Поль Клее, родившийся в Швейцарии, но имевший немецкое гражданство, создал обширное произведение, включающее более 9 000 работ.

Его искусство использует элементы различных стилей, поэтому его художественное творчество считается уникальным.

Сначала Клее ассоциировался с группой "Блок задумавшихся" (Der Blaue Reiter), а затем преподавал в Баухаузе - влиятельной немецкой художественной школе после Первой мировой войны.

Однако творчество Клее нельзя отнести к одному жанру или направлению. Его частично сказочные, детские или юмористические картины послужили вдохновением для Нью-Йоркской школы и многих других художников 20 века.

Основные идеи Поля Клее

Биография Пауля Клее

Пауль Клее

Дата рождения: 18 декабря 1879 года
Дата смерти: 29 июня 1940 года

Детство

Пауль Клее был рожден как сын немецкого отца, который преподавал музыку в Бернском педагогическом университете, в то время как его швейцарская мать проходила обучение профессиональной певицей.

Под влиянием своих музыкальных родителей, в семь лет он начал играть на скрипке. Его другие увлечения - рисование и написание стихов - не получили такого же поддержки.

Несмотря на желание родителей, чтобы он выбрал музыкальную карьеру, Клее решил, что в изобразительном искусстве у него будет больше успеха. В области, где он мог не только играть музыку, но и творить.

Образование и ранние годы

Академическое образование Клия было сосредоточено преимущественно на его навыках рисунка. Он два года учился в частной студии, прежде чем в 1900 году вступил в ателье немецкого символиста Франца фон Штюка.

Во время учебы в Мюнхене он познакомился с Лили Штумпф, пианисткой, в которую он влюбился. Пара поженилась в 1906 году. Работа Лили учителем фортепиано обеспечивала финансовую поддержку обоих в его ранней художественной карьере, особенно после рождения их сына Феликса в 1907 году.

До 1911 года Пауль Клее был изолирован от современного искусства, пока не познакомился с Василием Кандинским, Францем Марком и Августом Макке. В 1912 году он принял участие во второй выставке "Голубого всадника" и увидел работы других авангардистских художников, таких как Робер Делоне, Пабло Пикассо и Жорж Брак. В том же году Клее посетил студию Делоне в Париже. Его эксперименты с абстракцией также начались примерно в это время.

Путешествие Клее в Тунисе в 1914 году изменило его отношение к цвету. "Цвет и я - одно целое", говорил он в своих дневниках. "Я художник". Во время своей поездки с Августом Макке и Луи Мойлье он рисовал акварельные пейзажи Туниса, Хаммамета и Каируана. После возвращения он создал несколько абстрактных произведений, основанных на своем опыте в Тунисе.

Период развития

Теории Пауля Кли о абстрактном искусстве были повлияны диссертацией Вильгельма Воррингера "Абстракция и эмпатия" из 1907 года. Всего через три месяца после возвращения Кли из Туниса началась Первая мировая война. В 1916 году его призвали на фронт, но он смог избежать активных боевых действий.

Пауль Клее как солдат, 1916

Впоследствии он достиг финансового успеха, особенно после большой выставки в галерее "Der Sturm" в Берлине. Клее был воздержан в своих взглядах на войну, но когда в ноябре 1918 года в Мюнхене было объявлено коммунистическое правительство, он с восторгом занял место в исполнительном комитете революционных художников. Но вскоре после этого потерпел неудачу ноябрьская революция, и Клее вернулся в Швейцарию.

В 1920 году Клее было предложено преподавать в Государственной баухаузе в Веймаре. Баухауз был влиятельной школой архитектуры и промышленного дизайна, которая стремилась обеспечить студентам фундаментальное образование во всем спектре изобразительного искусства. Клее преподавал в этой школе десять лет и в 1925 году переехал с Баухаузом из Веймара в Дессау. Он вел занятия по книжному переплету и стеклу, но его влияние как преподавателя особенно проявилось в его серии детальных лекций о художественной форме.

