Название работы искусства, будь то картина, скульптура или фотография, играет важную роль в ее восприятии зрителем. Но что если художник решил не придавать своему творению название? Такая практика достаточно распространена в мире искусства и имеет свои особенности и причины.

Одна из возможных причин - это стремление художников сохранить открытость и не ограничивать интерпретацию своих работ каким-либо конкретным названием. Без названия картина, скульптура или фотография становятся полотном для воображения зрителя, который может видеть и воспринимать произведение искусства так, как ему хочется.

Безымянное искусство также может вызывать больше вопросов у зрителей и сподвигать их на более глубокое исследование и интерпретацию произведения. Отсутствие названия позволяет создать определенную загадку вокруг работы, вызывая интерес у зрителей и привлекая их внимание.

Кроме того, некоторые художники считают, что название может ограничиться идею или концепцию работы. Если произведение искусства абстрактно или неопределенно, то дать ему название может быть сложно или просто неуместно. В этом случае работы без названия могут стать своего рода открытой площадкой для размышлений и впечатлений зрителей.

В итоге, отсутствие названия в искусстве может быть выбором художника, чтобы дать свободу восприятия зрителям, вызвать у них вопросы и заинтересовать их. В конечном счете, название или его отсутствие - это лишь один из аспектов, влияющих на взаимодействие между произведением искусства и его публикой.

Что общего у изображения чашки кофе, холста, покрытого яркими цветовыми пятнами, и скульптуры из стали и плексигласа? Все они являются безымянными произведениями искусства. Более того, у них всех одно и то же название: "Безымянный", или "Untitled" на английском языке.

Почему некоторые художники не давали названия своим произведениям

Хотя привычка давать названия искусству стала нормой, многие художники уже давно подвергают это сомнению. Например, Пабло Пикассо настаивал на том, что у него не было ничего общего с названиями своих работ.

В то время как многие названия были присвоены галерейщиками и торговцами со временем, Пикассо предпочитал, чтобы его произведения говорили сами за себя. Ведь художник владеет лишь одним языком - языком изображения, который не связан со словами.

На практике не имеет смысла оставлять произведение искусства без названия, кроме философских соображений. Без названия работа становится головной болью для галеристов. Психологические исследования показали, что зрители обращают меньше внимания на произведения искусства без названия и имеют меньшее понимание их смысла.

Однако "Без названия" стало настолько распространенным, что само по себе стало названием. Это слово может подчеркивать отсутствие образного представления или предоставлять зрителю необремененное пространство для собственной интерпретации произведения.

История произведения искусства "без названия"

Иногда "Без названия" просто является реликвией прошлого - до того, как принялись давать названия произведениям искусства. В Европе до 18 века художники не обязаны были называть свои работы, так как большинство искусств оставались на одном месте.

Сегодняшний художественный рынок требует обширной маркировки и каталогизации. На тот момент такого не было. Произведение искусства, выставленное в частном доме, было понятным для зрителя - либо потому, что оно изображало знакомую тему, либо потому, что оно было сделано по заказу после обсуждений между заказчиком и художником.

В публично выставленных произведениях были показаны известные истории: библейские сцены, такие как Анонциация, или мифологические изображения, которые часто воспроизводились разными художниками.

Название произведения многим зрителям может показаться излишним и бесполезным. Во времена, когда общая грамотность и образование были не так распространены, картина была лучше понятна, чем письменный язык. В давней Европе это было еще актуально.

Предварительный конец безымянных произведений искусства

Традиция называть произведения началась с распространения музеев искусств по всей Европе в 18 веке, начиная с Музео Капитолина в 1734 году и Лувра в 1793 году.

Почти в то же время росла и художественный рынок с созданием аукционных домов, в частности, Sotheby's в 1744 году и Christie's в 1766 году.

С увеличением распространения произведений стало необходимо использовать заголовки, чтобы не только следить за объектами при изменении их окружающей среды, но и предоставить зрителям контекст в различных местах выставки. Теперь работа не могла полагаться на информацию, передаваемую устно от родственников или непосредственно от художника к зрителю.

Для художников, участвующих в групповых выставках и салонах, заголовки стали необходимы, чтобы организовать представленные художественные произведения.

Многие произведения искусства, которые до 18 века не имели названия, получили со временем неофициальные наименования или формальные заголовки от посредников, таких как галеристы, историки и кураторы искусства.

Например, название "Моны Лизы" происходит из книги Джорджио Вазари о жизни художников, в которой он описывает ее как портрет Моны Лизы, жены Франческо дель Джокондо.

Для одной из самых известных работ Рембрандта Рейксмузей выбрал название "Компания капитана Франса Баннинга Кокка и лейтенанта Виллема ван Руйтенбурга готовится к выезду" (1642). В настоящее время она лучше известна под названием "Ночная стража", потому что несколько слоев лака затемнили исходно схожую с дневным светом сцену.

Все произведения искусства без названия: Мона Лиза и Ночная стража

Прагматизм в названиях может противоречить намерениям художников, особенно тем, кто хочет оставить значение своего творчества открытым. Когда художники начали отказываться от предметности, опускали названия осознанно.

Если произведения искусства должны превосходить визуальные ориентиры, то художники были решительны в том, что они должны работать и вне лингвистического мира. Клиффорд Стилл, великий художник абстрактных полотен, однажды сказал о своем выборе безымянных произведений:

Я не хочу намеков, которые бы мешали зрителю или помогали ему.

Художники других современных художественных направлений отступали от титулов по схожим причинам. Минималисты шли еще дальше, разрушая абстрактную живопись, сосредоточиваясь на чистой форме и акцентируя на материальности.

Для того чтобы сократить объекты и эстетику до их существенных составляющих, также стала неважной и язык. Дональд Джад, например, не назвал многие свои работы.

Дональд Джадд: Без названия, 1989 год Фото: Стив Снодграсс / Фликр / CC BY 2.0

Термин "Без названия" также стратегически использовался художниками поколения изображения, которые оценивают массовое распространение изображений.

Особенно в работах Синди Шерман "Без названия" (1977-80) слово подчеркивает общий характер изображений, в которых Шерман играет известные женские роли из масс-медиа.

Будущее безымянных произведений искусства

В мире искусства, овеянном институтами и управляемым языком, часто неизбежно, что многие произведения сопровождаются выставочным текстом или описанием.

В контексте движений Дада, Сюрреализма, Кубизма и Футуризма Марсель Дюшан опросил традиционные практики искусства.