Паула Модерзон-Беккер была немецкой художницей, родившейся в 1876 году. Она считается одной из величайших представительниц немецкого экспрессионизма и одной из первых женщин, полностью посвятивших себя искусству.

В своих полотнах Модерзон-Беккер отображала глубокую эмоциональность и интимность. Она создавала портреты, пейзажи и натюрморты, в которых фиксировала моменты жизни и окружающую ее природу.

Ее самым известным произведением является портрет Рауля Хаусмана, второго мужа художницы. В этой работе Модерзон-Беккер сконцентрировалась на выражении личности и внутреннего мира своего возлюбленного.

Среди других известных работ художницы можно назвать "Самопортрет с двумя камерами" и "Лежащая актриса". Обе эти картины отражают ее уникальный стиль, играющий с формами и цветами, а также открывают глубину ее самонаблюдения и саморефлексии.

Паула Модерзон-Беккер не только оставила непередаваемый след в искусстве, но и проложила путь для многих женщин-художниц, осмелившихся покорить мужское пространство в искусстве. Ее работы до сих пор вызывают удивление и восхищение своей автентичностью и смелостью выражения.

Паула Модерзон-Беккер (род. 8 февраля 1876 г., Дрезден - ум. 30 ноября 1907 г., Ворпсведе) была немецкой художницей, которая внесла свой вклад в интеграцию стилей постимпрессионистских художников конца 19 века, таких как Поль Сезанн, Поль Гоген и Винсент ван Гог, в немецкое искусство.

Биография Паулы Модерзон-Беккер

Основные моменты

Молодость и образование

Паула Беккер родилась 8 февраля 1876 года третьим из семи детей в образованной и интеллектуальной семье в Дрездене. В 1888 году Беккеры переехали из Дрездена в Бремен. После короткого пребывания в Лондонской художественной школе и двухлетнего обучения в Бремене, Беккер покинула родной город в 1896 году, чтобы учиться в Художественной школе Берлинского общества художниц. В 1897 году она впервые посетила Ворпсведе.

Художественная колония Ворпсведе

Ворпсведе - это сельская деревня в Нижней Саксонии, недалеко от Бремена. В начале 1890-х годов группа молодых художников, в основном Фриц Маккензен, Отто Модерзон и Ганс ам Энде, оседлаются в этой деревне, привлеченные дикой, болотистой местностью и чистой простотой сельской среды.

Художники рисуют пейзажи, крестьян и сцены, отображающие сельские традиции. Их работы иногда смелые и имеют землистые тона, похожие на произведения французского художника Гюстава Курбе.

Однако чаще они задумчивы и интуитивны, иногда даже романтичны. В Ворпсведе Беккер изучает фигуративную живопись у Маккензена и также знакомится со своим будущим мужем Отто Модерзоном.

В Ворпсведе работали несколько художниц. В то время, когда женщинам было непросто вести достойную жизнь в качестве художниц, им часто было приятнее работать в такой загородной обстановке, чем в академиях крупных городов.

Постимпрессионизм и экспрессионизм в Париже

В 1898 году Беккер отправилась в путешествие по Скандинавии. После возвращения она поселилась в Ворпсведе. Во время ее первой поездки в Париж в 1900 году, где она шесть месяцев училась в академии Коларосси, она поделилась ателье с Кларой Вестхоф, которая впоследствии вышла замуж за известного писателя Райнера Мария Рильке.

Во время своего изучения старых мастеров в Лувре она познакомилась с работами Сезанна и Гогена, которые ее сильно впечатлили. По возвращении в Ворпсведе она обручилась с Отто Модерзоном и в следующем году вышла замуж.

Паула Модерзон-Беккер была преданным женщиной,посвятившей свою жизнь искусству. У нее часто возникало желание жить и работать независимо от своего мужа. Париж, вероятно, дал ей вдохновение, которое Ворпсведе не могло дать, потому что она вернулась в этот город в 1902 году, чтобы учиться в Академии Жюлиан, и еще раз в 1903 году, чтобы участвовать в Академии Коларосси.