В 1930 году Клее покинул Баухаус и перешел в Дюссельдорфскую художественную академию, однако этот короткий период покоя закончился в начале 1933 года, когда Гитлер был назначен Рейхсканцлером. Клее был обвинен как "галицийский еврей" и "культурный большевик", и его работы были осмеяны как "субверсивные" и "сумасшедшие". Его дом в Дессау был обыскан, и в апреле 1933 года он был уволен с должности. В декабре того же года Клее вернулся в Берн вместе с семьей.

Поздние произведения и смерть

Через два года после возвращения в Швейцарию, Клее заболел болезнью, позднее диагностированной как прогрессирующая склеродермия, аутоиммунное заболевание, характеризующееся стяжением кожи и других органов. Художник создал всего 25 произведений в год после своего заболевания, но его творческая активность возросла с 1937 года, так что в 1939 году он создал почти невероятное количество - 1253 работы. Его поздние произведения затрагивают темы скорби, боли, стойкости и принятия предстоящей смерти.

В 1937 году несколько произведений Клее были включены в выставку "искусство дегенератов" в Мюнхене, организованную нацистским режимом. Обвинения против Клее в отношении его характера и политики в Германии затруднили его запрос на приобретение гражданства Швейцарии в 1939 году. Несмотря на то, что он родился в Швейцарии, его отец был немцем, что по швейцарскому законодательству означало, что Клее был немецким гражданином.

Клее умер 29 июня 1940 года в Локарно, Швейцария, прежде чем город Берн принял его запрос на гражданство Швейцарии.

Наследие и влияние на последующих художников

Фельдмара Кли -- это огромное художественное наследие, хотя многие из его последователей не называли его работу явным влиянием. Во времена его жизни сюрреалисты обращали внимание на его кажущуюся случайную комбинацию текстов, абстрактных символов и знаков, указывающих на то, как ум во сне комбинирует предметы повседневности и таким образом приходит к новым открытиям о том, как бессознательное оказывает влияние на реальность.

В 1950-х годах признание Кли существенно выросло, и, например, абстрактные экспрессионисты увидели его работы на выставках в Нью-Йорке. Как наиболее интересующего художников Нью-Йоркской школы, привлекло использование Кли знаков и символов. Художники, интересующиеся мифологией, бессознательным и примитивизмом, тщательно изучали искусство Кли.

Применение Клеем цвета как выразительного средства человеческих эмоций вдохновило также художников Фарбфилдской живописи Джулеса Олицки и Хелен Франкенталер.

Важные произведения искусства Пауля Клее

Ниже приведены самые важные произведения Пауля Клее - они как дают общую картину его главных творческих периодов, так и подчеркивают его величайшие достижения в искусстве.

Герой с крылом, 1905

Пауль Клее, Герой с крылом, 1905

Изначально Пауль Клее был рисовальщиком, прежде чем перейти к живописи. Гравюры его ранней серии "Инвенции" демонстрируют способность Клее управлять линиями и тенями, чтобы создать фигуру с странными и гротескными конечностями.

Подпись художника в правом нижнем углу картины объясняет основную концепцию:

Так как этот человек родился с крылом, он верил, что может летать. Его попытки, конечно же, приводили только к падениям и перелому левой руки и ноги.

Странное существо может представлять собой своего рода автопортрет прогрессивного художника на рубеже 20 века, который постоянно стремится реализовать свой полный потенциал, но всегда сталкивается с непониманием или неприязнью со стороны публики.

Мотив из Хаммамета, 1914

Одним из выдающихся произведений художника Хаммамета в 1914 году является картина "Мотив из Хаммамета". Работа величественно передаёт красоту и атмосферу этого места.

Автор создаёт неповторимый образ летнего дня в Хаммамете, через который проникает солнечный свет, струящийся сквозь ветви деревьев. Картина отличается умелым использованием цветовой гаммы: фиолетовые, голубые и зеленые оттенки олицетворяют красоту природы, а оранжевые и желтые цвета создают ощущение тепла и солнца.

На фоне находится Хаммаметское море с его голубыми волнами, усиливающими ощущение свободы и спокойствия. В далеке виднеется горизонт, где горы сливаются с небом.

Художник с умением передает эмоции и настроение через свободные и легкие мазки кисти. Визуальная структура работы заложена в гармоничные композиционные формы, которые образуют плавные линии и кривые.

