей Центральной Европы изображения диких животных (лошади, медведи, быки) в качестве объектов охоты имели магическое значение. Это подтверждается археологическими находками тысячелетней давности, обнаруженными в глубоких пещерах (Валлон-Понт-д'Арк, Ласко во Франции, Тито Бустильо в Испании).

Древние статуи лошадей в Венеции

Фото: Meunierd / Shutterstock

Бронзовая квадрига на Соборе Святого Марка в Венеции считается одной из самых значимых античных конных статуй (III или IV век до н.э.).

Это единственный сохранившийся пример античной скульптуры с несколькими фигурами.

Создание квадриги приписывается самому Лисиппу. Греческий скульптор, один из трех самых известных греческих скульпторов своего времени, хорошо знал лошадей. Его скульптуры, которые сегодня можно увидеть рядом с Афинским Парфеноном, подтверждают его талант.

Четыре апокалиптических всадника Дюрера

Альбрехт Дюрер, "Четыре всадника Апокалипсиса", 1497/1498

В эпоху Ренессанса библейская история о всадниках Апокалипсиса, где особую роль играют четыре окраски лошадей, стала существенным событием. Одной из самых популярных иллюстраций на эту тему является работа Альбрехта Дюрера.

Угрожающее чувство выплывает из его гравюры "Четыре всадника Апокалипсиса". Смерть, голод, чума и война свирепо бродят по земле и разрушают все, что попадается у них на пути.

Королевский привилегия!

Антонио ван Дейк, Карл I со святым Антонием, 1633

Традиция рисования так называемых портретов всадников имеет глубокие корни в Европе и уходит своими корнями в эпоху Римской империи. Многое может быть сказано о том, что лошади в таких картинах являются полноценными участниками мотива. Личности с собственной силой, гневом и благородством, которые подчеркивают и поддерживают характеристику изображенного лица в портрете.

Каждый богатый человек мог поручить художнику создание портрета, но богатство в одиночку было недостаточным условием для создания портрета всадника: требовалось также очень заметное происхождение.

Портреты всадников из королевской семьи были созданы множеством художников, в том числе Антонио ван Дейком, Диего Веласкесом и другими.

Лошадь в искусстве России

Однако жанр портрета на фоне лошадей в России в XVIII веке не был популярен.

В 1743 году Георг Христоф Грот создал портрет императрицы Елизаветы Петровны на фоне ее истребительного коня, с маленьким мальчиком. Елизавета Петровна сидит на лошади мужественно, с флотом в заливе.

Зрители видят не только правителя, но и императрицу мощного государства. Отметим, что это церемониальное портрет, который должен служить своего рода пропагандистским плакатом. На момент создания картины Елизавета только два года была у власти.

Задача художника заключалась в том, чтобы превозносить императрицу наиболее полным образом, и жанр портрета на фоне лошади наилучшим образом подходил для этого.

Триумф совершенства и свободы духа

Лошадь всегда была показателем богатства и власти своего владельца. Это животное является протагонистом военных сражений и спортивных соревнований. Образ лошади в искусстве должен информировать зрителя о социальном статусе, профессии и даже успехе изображенной на картине персоны, иногда он выглядит как атрибут моды.

В эпоху романтизма это очаровательное, свободолюбивое существо было популярно среди художников, и лошадь в их работах становилась частью дикой и свободной природы. Европейские художники 18-19 веков создали множество незабываемых картин с изображением лошадей.

Джордж Стаббс, английский художник, был одним из первых художников, посвятивших своё искусство животным, особенно своим любимым ипподромным лошадям. В середине 18 века в Англии начал расцветать конный спорт, и множество владельцев лошадей заказывали портреты своих любимцев. Вероятно, ни один другой художник не провёл столько времени, изучая анатомию этих животных, как Стаббс. Он создал множество детальных эскизов, написал портреты победоносных лошадей и кобыл с их жеребятами.

Джордж Стаббс, Вислджекет, 1762 год

Самым известным из этих портретов является портрет жеребца Вислджекета, который Стаббс даже атаковал во время сесии. Лошадь изображена взлетающей, что символизирует ее непокорную дикость, которую наездник не может контролировать. Любитель животных также хотел вызвать чувство полного восхищения перед природой и вызвать удивление.

Лошади были очень популярны у романтических художников 19 века. Всегда считалось, что наездник является героем, ведущим свои войска к победе, и когда он погибал, его преданный конь давал ему прощальное благословение.

Французский художник Тедор Жерико (1791-1824) предпочитал изображать лошадей так реалистично и точно, насколько это возможно. Художник был страстным наездником, и судьба ему сыграла злую шутку: в результате падения с лошади Жерико погиб.

Теодор Жерико, Белый арабский конь, до 1824 года.

Непобедимая энергия этого животного убедила также другого француза, Эжена Делакруа (1798-1864). Когда он посетил Марокко в составе государственной делегации, он сделал сотни эскизов, многие из которых стали источником его неиссякаемой вдохновения.

Делакруа ценил особенно ощущение свободы лошадей. Его изучение лошадей пронизано революционным духом, который был сдержанно воспринят французскими властями.

Ежен Делакруа, Лошадь, пугающаяся перед грозой, 1824

Также Эдгар Дега (1834-1917) включился в конный спорт. Однако он не рисовал на открытом воздухе, а сидел в мастерской и восстанавливал в памяти то, что видел. Дега верил, что только то, что оставляло наиболее живое впечатление, заслуживало быть изображенным. Поэтому его творчество не связано с неподвижностью. Художник создал много карандашных рисунков и эскизов, а также ряд больших полотен на эту тему.

Красная лошадь в славянской традиции

Со времен древности образ лошади в русском искусстве имел несколько значений. В славянской мифологии это животное было советником и спасителем людей, пророком. Следуя этой традиции, Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) создал свою картину "Купающаяся красная лошадь".

Кузьма Петров-Водкин, Купающаяся красная лошадь, 1912 год

Считается, что изначально лошадь была коричневой, и художник изменил цвет, увидев новгородские иконы и впечатлившись их яркими красками. Уже в 1912 году коллекция икон переживала свой расцвет.

Современные образы лошадей в искусстве

Современный итальянский художник Маурицио Каттелан (род. 1960) иначе толкует образ лошади. В качестве современного провокатора он обычно использует мягкие игрушки. Его инсталляция "Баллада о Троцком" была продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 2,1 миллиона долларов.

Словами самого творца, его выставленная на потолке сдерживающаяся лошадь представляет собой состояние неопределенности. "В состоянии, когда она не может развернуть свою силу, она выражает энергию". Сильное животное буквально находится между двумя мирами в полностью беспомощной позиции. Может быть, художник считает, что эта своеобразная композиция символизирует противоречие между целью и желанием обстоятельств (намек на идеалы Троцкого).

Даже сегодня тема лошади актуальна в искусстве: изображения сегодня несут в себе символику быстрого, необратимого течения времени.

Лошадь в искусстве - Выводы

Традиция изображения всадников, которая имеет свое начало в древности, продолжилась в христианском искусстве.

В Средневековье изображения лошадей в искусстве потеряли свою популярность, так как многие художники и скульпторы в своих работах уделяли особое внимание религиозным темам.

В эпоху Ренессанса интерес к лошади в искусстве был вновь обретен.