Во время своего второго пребывания она была особенно впечатлена японским искусством и работами французских художников, таких как Дега и Роден, чьи студии она также посещала. Хотя Модерзон-Беккер некоторое время вернулась в Ворпсведе, ее вскоре снова потянуло в Париж.

Например, в 1906 году она провела там целый год и написала своей сестре, что это самое счастливое время в ее жизни.

Возвращение в Ворпсведе и внезапная смерть

Весной 1907 года она вернулась в Ворпсведе, где 2 ноября родила дочь Матильду, но умерла 20 ноября 1907 года от сердечного приступа. Ей было 31 год, и она рисовала менее 10 лет.

Ее художественное наследие

Только после ее смерти был обнаружен полный объем ее произведений. За короткий период творчества она создала более 400 картин и около 1000 графических работ.

Хотя она вела уединенную жизнь по своему натуральному склонности, ее впечатлительность, с которой она обращалась к своим мотивам, свидетельствует, что у нее было большое интерес к индивидуальностям и межличностным отношениям. Несмотря на то, что на момент своей смерти она была относительно неизвестна, сегодня она признана одной из выдающихся немецких художниц своего времени.

В особенности ее обращение с цветом, искажение форм и ее интенсивное личное переживание делают ее одной из важных предшественниц немецкого экспрессионизма XX века.

Знаковые работы и названия картин Паулы Модерзон-Беккер

Среди ее известных экспрессионистских картин можно назвать:

Старушка фермерша, 1903 год

В очаровательном портрете "Старушка фермерша", написанном в 1903 году, художник передает образ старой деревенской женщины с неповторимым лицом и выразительным взглядом. На полотне можно уловить отражение усталости и мудрости, накопленной годами трудной жизни.

Мастерски использованные несколько цветовых палитр создают глубину и сложность восприятия этого произведения. Смелые штрихи и мягкие переходы создают реалистичные текстуры и оттенки. Глядя на картину, можно прочувствовать эмоции, которые переполняли фермершу в ее каждодневной борьбе за выживание.

Композиция художника мастерски сбалансирована: старушку смотрит непосредственно на зрителя, она занимает центр полотна и является его главным доминантом. Использование глубоких тонов создает чувство меланхолии и скомканности.

Этот портрет пробуждает интерес и вопросы о жизни этой женщины. Что она пережила за свою долгую жизнь, насколько трудно было ей сохранить свою независимость и достоинство? Картине удается заставить зрителя задуматься о том, какие моменты определили ее жизнь и какие тайны она скрывает в своем взгляде.

  1. Картина "Старая фермерша" Паулы Модерзона-Беккер, 1903 год.
  • "Самопортрет полунагой с янтарным ожерельем II", 1906 год.

  • Старая жительница бедняцкой общины в саду с стеклянным шаром, 1907 год.

  • Паула Модерзон-Беккер, Старая жительница сада с стеклянным шаром, 1907.

    Ранние работы Модерзон-Беккер - особенно пейзажная живопись с пейзажными видами вокруг Ворпсведе и множество жанровых картин с сельскими сценами - были выполнены в типично романтическом стиле колонии.

    Однако все это изменилось после ее опыта в Париже. Она развила мощный, примитивный стиль, через который могла выразить свое уникальное видение мира. Она вдохновлялась прежде всего произведениями Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Поля Сезанна, и стремилась к самостоятельному, сокращенному стилю живописи. Как и ее вдохновители, она решала свои художественные проблемы с помощью простых натюрмортов.

    В поисках тем для своей работы Модерзон-Беккер часто обращалась к местным жителям и ландшафту Ворпсведе. Она, кажется, была особенно увлечена самыми старыми, молодыми и беднейшими жителями деревни.

    Среди ее впечатляющих работ находятся портреты пожилых людей из приютов для бедняков или исхудалых детей из деревни, с которыми она часто играла. Чтобы достичь грубой однообразности в своих работах, она часто использовала темперу вместо масляной краски.