Многослойность картины позволяет зрителю уходить внутрь пространства работы, проникать в его энергию и переживать каждую деталь картины. Композиция захватывает взгляд, не оставляя равнодушным.

Картина "Мотив из Хаммамета" является примером гармонии и красоты, созданной Хаммаметским художником. Она поражает своей оригинальностью и чувством природы, вписываясь в контекст истории искусства.

Пауль Клее, "Мотив из Хаммамета", 1914

Яркий свет Туниса вдохновил Клее на создание картин с яркими акварельными мазками. Верхняя часть картины написана предметно, в то время как композиция нижней части следует принципам Роберта Делоне, который использовал цвет и их контрасты для выражения. Здесь они представлены в виде сочетания красных и зеленых пятен в стиле народной ткани.

Клее предлагает, что цвет, форма и самая слабая намек на мотив достаточно, чтобы в глазах зрителя восстановить реальное чувство спокойствия, которое художник испытал в оригинальном пейзаже, с динамикой и энергией.

Место воздействия, 1922

Пауль Клее, "Betroffener Ort", 1922

В начале своей работы в Баухаузе Клее создал это произведение, которое показывает сцену многозначительных знаков и символов на фоне модульных фиолетовых и оранжевых плоскостей. Различные полоски цвета указывают на горизонт, горизонтальное ударение которого снимается только силой покрашенной стрелки, внезапно предполагающей что-то такое повседневное, как дорожный знак.

Как и множество оттенков цвета, стрелка создает движение и заставляет зрителя смотреть в центр картины.

Очевидно виден влияние кубистических натюрмортов Пикассо и Брака на Клее: Клее предлагает нам мотив, нарисованный природой, и в то же время отрицает его, чтобы напомнить нам, что здесь нет окна, а есть своего рода абстрактная система.

"Машина-чирик" (Die Zwitschermaschine), 1922

Пауль Клее, "Звонарь", 1922 год

Название отсылает к игрушке или украшению для дома, четыре механических птицы, отдыхающие на ручке, вращение которой может заставить их петь.

В состоянии покоя они создают угрожающее впечатление, и почти неясно, о каком виде существа идет речь. Только их разинутые клювы говорят о том, что, скорее всего, это птицы.

Основными идейными мотивами данной небольшой игровой надписи являются дадаистская и сюрреалистическая фантазия, а также ощущение тревоги относительно самого обычного предмета повседневной жизни. У Клее для создания этой мультипликационной работы использовалась инновационная техника: он рисовал на листках бумаги, предварительно покрытых черной масляной краской, что привело к расплывчатым линиям и черным пятнам на заднем плане.

Главные и отдельные пути, 1928

Основные и побочные пути, 1928

В 1928 году Клее посетил Египет и там был глубоко вдохновлен местной культурой. Впечатления от Египта побудили его создать несколько ярких произведений искусства, основываясь на том, что он видел. Но, как и многие его другие работы, эта картина не является полностью оторванной от своей реальной темы.

Узкие синие прямоугольники в верхней части холста представляют небо, в то время как неправильные прямоугольники и трапеции создают пути, которые направляют глаз от нижнего края произведения искусства до горизонта. Широкие трапециевидные светлые оттенки размещены в центре холста, чтобы указать на главную дорогу. Таким образом, Клее манипулирует цветом, формой и линией, чтобы создать ощущение глубины и движения в реальном мире.

Смерть и огонь, 1940

Смерть и огонь, 1940

Смерть и огонь - это произведение Пауля Клее из его позднего периода творчества. Слово "смерть" находится несколько раз на картине. Например, отдельные буквы можно найти в черепе в центре изображения. Три буквы также могут быть сформированы с помощью представления из руки фигуры, ее лица и золотого шара в руке фигуры.

Один из подходов к интерпретации этой работы заключается в том, что фигура приближается к смерти и находится на грани этого. Изображение противопоставляет холодному белому цвету теплые оттенки красного и желтого, возможно символизируя своего рода пещерную живопись, чтобы указать на создание человечества и его грустную смертность.